17 октября 2017г.
Рассмотрим деятельность куратора академической группы современного технического вуза, а именно, её цели, задачи, функции на примере реализации кураторской деятельности в Томском политехническом университете.
Целью деятельности куратора академической группы в Томском политехническом университете является «обеспечение условий для успешной академической и социальной деятельности студентов, их личностного роста, и профессионального развития» [3].
Задачи деятельности куратора современного технического вуза, несомненно, исходят из общей стратегии вуза в воспитательной работе, например:
− оказание помощи студентам в период адаптации в вузе;
− формирование у студентов необходимых профессиональных и общекультурных компетенций в рамках кураторской деятельности;
− помощь студентам в выборе личной образовательной траектории;
− участие в создании условий и оказание помощи студентам в сохранении физического и психического здоровья;
− помощь в самореализации личности студента, повышении его интеллектуального, духовного и нравственного потенциала;
− привитие студентам ценностей и норм корпоративной культуры, патриотического отношения к стране, национального самосознания, толерантного отношения к представителям других национальностей;
− формирование у студентов гражданской позиции, уважения к законности и правопорядку, способности к труду и жизни в условиях цивилизации и демократии;
− информирование и активное вовлечение студентов в различные направления внеучебной деятельности [3].
По мнению Б.Р. Манделя, главной задачей кураторской деятельности является «поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие активному участию в образовательном процессе» [4, с.30].
Обратимся к обязанностям и функциям кураторской деятельности, которые обусловливают содержание кураторской деятельности. Обязанности куратора академической группы заключаются в следующих аспектах:
− содержание в порядке документации по кураторской деятельности (составление плана и отчета);
− посещение Советов куратора подразделения;
− посещение лекций и семинаров для повышения уровня квалификации;
− осуществление мониторинга посещаемости и успеваемости;
− проведение часов куратора в соответствии с утвержденным планом работы;
− консультирование студентов по различным вопросам;
− проведение работы по участию студентов в различных общественных, научных, творческих, спортивных мероприятиях;
− проведение профилактической работы со студентами группы;
− содействие развитию форм студенческого самоуправления; оказывать посильную помощь в социально-бытовых вопросах;
− поддержание связи с родителями студентов.
Деятельность куратора академической группы тесно связана с его функциями, определяющимися целями и задачами данной деятельности.
В деятельности куратора можно выделить два периода: адаптационный период (1-2 курс), где куратор помогает раскрытию творческих, научных возможностей, повышает студенческую активность, решает учебные проблемы, помогает планированию профессионального пути, как студента индивидуально, так и группы в целом. И второй этап – этап профессионального становления (3-4 курс).
К сожалению, на данный момент, во многих вузах России и в Томском политехническом университете, в частности, деятельность куратора распространяется только на студентов младших курсов, а студенты старших курсов остаются предоставленными самим себе, без должной помощи куратора в их профессиональном становлении [2].
Как правило, ключевыми и общепринятыми функциями деятельности куратора считаются адаптационная, информационная и организационная функции. Так, в ТПУ можно выделить целый спектр функций в деятельности кураторов, а именно: информационно-административая, организаторская (менеджерская), аналитическая, консультативно-психологическая, компетентностная, контролирующая, представительская (дипломатическая), стратегическая, новаторская функции [5].
Проанализировав научную литературу по проблеме кураторства (Т.П. Бугаева, М.А. Горшкова, В.П. Зелеева, Н.Н. Киселева, И.Г. Комарова, Е.Н. Кролевецкая, А.В. Куприна, А.Я. Шаипова), были выделены следующие типажи кураторов, наиболее часто встречающиеся в практике кураторской деятельности, в соответствии с доминирующими функциями: куратор – администратор, куратор – воспитатель, куратор – информатор, куратор – руководитель, куратор – организатор, куратор-наставник (советчик), куратор – психотерапевт, куратор – собеседник, куратор – коммуникатор, куратор – родитель, куратор – приятель, куратор – беззаботный студент, куратор – соратник (партнер), куратор – наблюдатель, куратор – манипулятор, куратор – творец [1].
Все перечисленные типажи кураторов встречаются в вузовской практике, и именно индивидуальные качества куратора играют решающую роль в выборе типажа, который имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Но для оптимальной реализации всех функций кураторской деятельности, куратору необходимо уметь сочетать в себе все положительные типажи куратора [3].
Значение деятельности куратора академической группы в современном техническом вузе в последнее время значительно увеличивается. Приоритетными направлениями кураторской деятельности на современном этапе являются: гражданско-патриотическое воспитание, формирование мотиваций здорового образа жизни, всестороннее развитие личности.
Подводя итоги, можно констатировать, что цели, задачи, функции и направления деятельности куратора академической группы разнообразны и во многом определяются стратегией вуза. Куратор академической группы в современном техническом вузе, является посредником между студентами и структурой жизнедеятельности вуза, помогая студентам адаптироваться к особенностям процесса обучения в вузе и, способствует их личностному и профессиональному становлению [7].
Список литературы
1. Бельская, Е. Я. Педагогические способности куратора и его роль в вузе / Е. Я. Бельская // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом». — 2015. — С. 103-105.
2. Бельская, Е. Я. Роль куратора академической группы энергетического института в повышении адаптации первокурсников к обучению в вузе. / Е. Я. Бельская // Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции и инновации». Национальный исследовательский Томский политехнический университет; под ред. В.М. Ростовцевой. — 2014. — С. 20-26.
3. Бородина, Е. С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе / Е. С. Бородина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2013. – Том 5. – № 3. – С.77-80.
4. Мандель, Б. Р. Проблемы кураторства: приглашение к полемике / Б. Р. Мандель // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2013. – № 4. – С. 34-43.
5. Никифорова, О. А. Кураторство в инновационном вузе / О. А. Никифорова // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2008. — № 3(39). — С. 5.
6. Положение о кураторской деятельности в Томском политехническом университете. [Электронный ресурс] // Утверждено ректором П.С. Чубиком от 27.08.2015 г. — Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/departments/centre/csr/inst_kur/Tab.
7. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University smart guidance counselling. Smart Innovation, Systems and Technologies. — 2016. — Т. 59. — С. 39-49.