Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

В данной статье спортивно-оздоровительная деятельность в школе рассматривается в контексте условий реализации федерального государственного образовательного стандарта (здоровьесберегающие образовательные технологии; уклад школьной жизни) и как средство повышение интереса обучающихся к урокам физической культуры. Материалы, представленные в статье, отражают опыт учителя физической культуры в вопросах реализации и популяризации спортивно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.

Практика современной школы в течение ряда лет демонстрирует массовое снижение физической активности обучающихся. Это обусловлено и объективными причинами – особенностями жизнедеятельности человека в условиях научно-технического прогресса, и причинами субъективного характера, прежде всего, отсутствием мотивации к занятиям физической культурой у большинства взрослых и у подрастающего поколения. Снижение физической активности обучающихся приводит к ухудшению состояния здоровья, повышенному травматизму и, как следствие, низкому уровню физической работоспособности обучающихся.

Учебный предмет «Физическая культура» является частью процесса физического воспитания в школе, направленного на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формирование ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [3, с.4]. Одним из условий реализации требований ФГОС общего образования является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Направления здоровьесберегающей деятельности определены целевым разделом примерной основной образовательной программы основного общего образования и соответствуют содержанию программы воспитания и социализации, приоритетной задачей которой выступает так называемый «уклад школьной жизни» - создание социальной среды развития обучающихся, включающей урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик [2, с. 468]. Спортивно-оздоровительная деятельность выступает эффективной социальной практикой, в которой принимает участие широкий круг заинтересованных субъектов (обучающиеся, педагоги, родители и члены семьи обучающихся, представители социума и пр.). Способы физкультурной деятельности, определены предметной программой «Физическая культура» и по уровням образования (НОО, ООО, СОО) являются преемственными,  а  спортивно-оздоровительная  деятельность  включает   модули  «Спортивные   игры», «Самбо»,  «Лёгкая  атлетика»,  «Лыжная  подготовка»,  «Плавание»,  а  также  модуль,  отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности.

В практике учителя для организации благоприятного климата на уроках физической культуры и более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет, постоянно используются элементы здоровьесберегающих технологий.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни [4, с.30]. Изучив теоретические основы здоровьесберегающих технологий, нами была поставлена цель – определить степень заинтересованности школьников в уроках  физкультуры и наметить мероприятия для приобщения их к дальнейшему здоровому образу жизни посредством спортивных игр и других направлений физического совершенствования.

Как известно, в подростковом возрасте здоровьесбережение на основе удовлетворения базовых потребностей (Г.К. Зайцев) способствует осознанию своей уникальности и должно протекать не в форме решения учебных задач, навязанных учителем, а в форме свободного творческого поиска решения проблем, связанных с самопознанием и пониманием сущности, как отдельных явлений, так и самой жизни [1, с.54]. В этой связи в содержание образования основной школы (5-9 классы) целесообразно вводить различные виды творческой активности с предоставлением учащимся права свободного выбора. В преподавании физической культуры необходимо использовать либо уже известные методы проблемного обучения, либо специальные методики, позволяющие организовать рефлексивную и смыслотворческую деятельность обучающихся. К примеру, введение модуля самбо в школьную программу по физической культуре – есть проявление нового подхода в реализации программ общего и дополнительного образования физкультурно–спортивной направленности. Посещая уроки самбо, ученики учатся приёмам самостраховки и страховки; отрабатывают акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты), учатся выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе входящие в программу Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», совершенствуют основные технические действия самбо; осуществляют судейство в соревнованиях по самбо. Важно и то, что уроки самбо доступны также для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивают оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию обучающегося. Кроме того, освоение школьниками борьбы самбо воспитывает устойчивый интерес к урокам физической культуры, к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Подростковый период является сенситивным для развития субъектности, поэтому спортивные игры и другие коллективные, командные формы спортивно-оздоровительной деятельности во всем своём разнообразии являются органичным средством, способствующим удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, самоутверждению и самоуважению. Соответственно спортивные игры должны обеспечивать наличие общности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого и происходит становление новых форм социального взаимодействия. С уверенностью можно сказать, что даже самые лучшие здоровьесберегающие технологии не смогут дать полноценных результатов, если они реализуются не в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства школы и семьи применяются разнообразные формы работы: диспуты, акции, спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Быстрее, выше, сильнее!». Учебная деятельность не находится в этот период в центре внимания, мотивировать к ней можно через общую ценность образованности, социально престижные профессии. Мотивация к учебной деятельности может быть в центре внимания, если речь идет о спортивных играх. Мотивом такой деятельности является социальное утверждение среди сверстников и взрослых. Особое место в системе методов физического воспитания подростков занимают спортивные игры, применение которых позволяет инициировать самоанализ, самокритику, самоконтроль, самоограничение, самонаказание. Это тем более актуально, что подросток некритичен к подлинному объему своих знаний, умений, навыков, опыта ценностно-смысловой деятельности. И задача учителя моделировать подобные ситуации в ходе воспитания для активации подростком поисков личных смыслов. Спортивные игры позволяют использовать возникающие по ходу игры конфликтные ситуации как метод воспитания самоограничения, ответственного поведения в рамках осознанных правил, норм. Главным критерием любой воспитательной деятельности в этот период должна являться результативность. Подросток стремится к немедленному результату, этот результат выступает источником новых потребностей, стимулом новых стремлений, поэтому внеурочные формы спортивно- оздоровительной деятельности с гарантированным эмоционально окрашенным результатом способствуют росту мотивации учебной деятельности на уроках физической культуры. Особо значимым в этом смысле являются командные спортивные игры (футбол, баскетбол и др.). Они не только предоставляют подросткам возможность применить знания, умения, полученные на уроках физической культуры и закрепить их в новом личностно-значимом результате, но и способствуют формированию позитивного эмоционально- чувственного отношения к здоровью. Развитие личности подростка требует создания атмосферы искренности и доверия, сотрудничества и признания их равноправности и ценности в игровой ситуации. Общение подростков со сверстниками и взрослыми является важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении в этот период способствуют формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Поэтому и содержание спортивно- оздоровительной деятельности в этот возрастной период должно в значительной степени касаться вопросов общения.

Список литературы

 

1.       Зайцев, Г.К. Валеология: культура здоровья: книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 272 с.

2.       Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/

3.       Примерная  программа  учебного  предмета  «Физическая  культура»  для  образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/

4.     Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе //Практика административной работы в школе. – 2006. – № 1. – С. 30–38.