Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

В работах ученых-педагогов и психологов термин «устойчивость» трактуется как «психологическая устойчивость», «нравственная устойчивость», «эмоциональная устойчивость», «социальная устойчивость» личности и др. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем проблему нравственной устойчивости личности, которая обращена одной гранью к психологии, другой – к педагогике. Целью данной статьи является рассмотрение подходов к определению нравственной устойчивости личности как педагогической категории. Понятие «нравственная устойчивость» личности рассматривается как необходимый компонент процесса формирования личности. В специальной литературе проблема устойчивости освещается достаточно широко. Имеется ряд монографических (Я.Рейковский, Л.М. Аболин, В.Э. Чудновский, Л.И. Божович и др.) и диссертационных (В.Л. Марищук, П.Б. Зильберман, З.В. Коваленко, В.В. Аршинова, И.В. Андреев, Н.Н. Телепова, Д.Р. Коновалова и др.) исследований, а также статей в специальных изданиях (Е.П. Крупник, М.Н. Тышкова, О.А. Ушмудина и др.), где психологический аспект устойчивости является стержневым.

Однако педагогические исследования нравственной устойчивости являются необходимыми для разработки методологических подходов к изучению единого процесса развития и формирования личности. Поэтому анализ нравственной устойчивости требует рассмотрения педагогических характеристик и конкретизации педагогической категориальности этого понятия, основываясь на трактовке термина «категория» как наиболее общего основного понятия, которое включает совокупность понятий меньшей степени обобщенности [8, с. 44- 45].

В контексте осуществляемого исследования исходным и определяющим выступает педагогический аспект, поскольку он позволяет, прежде всего, проследить особенности воспитания нравственной устойчивости в процессе становления личности студента. «Педагогический подход, который базируется на психологических знаниях о развитии человека, помогает расширить и углубить вопрос о формировании личности при анализе различных форм ее деятельностно-поведенческой устойчивости» [13, с.45]. При педагогическом анализе необходимо определить, кто является носителем данного образования, когда возникает, как проявляется, развивается, изменяется, корректируется, какие функции осуществляет, как и при каких условиях формируется, и т.д. Принимая во внимание, что воспитываемая личность является носителем нравственной устойчивости как качества, следует отметить, что единство применения педагогического и психологического аспектов позволяет раскрыть сущностную характеристику нравственной устойчивости, а также ее связь с ведущими компонентами структуры личности.

В психолого-педагогическую науку понятие «нравственная устойчивость» ввела известный психолог Л.И. Божович. В своем выступлении на XVIII психологическом конгрессе в 1966 г. она назвала проблему устойчивости личности у детей и подростков  актуальнейшей проблемой современной педагогики. В своем докладе Л. И. Божович говорит о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью (на себя, на интересы других людей, на дело и т.д.) [1]. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные,  ведущие  мотивы,  подчиняя себе все остальное,  характеризуют строение  мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Мотивы определяют и характер направленности личности, и ее нравственную устойчивость.

В педагогической литературе устойчивость выделяется в качестве необходимого компонента нравственного становления личности школьника (И.С.  Марьенко, И.Ф.Харламов). Так, И.С. Марьенко, рассматривая нравственное становление личности школьника, отмечает, что нравственная устойчивость школьника делает его поведение и отношения независимыми в различных ситуациях и достигается через становление социально-нравственных мотивов и усвоение объективно существующих форм и способов  поведения [7]. И.Ф. Харламов (1999) отмечает, что устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения [15].

При рассмотрении понятия «нравственная устойчивость» личности выделяются две точки зрения. Представители первой точки зрения определяют нравственную устойчивость как способность личности к определенным действиям в рамках нравственных норм, принципов и правил. Например, В.Э. Чудновский считает, что «нравственная устойчивость - это способность человека сохранять и реализовывать в различных ситуациях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам, убеждениям» [16, с. 4]. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко также определяют нравственную устойчивость как способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных норм и принципов [9]. В след за ними Е.В. Семенова представляет профессионально-нравственную устойчивость как интегративное качество личности, основанное на системной взаимосвязи ее свойств и состояний и проявляющееся в способности устойчиво следовать нормам закона, нравственным убеждениям и принципам [12]. Т.В. Кононенко полагает, что нравственная устойчивость – это способность человека осуществлять выбор поведения в соответствии с позитивными  общечеловеческими  и профессиональными ценностями [4].

Представители второй точки зрения придерживаются мнения о том, что нравственная устойчивость личности выражает ее ценностные отношения. Так, С.Н. Тихомиров подчеркивает, что нравственно устойчивая личность сочетает в себе устойчивость в ценностных ориентациях и гибкость в поведении [14]. А.Н. Копыл полагает, что нравственная устойчивость личности выражает ее главные жизненные ценности, сформированность позиций в ведущих отношениях к миру и себе [5]. Е.В.Головко определяет нравственную устойчивость как интегральное качество личности, представленное единством потребностно-мотивационного, личностно- прогностического и ценностно-смыслового компонентов, выражающееся в положительном отношении личности к существующим в обществе нравственным нормам и проявляющееся в умении действовать в различных ситуациях с минимальными ошибками, не нарушая этих норм [2]. В.А. Данилова [3] и И.И. Павлова [11] же считают, что нравственная устойчивость является одной из стержневых характеристик личности, определяет способ ее ориентации в системе социальных норм, ценностей, характеризует такую жизненную позицию, при которой поведение человека детерминируется общественно одобряемыми целями. Нравственная устойчивость студента проявляется в положительном отношении к общечеловеческим и национальным ценностям, нетерпимом отношении к отрицательным влияниям окружающей среды, в саморегуляции и самоорганизации поведения. В.Ф. Маленчук понимает нравственную устойчивость как сформированную систему внутренних качеств человека, моральных ценностей, мировоззренческих идеалов и общественных отношений [6]. По мнению О.В. Михайловой, нравственная устойчивость личности как ее ведущее интегральное качество подразумевает определенный уровень сформированности духовно-нравственной культуры человека, она связана с моралью, социально-этическими нормами поведения, находит целостное выражение в характере, в убежденности, в стойкой жизненной позиции [10].

На наш взгляд, нравственная устойчивость – это интегральное качество личности, проявляющееся в положительном отношении человека к существующим в обществе нормам закона, нравственным убеждениям и принципам; в способности проявлять «иммунитет» к негативным и стресогенным воздействиям среды; в умении отстаивать свои личностные убеждения и взгляды. Следует также отметить, что понятие нравственная устойчивость личности приобретает свою специфику в зависимости от того, кто является объектом воспитания: школьники, студенты - будущие медики, студенты - будущие педагоги, студенты – будущие юристы и т.д.

Таким образом, перспективой настоящего исследования является следующее:

1)      выявить, теоретически обосновать и реализовать организационно-педагогические условия становления нравственной устойчивости как педагогической категории у студентов - будущих юристов (на материале обучения английскому языку);

2)      разработать структурную модель становления нравственной устойчивости будущих юристов (на материале обучения английскому языку);

3)      создать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности нравственной устойчивости студентов - будущих юристов.

 

Список литературы

1.      Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. М.,1975.№1. С. 80—89.

2.      Головко Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды: Автореф. дис. … канд.пед.наук. Белгород, 2004. – 22 с.

3.      Данилова В.А. Формирование нравственной устойчивости у студентов технического вуза: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Чебоксары, 2007. – 19 с.

4.      Кононенко Т.В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: Автореф. дис.… канд. пед. наук. Майкоп, 2004. – 17 с.

5.      Копыл А.Н. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. – 38 с.

6.      Маленчук В.Ф. Формирование нравственной устойчивости осужденных в процессе образовательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тверь, 2010. – 26 с.

7.      Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 104 с.

8.      Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. - 240 с.

9.      Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

10.   Михайлова О.В. Формирование нравственной устойчивости у подростков в системе деятельности классного руководителя сельской школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2004. – 22 с.

11.   Павлова И.И. Формирование нравственной устойчивости у подростков // Интеграция образования, 2006.№2. - С. 84-91.

12.   Семенова Е.В. Формирование профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей ВУЗов МВД России: Автореф. дис. … канд. пед. наук, Тула. 2011. – 22 с.

13.   Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин. - Изд-во Казанского ун-та, 1992. – 176 с.

14.   Тихомиров С.Н. Формирование основ профессионально-нравственной устойичовсти у курсантов и

слушателей образовательных учреждений МВД России. Москва, 1999. – 27 с.

15.   Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

16.   Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. - 208 с.