14 февраля 2016г.
В новом образовательном стандарте высшего образования ключевым понятием является компетентность выпускника, то есть его готовность к выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем готовность определяется не только как наличие у будущего специалиста необходимых знаний, умений и навыков, но и сформированность соответствующих личностных характеристик: мотивов, ценностей, способностей и т.д. Таким образом, с понятием компетенции очень тесно связано понятие профессионально значимых качеств личности, а именно тех качеств специалиста, которые влияют на эффективность его труда, а также профессиональные способности. Следовательно, формирование у студентов – будущих специалистов – профессионально значимых личностных качеств является важнейшим условием становления компетентного выпускника-специалиста.
Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт подготовки инженеров- железнодорожников различных специальностей мы выделили основополагающие профессионально значимые личностные качества, необходимые будущим специалистам. Ниже приведены их краткие характеристики.
Мотивационная направленность – система доминирующих потребностей и мотивов личности, ее ценностные ориентации и установки, в том числе и в профессиональной сфере.
Самоорганизация – способность управлять своей деятельностью и своим психологическим состоянием, ставить цели, рационально планировать их достижение, осуществлять самоконтроль и рефлексию.
Социально-профессиональная мобильность – готовность и способность к непрерывному повышению своей квалификации и, в случае необходимости, к переквалификации, способность быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и производственным условиям.
Коммуникативность и готовность к сотрудничеству – способность общаться и эффективно взаимодействовать в трудовом коллективе, работать с информацией, критически оценивая ее, грамотно и точно выражать свои мысли, слушать и входить в контакт с партнерами.
Вышеперечисленные качества личности являются профессионально значимыми, поскольку определяют отношение специалиста к своей профессии, успешность профессионального роста, способность или неспособность к профессиональному творчеству и, в конечном итоге, эффективность профессиональной деятельности личности. Именно поэтому мы сделали акцент на формирование у студентов нашего вуза вышеперечисленных личностных качеств.
В целях мониторинга результатов нашей деятельности мы разработали систему диагностики профессионально значимых личностных качеств. В данной системе для каждого изучаемого качества определены отслеживаемые показатели, критерии оценки выделенных показателей и диагностический инструментарий, используемый для получения информации об уровне развития изучаемых личностных качеств. Содержание каждого элемента описываемой системы приведено в таблице ниже.
Таблица 1
Изучаемые
личностные качества
|
Диагностируемые показатели
|
Критерии оценки
|
Диагностический инструментарий
|
Мотивационная
направленность
|
выраженность потребности в
достижениях и сфера, где эта потребность выражена; готовность к профессиональному развитию и росту;
сформированность моральных
|
направленность
личности; ориентированность на профессию;
иерархия ценностей; уровень мотивации достижения успеха.
|
Шкала оценки мотивации
одобрения.
Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич). Определение направленности личности (методика Б.Басса).
|
|
мотивов профессиональной
деятельности – чувства долга и ответственности.
|
|
Диагностика
мотивационной структуры личности (В.Э.Мельман).
|
Самоорганизация
|
развитость волевых качеств;
способность к целеполаганию и проектированию; осуществление самоконтроля и рефлексии.
|
уровень развития воли к
достижению цели; уровень рефлексивной способности;
уровень проектировочных умений;
уровень саморегуляции
|
Шкала оценки
потребности в достижении.
Изучение результатов проектной деятельности студентов.
Наблюдение за студентами в процессе включения их в
самостоятельную учебную и квазипрофессиональную деятельность.
|
Социально-
профессиональная мобильность
|
· обучаемость личности;
· адаптивность личности в социуме;
· адаптивность личности в профессиональном становлении.
|
· уровень развития
общих интеллектуальных способностей;
· уровень развития специальных способностей;
· уровень развития креативности;
· уровень социальной адаптации.
|
Тест на изучение IQ (Г.
Айзенк). Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).
Самооценка реализации жизненных целей личности (Р.Л. Молочников).
Опросник «Изучение адаптивности личности» (В. Сетьков).
|
Коммуникативность
и готовность к сотрудничеству
|
· общительность;
· речевая культура личности;
· умения работать с информацией;
· умение работать в коллективе.
|
· уровень
коммуникативного контроля;
· направленность на
общение – экстра- или интровертированно сть;
· направленность на достижения коллектива.
|
Шкала
экстравертированности- интравертированности А.Н. Лутошкина. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
Наблюдение за поведением студентов в процессе включения их в учебную и
квазипрофессиональную деятельность.
|
Описанная система диагностики личностных качеств студента успешно реализуется в образовательном процессе нашего вуза. По результатам диагностики планируются коррекционные и развивающие мероприятия, направленные на формирование профессионально значимых личностных качеств будущих инженеров транспорта.