14 февраля 2016г.
Профессиональное образование сегодня главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности. В связи с этим особенности профессионального медицинского образования связаны с особой ролью преподавателя медицинского вуза, владеющего не только профессиональной компетентностью, но и современными педагогическими технологиями [8]. Высшая школа России переходит от традиционно использовавшей квалификационной (знаниевой) модели подготовки специалистов к компетентностной, основанной на готовности к применению знаний, умений, навыков и личностных качеств в продуктивной деятельности [10]. Для педагогики высшей школы это эволюционный процесс, означающий изменение парадигмы дидактики. Компетентностная модель подготовки меняет весь образовательный процесс, начиная с содержания образования и кончая организацией деятельности обучающегося по новым образовательным технологиям (ФГОС ВПО). Базовым для компетентностного подхода является понятие «результаты обучения», т.е. формулировка того, что учащийся должен будет знать, уметь делать и в состоянии демонстрировать в конце обучения. Главную роль здесь приобретает реализация классической триады: преподавание, обучение, оценивание. Они на базе содержания дисциплины обеспечивают необходимый уровень достижения результатов обучения, являющийся основой формирования компетенций выпускника. Для обеспечения эффективности и качества формирования компетенций, предусмотренных образовательной программой вуза, наряду с итоговой государственной аттестацией требуется организация текущего мониторинга учебного процесса [3].
Динамичная совокупность знаний, умений и личностных качеств (компетентность) может сформироваться при условии планомерной работы над учебным материалом. Для ее осуществления должна присутствовать соответствующая мотивация – это центральный психологический вопрос обучения. Мотивация, как побуждение к действию определенным мотивом, объясняет целенаправленность действия. Условием создания положительной мотивации является наличие педагогической системы, в которой предусмотрена и спланирована самостоятельная работа учащихся и обеспечен систематический контроль за ее выполнением [9].
Проблема качества образования является наиболее важной для вуза. Ответственность за качество высшего образования возлагается на учебные заведения. Так, в Бергенской декларации (2005г.) вузам стран-участниц Болонского процесса рекомендуется для повышения качества своей деятельности посредством системного внедрения внутренних механизмов контроля качества. Оценка выступает существенным элементом системы управления качеством образования в вузе, дающим возможность констатировать имеющийся уровень качества и прогнозировать возможность его повышения. Следовательно, управляемая система обеспечения и гарантии качества – одна из основных задач модернизации профессионального образования в вузе [2].
Переход к системе образования, соответствующей современным запросам человека, общества в сфере образования, осуществляется на основе концепции модернизации: разработки образовательных программ, ориентированных на интенсивные методики обучения и практическое применение знаний; увеличение удельного веса самостоятельной работы и методов обучения, формирующих практические навыки самообучения; обеспечение перехода к гибкой организации, предполагающей академическую мобильность, вариативность, построение индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса рассматривается как возможное средство интенсификации и обогащения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС в соответствии с запросами отдельной личности и возможностями образовательного учреждения [4].
К инновационным моделям образования относится и модульно-рейтинговая технология обучения, при которой учебная информация группируется в так называемые модули, совокупность модулей образует учебно- методический комплекс. В настоящее время создано много вариантов технологии модульного обучения, но в медицинском вузе перспективным направлением являются междисциплинарные модули, позволяющие использовать интегрированный метод формирования компетенций в учебном модуле «педиатрия» по отдельным нозологиям для студентов 5 курса лечебного факультета [6,7]. Для осуществления текущего контроля успеваемости и повышения объективности оценивая уровня и качества знаний вводится балльно-рейтинговая система обучения [1].
В последние годы стали говорить об образовательной среде и образовательном пространстве (общеевропейское, культурно-образовательное, здоровье сберегающее, адаптивное пространство развития личности и др.). Образовательная среда и пространство выступают как средство, фактор, условие, доказывающие свою эффективность в получении многообразных педагогических результатов: развитие гражданской позиции учащихся, формирование профессиональной компетентности будущих специалистов, реализация интеллектуального потенциала, профессиональное самоопределение, формирование готовности к профессиональной деятельности и развитие профессионализма [5].
Медицинская образовательная система нуждается в реформировании и модернизации. Успех будет определен двумя факторами: совместное действие заинтересованных субъектов (государство, ассоциации работодателей, представителей образовательных учреждений, общественных некоммерческих профессиональных ассоциаций, учащихся, слушатели системы профессионального и дополнительного образования); научная обоснованность и содержание реформ в медицинском образовании.
Список литературы
1. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции //Высшее образование в России.2011.8-9.41-45.
2. Жигалев Б.А. Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе //Высшее образование в России.2011.3.58-62.
3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации:компетентностный подход.М.:Догос,2009.
4. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность //Высшее образование в России.2011.5.65-70.
5. Роботова А.С. Об особенностях современного научно-педагогического дискурса //Высшее образование в России.2011.7.9-19.
6. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Проблемно-модульное обучение в медицинском вузе //Медицинское образование и профессиональное развитие.2014.3.53-58.
7. Романцов М.Г., Храмцова Е.Г., Мельникова И.Ю. Формирование профессиоеальных компетенций и становление компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе //Высшее образование сегодня.2015.7.2-10.
8. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Шамшева О.В. Роль преподавателя медицинского вуза в совершенствовании системы национального медицинского образования на этапе его реформирования //Детские инфекции.2013.4.63-67.
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.Т.1.М.:Педагогика,1986.
10. Шехонин А.А., Тарлыков В.А. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения //Высшее образование в России.2011.6.22-30.