Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Актуальной категорией в теории среднего профессионального образования становится «профессиональная компетентность». Формирование профессиональной компетентности требует новых, более эффективных путей организации учебного процесса в колледже технического профиля. Проблемы еѐ формирования в условиях профессиональной направленности процесса обучения нашли отражение в работах Л.В. Васяк, В.А. Далинтегра, Т.И. Федотовой, О.В. Ульяновой и др. Их работы обозначают в качестве ключевого принципа обучения реализацию междисциплинарных связей общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. В них подчеркивается исключительная важность обретения студентами практических знаний, понимание условий и способов их применения, что расширяет диапазон возможностей и обогащает личный опыт обучающихся, делая теоретические знания более основательными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

Большую роль в подготовке специалистов среднего звена играет математическое образование. Обязательными требованиями при его реализации являются: непрерывность изучения и применения математики, фундаментальность математической подготовки, ориентированность курса математики на практику, равнозначность математической подготовки для всех специальностей СПО, преемственность математического образования на всех этапах обучения [4]. В колледже технического профиля математика выступает как фундаментальная наука для изучения общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей. Еѐ преподавание в колледже строится с соблюдением преемственности школьного математического образования, в основе содержания которого лежит спирально-концентрический принцип построения учебного материала, а также с учетом связей между дисциплинами, как изучаемыми в школе: физика, химия, черчение, так и не изучаемыми в основной школе: электротехника, инженерная графика, техническая механика и т.д. В свою очередь, анализ качества знаний и умений абитуриентов, поступающих в колледжи, показывает, что качество школьной математической подготовки снижается и всѐ менее отвечает требованиям современного производства [1].

Обозначенная проблема актуальна в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, где центральным становится формирование профессиональной компетентности будущих специалистов при обучении всего спектра дисциплин. Реализация междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена поможет установить преемственность между изучаемыми дисциплинами и  будет способствовать повышению уровня подготовки будущих специалистов [4].

Для выявления междисциплинарных связей, в качестве примера, нами был выбран один из разделов математики «Интегральное исчисление» и выполнен анализ рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» (см. Табл.1). Также, с целью выявления необходимости применения математических знаний и умений данного раздела в преподаваемых ими дисциплинах и модулях нами было проведено анкетирование преподавателей Йошкар-Олинского аграрного колледжа.

Было выявлено, что раздел математики «Интегральное исчисление» является фундаментальным для изучения следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей по данной специальности:

– ПД.03 Физика;

– ЕН.01 Экологические основы природопользования;

– ОП.02 Техническая механика;

– ОП.04 Основы электротехники;

– ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга;

– ПМ.01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных организаций;

– ПМ.02 Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий;

– ПМ.03 Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей и ремонт электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

Будущему технику по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» необходимо уметь вычислять такие величины как путь, работа, давление, уметь рассчитывать энергию, мощность, ток, делать расчѐты установок и освещения, разрабатывать графики нагрузки и потери в линиях электропередач и многое другое, используя математические знания и умения по разделу «Интегральное исчисление».

По нашему мнению, в процессе теоретического формирования понятия «Определѐнный интеграл» студентам необходимо показать возможности его применения при вычислении таких величин как работа силы, плотность тока, путь, пройденный телом и т.д. Следует обратить их особое внимание на то, что, несмотря на всѐ многообразие таких задач, все они объединены одной схемой при подходе к решению. В этом подходе определѐнный интеграл рассматривается как предельная сумма искомой величины. Обретение студентами навыков решения задач, ориентированных на успешное изучение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, стало основополагающим при изучении этого раздела математики.

Аналогичным образом, можно показать междисциплинарные связи всех разделов математики по каждой реализуемой специальности колледжа технического профиля.

Очевидно, что усиление междисциплинарных связей в преподавании дисциплины «Математика» является эффективным средством формирования профессиональной компетентности студентов колледжа. Принцип междисциплинарности должен получить адекватное выражение в проектировании и реализации межпредметного взаимодействия в профессиональной подготовке будущих специалистов [2].

 

Список литературы

1.      Николаева, И.В. Комплексный подход в процессе обучения математике / Т.С. Бусыгина, И.В. Николаева // СПО Приложение – 2015. – №5. – С.19–21.

2.      Перехожева Е.В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Перехожева. Чита, 2012. 23 с.

3.      Сироткина М.А., Бочкарева О.В., Снежкина О.В. К вопросу о профессиональной направленности обучения математике // Вестник магистратуры. – 2014. – № 2 (29). – С. 59- 61. 4.

4.      Федотова, Т.И. Профессионально ориентированные задачи как содержательный компонент математической подготовки студентов технического вуза в условиях  уровневой дифференциации автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2009.