Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Авторы:
Город:
Нижний Тагил
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В новом образовательном стандарте высшего образования ключевым понятием является компетентность выпускника, то есть его готовность к выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем готовность определяется не только как наличие у будущего специалиста необходимых знаний, умений и навыков, но и сформированность соответствующих личностных характеристик: мотивов, ценностей, способностей и т.д. Таким образом, с понятием компетенции очень тесно связано понятие профессионально значимых качеств личности, а именно тех качеств специалиста, которые влияют на эффективность его труда, а также профессиональные способности. Следовательно, формирование у студентов – будущих специалистов – профессионально значимых личностных качеств является важнейшим условием становления компетентного выпускника-специалиста.

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт подготовки инженеров- железнодорожников различных специальностей мы выделили основополагающие профессионально значимые личностные качества, необходимые будущим специалистам. Ниже приведены их краткие характеристики.

Мотивационная направленность – система доминирующих потребностей и мотивов личности, ее ценностные ориентации и установки, в том числе и в профессиональной сфере.

Самоорганизация – способность управлять своей деятельностью и своим психологическим состоянием, ставить цели, рационально планировать их достижение, осуществлять самоконтроль и рефлексию.

Социально-профессиональная мобильность – готовность и способность к непрерывному повышению своей квалификации и, в случае необходимости, к переквалификации, способность быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и производственным условиям.

Коммуникативность и готовность к сотрудничеству – способность общаться и эффективно взаимодействовать в трудовом коллективе, работать с информацией, критически оценивая ее, грамотно и точно выражать свои мысли, слушать и входить в контакт с партнерами.

Вышеперечисленные качества личности являются профессионально значимыми, поскольку определяют отношение специалиста к своей профессии, успешность профессионального роста, способность или неспособность к профессиональному творчеству и, в конечном итоге, эффективность профессиональной деятельности личности. Именно поэтому мы сделали акцент на формирование у студентов нашего вуза вышеперечисленных личностных качеств.

В целях мониторинга результатов нашей деятельности мы разработали систему диагностики профессионально значимых личностных качеств. В данной системе для каждого изучаемого качества определены отслеживаемые показатели, критерии оценки выделенных показателей и диагностический инструментарий, используемый для получения информации об уровне  развития изучаемых личностных качеств. Содержание каждого элемента описываемой системы приведено в таблице ниже.

Таблица 1

Изучаемые

личностные качества

 

Диагностируемые показатели

 

Критерии оценки

 

Диагностический инструментарий

Мотивационная

направленность

выраженность потребности в

достижениях и сфера, где эта потребность выражена; готовность к профессиональному развитию и росту;

сформированность моральных

направленность

личности; ориентированность на профессию;

иерархия ценностей; уровень мотивации достижения успеха.

Шкала оценки мотивации

одобрения.

Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич). Определение направленности личности (методика Б.Басса).

 

мотивов профессиональной

деятельности – чувства долга и ответственности.

 

Диагностика

мотивационной структуры личности (В.Э.Мельман).

Самоорганизация

развитость волевых качеств;

способность к целеполаганию и проектированию; осуществление самоконтроля и рефлексии.

уровень развития воли к

достижению цели; уровень рефлексивной способности;

уровень проектировочных умений;

уровень саморегуляции

Шкала оценки

потребности в достижении.

Изучение результатов проектной деятельности студентов.

Наблюдение за студентами в процессе включения их в

самостоятельную учебную и квазипрофессиональную деятельность.

Социально-

профессиональная мобильность

·   обучаемость личности;

·   адаптивность личности в социуме;

·   адаптивность личности в профессиональном становлении.

·   уровень развития

общих интеллектуальных способностей;

·   уровень развития специальных способностей;

·   уровень развития креативности;

·   уровень социальной адаптации.

Тест на изучение IQ (Г.

Айзенк). Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).

Самооценка реализации жизненных целей личности (Р.Л. Молочников).

Опросник «Изучение адаптивности личности» (В. Сетьков).

Коммуникативность

и готовность к сотрудничеству

·   общительность;

·   речевая культура личности;

·   умения работать с информацией;

·   умение работать в коллективе.

·         уровень

коммуникативного контроля;

·         направленность  на

общение – экстра- или интровертированно сть;

·         направленность  на достижения коллектива.

Шкала

экстравертированности- интравертированности А.Н. Лутошкина. Методика        диагностики межличностных отношений Т. Лири. Оценка                        уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Наблюдение за поведением студентов в процессе включения их в учебную                           и

квазипрофессиональную деятельность.

 

Описанная система диагностики личностных качеств студента успешно реализуется в образовательном процессе нашего вуза. По результатам диагностики планируются коррекционные и развивающие мероприятия, направленные на формирование профессионально значимых личностных качеств будущих инженеров транспорта.