Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЯ

Авторы:
Город:
пос.Электроизолятор Раменского района, Московской области
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Дистанционное электронное обучение набирает сегодня популярность и прочно входит в систему российского образования. Любой житель нашей страны, имеющий доступ к Интернет-ресурсам, на каком расстоянии от образовательного учреждения он бы ни находился, получил возможность изучить курс по интересующей его специальности. Многие вузы и колледжи в качестве инновационного метода включили в свои образовательные программы дистанционное обучение некоторых дисциплин. Единственным обязательным пунктом в этом процессе является наличие ресурсного центра в образовательном учреждении и компьютеров с совместимыми программами и достаточной памятью для ведения диалога между преподавателем и студентом, и даже группой студентов.

Идея дистанционного обучения не нова. Среди наскальных рисунков эпохи мегалита, называемых петроглифами, существуют методические пособия по ведению домашнего хозяйства, охоты и др. В Египте был найден Дендерский зодиак – египетский календарь 50 в. до н.э., - соответствующий карте звездного неба того периода. В Таиланде на стенах буддийского монастыря Ват Пхо XII в. выгравированы инструкции по тайскому массажу.

Появления способа книгопечатания открыло новые возможности в распространении знаний с помощью изданных пособий и инструкций. В конце XVIII века в Европе появилось так называемое «корреспондентское обучение», при котором учащийся получал по почте учебные материалы, отсылал педагогу свои готовые задания, а экзамены сдавал в виде научной работы. В России такой процесс появился в конце XIX в.

С изобретением телефонной связи, радио и телевидения, появлением возможности мгновенной передачи информации на любое расстояние дистанционное образование охватило миллионы жителей мира.

Сегодня новым способом передачи знаний на расстояние стало - электронное дистанционное обучение – с использованием информационных электронных технологий, в том числе спутниковой связи и Интернета. Благодаря развитию образовательно-информационной сети многие вузы получили возможность объединить свои ресурсы для получения качественного образования. Он-лайн лекции, прямые диалоги в Интернете дают возможность получения знаний не только в стенах вузов, но и за его пределами. Учащимися могут стать сегодня жители других городов и сельских поселений России, других стран, люди любого возраста. Появилась возможность слушать лекции по своему предмету ведущих учѐных мира, находясь в любой точке земли, что делает обучение более качественным. Образ сегодняшнего студента – это человек любого возраста с гаджетом в руках.

Электронное обучение коснулось практически всех областей российского образования, но развитие его в художественных вузах и колледжах на сегодняшний день затруднено по нескольким причинам:

1.      Отсутствие должного финансирования в учреждениях;

2.      Отсутствие должной технической базы;

3.      Неподготовленность педагогов к электронному обучению своих предметов. Педагогический состав многих вузов катастрофически отстал от уровня сегодняшней молодѐжи, умеющей работать с электронными информационными приспособлениями уже с 2-х лет.

4.      Отсутствие хорошей законодательной базы, лицензирования учреждений и частных фирм в области дистанционного образования.

5.      Необходимость в искусстве прямого контакта «мастер-ученик».

В таких направлений искусства, как вышивка, кружевоплетение, ткачество, гобелены, русский народный костюм такой контакт очень важен.

При исследовании учебной базы в области художественной обработки текстиля нами было выявлено следующее:

1.           Обучение навыкам ручной обработки текстиля до второй половины XIX века проводилось непосредственно в мастерских, которые открывались русским дворянством в России повсеместно (кн. М. Тенишева, кн. Н. Шабельская, кн. Н.Шаховская и др.)

2.           В 1887 году в России появилось первое  руководство «Курс  женских рукоделий» - пособие для обучения шитью, вышиванию и другим видам изящных рукоделий для женских учебных заведений Ведомства Императрицы Марии, выпущенном издательством журнала «Вестник моды» в 1887 году и переизданном в 1988, 1902 и 1992 гг. Методические рекомендации по обучению золотного шитья Н.Шабельской (1926) до сих пор используется в учебном процессе золотошвейных мастерских России.

3.           Первые учебные пособия по вышивке появились в СССР во второй половине ХХ века. Книги М.

Гумилевской (1953), В. Фалеевой (1954) до сих пор считаются классикой шитья. В эти же годы вышли альбомы по национальному искусству Эстонии (Линнус Х., 1955), Латвии (Рубене Э., 1959) и др. советских республик.

4.           В 60-80-е годы ХХ в. были выпущены опытными педагогами-мастерами Н.Климовой и А.Ивановой пособия для среднего профессионального образования. Другие издания по ручной вышивке, кружевоплетению и др. рассчитаны на категорию самодеятельных мастеров. Особенно много пособий вышло в 90-е годы ХХ века. В связи с перестройкой многие женщины нашей страны потеряли работу, но это сказалось на активизации студий и кружков при домах культуры и творческих центрах. Появилась острая необходимость в учебных пособиях по всем видам искусства.

5.           Конец ХХ – начало XXI века в России появилось много переводных изданий по женским рукоделиям. Активизация таких западных фирм, как «Бурдамоден», «Верена» и др. способствовали распространению знаний среди самодеятельных мастеров и созданию сообществ по видам искусства.

6.           Развитие Интернета и социальных сетей создало благоприятные условия для развития рынка образовательных электронных услуг и выходу на большие информационные просторы новых женских сообществ. Появились платные и бесплатные электронные курсы по многим видам декоративно-прикладного искусства.

Проведѐнный анализ существующих электронных курсов по художественной обработке текстиля показал, что ни колледжи, ни вузы России не ведут работу по их созданию. Этот рынок заполнен частными мастерами, не имеющими педагогического образования, окончившими любительские курсы и имеющие финансовую возможность открывать свои частные курсы, создавать свои электронные учебники, издавать пособия, не получившие одобрения министерства образования. Большая часть этих курсов имеют целью обучить мастериц созданию образцов, предлагаемых западными журналами. Мало того в вышивке в ход идут европейские названия вышивальных швов, а свои исконно русские названия в этом Интернет-обществе исчезают. Не изучаются народные орнаменты и их значение. Качество обученных специалистов после таких курсов проследить невозможно, так как результат обучения скрыт от пользователей.

В этом случае хорошей альтернативой стало бы развитие электронного обучения в художественных вузах и колледжах с участием опытных мастеров и педагогов и объединения их в общую образовательную сеть. Тем более что сегодня вновь открываются предприятия народных промыслов - строчевышивальные, ткацкие и кружевные мастерские. Их продукция в народном русском стиле сегодня как нельзя востребована, а качественных мастеров не хватает.

Выводы:

1.      Необходим качественный подход к технологии и методам дистанционного обучения художественной обработке текстиля с обязательным использованием русских народных традиций.

2.      Необходим комплексный подход к преподаванию русской народной вышивки с включением истории развития вышивки и вышивальных промыслов на территории России, введения в курс семантики узоров, композиции и значения цвета в русских народных вышивках. То же касается кружевоплетения, ткачества и гобеленов.

3.      Необходимо создание новых учебных пособий, в том числе и электронных учебников по различным видам художественной обработке текстиля.

4.      Создание предпосылок для дистанционного обучения художественной обработке текстиля в вузах и колледжах.

Узкий подход к традиционному искусству однобоко определяет кругозор молодой ученицы. Она может научиться качественно вышивать или плести кружева, но не получит знаний по вопросу «какие произведения выполнять» и может остановиться на западных образцах, предлагаемым миллионными тиражами в магазинах по рукоделью.

Научный комплексный подход к теме художественной обработке текстиля, не как к дамскому хобби, а как части народного традиционного искусства нашей страны, уже давно назрел. Популярное дистанционное образование, особенное его электронный вид, поможет распространить это знание на всю территорию России.

 

Список литературы

1.      Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития Российского высшего образования. – Диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук, Тюмень, 2014

2.      Загузина Н.Н., Невзоров Б.П. Проблемы развития дистанционной педагогики//Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60), Т. 3, с.65