Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Научная проблема заключается в поиске предикторов, способствующих формированию академической мобильности субъектов образовательной деятельности в вузе. Возникла объективная потребность изучения основополагающих факторов (предикторов) формирования академической мобильности субъектов образовательной деятельности в образовательной среде вуза. Данная потребность привела к переосмыслению имеющегося опыта и формированию новых педагогических идей и подходов, связанных с обучением студентов. В связи с вышесказанным нами была обозначена проблема – выявление основополагающих факторов (предикторов), определяющих формирование академической мобильности субъектов образовательного процесса в вузе. Постановка проблемы связана с принятием Россией в 2003г. Болонского соглашения, в котором академическая мобильность субъектов образовательного процесса в вузе обозначается как один из ведущих факторов построения нового образовательного пространства Европы. По определению, которое дано Болонским соглашением, академическая мобильность с убъектов образовательного процесса – это возможность для студентов и преподавателей, административно- управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы.

Таким образом, заявленная проблема является актуальной в связи с тем, что существует необходимость формирования академической мобильности субъектов образовательного процесса в вузе, а определяющих факторов (предикторов), влияющих на формирование академической мобильности не выявлено.

Актуальность исследования обусловливается тем, что в современной педагогической теории и практике недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблемы формирования академической мобильности субъектов образовательной деятельности в среде вуза.

Решение проблемы поиска и выбора условий формирования академической мобильности субъектов образовательной деятельности требует более детального исследования, что является следствием обострения следующих противоречий между:

-социальным заказом общества на подготовку мобильных специалистов, способных к решению сложных социально-профессиональных задач и реальной подготовкой специалистов в вузах, основу которой составляет формирование профессиональных знаний, умений и опыта профессиональной деятельности;

- необходимостью формирования академической мобильности студентов и существующими теоретико- методологическими основаниями, не позволяющими решать эту задачу в образовательном процессе педвуза;

-необходимостью осуществления целенаправленной работы по формированию академической мобильности студентов вуза и необходимости создания для этого специфических образовательных сред;

-необходимостью выявления предикторов формирования академической мобильности субъектов образовательного процесса в вузе и отсутствием необходимых исследований по изучению факторов, которые можно отнести к предикторам.

Выделенные аспекты исследования и существующие противоречия в совокупности направлены на решение проблемы, заключающейся в поиске путей и средств выявления предикторов формирования академической мобильности субъектов образовательной деятельности.

Далее приведем список работ, в котором актуализируется понимание того, что в образовательной среде вуза необходимо формирование мобильности как профессионального и личностного качества.

1.      Амирова  Л.А.  Развитие  профессиональной  мобильности  педагога  в  системе  дополнительного образования – теория и методика профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Уфа, 2009.

2.      Каплина С. Е. Концептуальные и психологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. … доктора пед. наук: 13.00.08. – Чебоксары, 2008. – 48 с

3.      Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2007. – № 1. – С. 63–69.

4.      Мареев В.И. Модель становления профессионально мобильного специалиста/В.И. Мареев, Л.В. Горюнова // Известия Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского МСАО – 2005. - №3.-С.14-19.

5.      Нужнова С.В. Формирование готовности к профессиональной мобильности // Высшее образование в России. -2009. - № 6. - С. 152-156.

6.      L. Szczurowski, 2010. Service Discovery in the SOA Systems, Pt Ii, Proceedings, 5991: 29-38.

7.      Elias, T., 2011. Universal Instructional Design Principles for Mobile Learning. International Reviewof Research in Open and Distance Learning,12(2): 143-156.

8.      Brzostowski,      K.,      W.     Rekuc,    J. Sobecki and System. Intelligent Information and Database Escudeiro,

N. and P. Escudeiro, 2009. Organizing web educational resources according to specific user needs. In 8th European Conference on e-Learning, October 29-30, 2009. Bari, Italy, pp: 189-195.

9.      Joldersma, C.W., 2011. Ernst von Glasersfeld’s Radical Constructivism and Truth as Disclosure. Educational Theory, 61(3): 275-293.

10.   Advanced Ontology Management System for Personalized e-Learning. Knowledge-Based Systems, 22(4): 292- 301.

11.   Matijevic, M.,  2011. The New Media and Informal Learning. Online Submission, Digital Technologies and  New  Forms  of  Learning, pp: 271-278. Matijevic, M. and D. Radovanovic, 2008.

12.   Communication Technologies and the Classroom Teaching Environment. In The Special Focus Symposium on the Pedagogy in the Context of a Knowledge Society, Zadar, Croatia, October 25-26, 2010, pp: 45-49.

13.   Vinevskaya A, 2013, Pedagogical Layout of Mobile Educational Environment in the Higher Educational Institution. Middle-East  Journal  of Scientific Research 14 (8):  1029-1034,  2013. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.14.8.2150.

В соответствии с обозначенной актуальностью исследования нами были определены конкретные задачи исследования:

1.     На основе анализа психолого-педагогической литературы оценить состояние проблемы в теории и практике высшего образования.

2.      Выделить и теоретически обосновать предикторы, определяющие формирование  академической мобильности субъектов в образовательной среде вуза, определить связи между ними.

3.Определить и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс предикторов, определяющих формирование академической мобильности субъектов в образовательной среде вуза.

4. Разработать и апробировать измерительный инструментарий по выявлению предикторов, определяющих формирование академической мобильности субъектов в образовательной среде вуза.

Мы ставим перед собой конкретную задачу, которая заключается в том, чтобы провести изучение, анализ и подбор материала для разработки технологии проведения исследования предикторов, определяющих формирование академической мобильности субъектов в образовательной среде вуза. Выполнение задачи будет определяться разработкой технологии выявления предикторов (постановка цели, задач, определение критериальных характеристик, подбор адекватных статистических индикаторов и количественных показателей для рейтинговой оценки и ранжирования, подбор диагностических методик по проблеме исследования). Для этого необходимо проведение исследования в вузах России по изучению предикторов, определяющих формирование академической мобильности субъектов в образовательной среде вуза. Обработка и анализ полученного материала, представление аналитической информации о полученных данных проведенного исследования.

В связи с чем, теоретическую основу исследования составят: теория организации педагогического процесса (В.П. Беспалько, Б.Г. Гершунский, В.А. Сластенин и др.); теория профессионального образования (А.Я.Найн, Е.В.Романов, А.Н.Сергеев и др.); психологические теории деятельности, (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теория и методика педагогических исследований (А.А. Анастази, А.П. Беляев, Т.Е. Климова, В.В.Краевский, Б.У. Родионов, Н.М.Таланчук и др.).

В разработке теоретических аспектов исследования мы будем опираться на основные положения системного подхода (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.И.Загвязинский, Г.Н.Сериков, В.А.Сластенин и др.), положения деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн), положения личностно-ориентированного подхода (В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская, Л.П.Качалова, И.С.Якиманская и др.), на работы, отражающие основные положения теорий и концепций мобильности (Ю.В. Арутюнян, Т.И.Заславская, Б.М.Игошев, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов и др).

В качестве ведущих подходов выступают следующие: системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Применение системного подхода в нашем исследовании представляет качественно более высокий уровень познания, связанный с переходом от отдельного познания к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному и одновременно связан со структурой личности, ее направленностью, интересами, потребностями. Данный подход позволяет проанализировать, исследовать, развивать социально-профессиональную мобильность в процессе ее формирования как целостную, единую систему.

При личностно-ориентированном и деятельностном подходе к формированию академической мобильности студентов происходит учет и специальная организация мотивации, адаптации, способностей, уровня притязаний, самооценки и т.д. В нашем исследовании личностно-ориентированный подход обеспечивает взаимопроникновение составляющих компонентов академической мобильности посредством включения студентов в разнообразную по видам и содержанию учебную, внеучебную, научно-исследовательскую деятельность, максимально приближенную к профессиональной.

Нами будут использованы методы, позволяющие выявить предикторы, определяющие формирование академической мобильности субъектов в образовательной среде вуза.

Важнейший метод, используемый в нашей работе – диалектический метод. Один из его основных принципов – это объективность рассмотрения педагогических фактов.

Для решения поставленных задач исследования будет также использован комплекс методов: теоретические методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогических и методических исследований, изучение передового педагогического опыта высшей школы); эмпирические методы исследования (социологические методы: опрос, анкетирование, интервьюирование; анализ продуктов творческой деятельности студентов; экспертная оценка и самооценка); методы математической и статистической обработки эмпирического материала с помощью модели Раша.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении предикторов, определяющих формирование академической мобильность субъектов образовательного процесса в вузе. Это будет способствовать тому, что у студента будет формироваться способность достаточно быстро и успешно овладевать необходимыми знаниями, современными технологиями, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность своей образовательной деятельности.

 

Список литературы

1.      Виневская А.В. Профессионально мобильный учитель. Формы и технологии коррекции педагогического взаимодействия в условиях современной образовательной ситуации. Таганрог: Изд-во ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», 2012. -236с.

2.      Елисеев И.Н. Диагностика индивидуальных свойств личности в студенческой среде на основе модели Раша. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 3. – С.35-38.