Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ К ЖИЗНИ В РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы:
Город:
Благовещенск
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

В современном обществе все больше молодых людей стремятся обучаться за рубежом. Успешность обучения иностранных слушателей подготовительных курсов, а также уровень их профессиональной подготовки зависят от их интеграции в социокультурную жизнь страны пребывания. В связи с этим, становится актуальной проблема адаптации иностранных слушателей подготовительных курсов к культурным реалиям жизни в России.

Адаптация иностранных слушателей подготовительных курсов к новым социокультурным реалиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.

Молодые люди, приехавшие из разных стран и желающие учиться в России, оказываются в сложной  ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Им приходится адаптироваться к совершенно другой, незнакомой для них жизни, к другому социокультурному пространству, к ценностям другого государства. А социокультурная адаптация - это сложный процесс взаимодействия личности и нового социокультурного пространства, в ходе которого иностранные слушатели подготовительных курсов, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода трудности, осваивать новые виды деятельности и формы поведения. Адаптация может привести, а может и не привести к взаимному соответствию личности и окружающего ее пространства, а также может быть выражена не только в приспособлении, но и в попытке изменить, то самое окружающее пространство.

В силу того, что наш город находится на границе с Китайской Народной Республикой, в последнее время мы наблюдаем повышение интереса у китайской молодежи к получению образования в России. История российско-китайских отношений насчитывает более 400 лет. Стабильные позитивные отношения между нашими странами определялись не только политическими и экономическими интересами, но и глубинным созвучием типов культур.

Успех обучения китайских слушателей на подготовительных курсах в российской высшей школе связан, прежде всего, с решением проблемы адаптации к новым условиям учебы и жизни. Несомненно, это связано с тем, что в России фундаментальные научные знания являются основой вузовского образования. Безусловно, нельзя отрицать и тот факт, что граждане КНР испытывают серьёзные адаптационные трудности при вхождении в новую образовательную, бытовую и социокультурную среду. Мы считаем, что это связано с глубокими отличиями в национальном менталитете, образовательных и культурных традициях наших двух стран. Адаптационные трудности создают препятствия для полноценного получения знаний и в конечном итоге снижают качество обучения.

Исследованием проблемы адаптации иностранных граждан к условиям жизни и учебы в России посвятили свою работу преподаватели кафедры социологии, Российского университета дружбы народов М.И. Витковская, И.В. Троцук. Они утверждают: «Адаптация иностранных студентов к ситуации обучения и проживания, обусловленная усилением потребности в преодолении географических границ для предоставления образовательных услуг, является сегодня важным, но нерешённым вопросом, который сдерживает интернационализацию современного высшего образования в России. Между тем, потребность в подготовке конкурентоспособных иностранных специалистов, понимающих и принимающих российскую специфику, является сегодня одним из важных условий экономического развития России. Поэтому решение проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России является на сегодня не только крайне актуальной, но и стратегически важной для успешного продвижения России на мировом рынке»[1].

Вопросами адаптации иностранцев к обучению в российском вузе занималась Е.Г.Тихонова, выделившая три основных типа адаптации иностранных студентов: «1) иностранный студент, попадая в новую социокультурную среду, полностью принимает обычаи, традиции, нормы, ценности и т.п., которые постепенно начинают доминировать над первоначальными этническими чертами; 2) происходит частичное восприятие новой социокультурной среды, которое проявляется в принятии «обязательных норм общества», но при этом сохраняются основные этнические черты посредством образования этнических групп; 3) происходит отказ или «обособление» от принятия культурных норм и ценностей, характерных для большинства представителей социального окружения»[2].

Организация успешной адаптации способствует более быстрому включению их в студенческую среду, облегчает процесс обучения. Иностранные слушатели подготовительных курсов нуждаются в особой помощи со стороны психологов и педагогов в преодолении трудностей, возникающих у них при адаптации к жизни в новом для них, социокультурном пространстве.

Адаптация к новым условиям предусматривает формирование психологических механизмов, благодаря которым обеспечивается безопасность и адекватная ориентация в новой ситуации. При успешной адаптации личность получает возможность максимальной самореализации в условиях обучения в вузе.

Признаками неуспешной адаптации иностранных слушателей подготовительных курсов можно считать снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности и другие.

Согласно проведенной нами методике «Адаптации личности к новой социокультурной среде» видно, что китайские слушатели, обучающиеся в Благовещенском государственном педагогическом университете на подготовительных курсах, готовы к принятию чуждой им среды и активному вхождению в нее, настроены на расширение социальных связей, чувствуют уверенность в своих возможностях. Об этом говорят высокие показатели шкалы интерактивности – 65%. Высокие оценки шкалы адаптивности (60%) свидетельствуют о личной удовлетворенности, положительном отношении к окружающим и принятии их, чувствах социальной и физической защищенности, принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для иностранных слушателей подготовительных курсов характерно стремление к самореализации, высокий уровень активности, уверенность в отношениях с другими, планирование своего будущего, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте. Результаты, показанные на шкале конформности (53,8%) отражают стремление иностранных слушателей, обучающихся на подготовительных курсах, при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентацию на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми, принятие системы ценностей и норм поведения данной среды. Их поведение формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижении своих целей и от предполагаемого вознаграждения. Однако, также высокие показатели шкалы ностальгии (52,4%) означают потерю связи с культурой, сопричастности с ней, внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые, бесприютность, ощущение того, что «человек не на своем месте». Шкала депрессивности (40,9%) показывает нам, что многие иностранные слушатели не могут реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией, пониженной самооценкой, беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувствами бесперспективности, сомнения, тревоги относительно социальной идентичности, невозможности реализовать собственные способности, неприятия себя и других, подавленности, опустошенности, изолированности.

Следовательно, исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод о том, что проблема адаптации слушателей подготовительных курсов к жизни в иных социокультурных условиях сегодня более чем актуальна и требует новых решений.

Список литературы

 

1.                       Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. 2005. № 6-7. С. 267 – 283

2.                       Тихонова Е. Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона. // Регион ология. 2010. № 2