Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

В классической педагогике понятие «технология обучения» не является общепринятым. В организационных документах всемирных организаций под технологией обучения понимается весь процесс преподавания и усвоения знаний, учитывая человеческие и технические ресурсы, а также их взаимодействие, основная задача которого – оптимизация форм образования.

Существует множество определений термина «технология обучения». В одних источниках под технологией обучения понимают некий тандем средств и методов обработки и предоставления учебной информации. В других – выделяют, как целую науку о способах воздействия преподавателя на учеников в ходе учебного процесса, используя технические и (или) информационные средства, которые ему могут понадобиться.

В современном мире, открытом для всего нового и необычного, иногда даже противоречащего нормам классической науки и педагогики, в частности, есть смысл говорить об изобилии технологий, помогающих сделать педагогику мобильной, стремительно развивающейся наукой. Одной из таких принятых в нашем обществе «инноваций», является дистанционная технология организации учебного процесса.

Так что же такое дистанционные образовательные технологии? Дистанционные образовательные технологии – это технологии реализации заочной формы обучения, используя учебный контент и тестирование знаний через компьютерную сеть Интернет. Также можно говорить о том, что это информационная технология, с помощью которой обеспечивается предоставление студентам  основного учебного  материала и организуется взаимодействие обучающихся с преподавателями. Данная технология полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств. Одним из методом предоставления информации студентам является открытие личного кабинета студента в системе дистанционного обучения «Moodle». Именно с помощью указанного выше метода применяются дистанционные технологии для реализации программ высшего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения более чем по десяти направлениям бакалавриата с различными профилями, а также четыре направления магистратуры в Интернет-институте Тульского государственного университета.

Схема личного кабинета студента Интернет-института ТулГУ представлена на Рисунке 1.


Рис.1. Схема личного кабинета студента Интернет-института ТулГУ

 

 

Исходя из Рисунка 1 можно сделать вывод о том, что каждый студент в своем личном кабинете в системе ДО имеет возможность ознакомиться с образцами документов и полезными программами, которые могут ему понадобиться в ходе обучения, посмотреть новостной форум и поучаствовать в обсуждениях материала любой доступной ему дисциплины, оценить пройденный курс после изучения учебного контента.

Сам процесс обучения, реализуемый через дистанционные технологии, представлен на Рисунке 2.


Рис.2. Процесс обучения, реализуемый через дистанционные технологии в Интернет-институте ТулГУ

 

 

Из Рисунка 2 видно, что реализация заочной формы высшего образования с использованием дистанционных технологий открывает большие возможности и решает некоторые проблемы классического очного образования.

Во-первых, каждый учащийся сам для себя решает, как и в какое время ему приступать к обучению и выполнению контрольно-аттестационных заданий.  Круглосуточный доступ в личный кабинет и к учебному контенту позволяет обучаться и усваивать информацию в полном объеме в то время дня и ночи, в тот день недели, в который удобно самому студенту, что повышает уровень эффективности обучения.

Во-вторых, дистанционные технологии позволяют сделать учебный процесс «гибким». Это связано с тем, что ни преподаватели, ни студенты не привязаны к четкому расписанию и периодичности учебных семестров. Поэтому такая реализация программ ВПО позволяет реализовывать индивидуальный подход к системе образования. Имеется в виду, что студент имеет возможность начать обучение с любого месяца в течение календарного года.

В-третьих, так как сводится к минимуму «живой контакт» студента с преподавателем решаются сразу два вопроса, которые практически невозможно ликвидировать при освоении программ бакалавриата и магистратуры в их классическом очном виде: адаптация учебного контента для наибольшей ясности, логики и полноты изложения и структурированности; четкость и определенность фиксации результата через сведение личностного фактора к минимуму.

Решение первой проблемы связано с тем, что читая лекцию в большой аудитории, любой преподаватель имеет возможность лично разъяснить какие-либо понятия, вызывающие затруднения в четко отведенное время для занятий. В случае с дистанционным образованием нужно составить учебный контент и методические указания таким образом, чтобы они в самом компактном виде были максимально понятны и информативны. Такой подход к обучению экономит время как студента, так и преподавателя.

Вторая проблема наиболее распространена при условии личной визуальной неприязни двух ключевых людей, задействованных в учебном процессе – обучающий и учащийся. В случае с промежуточными аттестациями все просто – непосредственный контакт преподавателя и студента полностью отсутствует, так как человек сдает зачеты и экзамены в тестовой форме, полностью отдаленно, используя возможности личного кабинета и не находясь в стрессовой ситуации, связанной с возможным психологическим давлением.

Выполнение контрольных мероприятий – процесс немного сложнее, но и он сведен к четкой фиксации конечного результата в виде оценки без «сталкивания» интересов в случае пересдачи или переделывания работы. Студент может консультироваться с преподавателем по любым вопросам, касающимся выполнения задания дистанционно, а также отвечать на вопросы преподавателя, не находясь под пристальным взглядом проверяющего. Все эти факторы обеспечивают четкость и прозрачность формирования оценки за работу, при этом личностный критерий общения сводится к минимуму.

В-четвертых, при обучении через Интернет студент чувствует себя более спокойно и уверенно, нежели испытывая психологическое давление, находясь перед преподавателем. Тем самым создается положительный эмоциональный фон, способствующий созданию комфортной обстановки для изучения и усвоения учебного материала, написания контрольных и курсовых работ, а также успешного прохождения промежуточных испытаний.

Применение дистанционных технологий в современной педагогике – процесс, открывающий двери в науку и образование тем категориям граждан, которые по различным причинам не могут посещать занятия. Это технология, расширяющая границы возможного и открывающая новые двери и горизонты для динамично развивающейся науки.