Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЛОГОПЕДОМ ДОО

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Наиболее важной стороной деятельности логопеда является включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ДОО. Поскольку именно проблемы в речевом развитии становятся основными, из - за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Становление и развитие речевого взаимодействия между детьми в группах ДОО зачастую затрудняют именно логопедические проблемы.

В таких случаях работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка с ОВЗ в образовательное пространство детского сада.

Деятельность логопеда по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ включает в себя ряд последовательных этапов.

I этап — диагностика особенностей речевого развития детей с ОВЗ.

II этап — разработка индивидуальной карты речевого развития ребенка.

III     этап — составление совместных с психологом, медицинским работником и другими специалистами рекомендаций по развитию речи детей с ОВЗ.

IV      этап — организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции.

V      этап — мониторинг речевого развития каждого ребенка с ОВЗ, имеющего проблемы логопедического характера.

Основными целями и задачами работы логопеда ДОО по сопровождению воспитанников с ОВЗ являются исправление и коррекция недостатков речевого развития и формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления), своевременное профилактика и предупреждение трудностей в освоении детьми программы детского сада, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Деятельность логопеда ДОО по коррекции речи детей с ОВЗ с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами данной организации, а с другой стороны, логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления логопедического воздействия, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении программы ДОО (прежде всего по развитию речи), содействуя другим специалистам в учебно - воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО должно включать в себя систематические индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, на которых осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление речевых нарушений; развитие лексической, отработка артикуляционно - фонетической стороны речи; формирование фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков в устной речи; совершенствование морфемного анализа, словообразования и словоизменения; работа над грамматическим оформлением связного высказывания; становление просодических компонентов речи. 

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от специфики недоразвития или нарушения речевой деятельности ребенка. Не мало важным направлением коррекционно - логопедической работы с детьми с ОВЗ, имеющими недостатки речевого развития, является работа с родителями, поскольку именно сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного логопедического воздействия на детей с ОВЗ.

Осуществляя взаимодействие с семьёй ребёнка, логопед даёт рекомендации по исправлению дефектов речи и к созданию таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Также логопед организует собрания и индивидуальные консультации с родителями, на которых сообщает характер отклонений в речевом развитии детей с ОВЗ и перспективы их исправления, раскрывает необходимость совместных усилий в преодолении речевых недостатков. Также даёт характеристику общего и речевого развития каждого ребёнка, сообщает о достижениях и существенных трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Таким образом, индивидуального сопровождения детей с ОВЗ логопедом в ДОО реализуется в следующих направлениях:

1.     Диагностическое, целью которого является выявление уровня актуального развития ребенка, прогнозирование этиологии и механизмов трудностей в обучении, а также разработка соответствующих мероприятий коррекционного характера.

2.     Коррекционное, определяющее содержание и формы логопедического воздействия, а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков речевого развития, стимулирование сенсорного и сенсомоторного развития, совершенствование развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом детей.

3.     Аналитическое, предполагающее тщательный мониторинг процесса коррекционного воздействия, его продуктивность, а также обзор и оценку взаимодействия специалистов

4.     Консультативно - просветительское, предполагающее следующие направления работы:

- выявление запроса педагогов ДОО на оказание методической помощи;

-   предоставление помощи родителям по вопросам воспитания и речевого развития детей с ОВЗ (личные встречи с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений; уведомление родителей о проблемах ребёнка, систематическое участие в собраниях, информирование родителей о дополнительных источниках сопровождения и оказания психолого - педагогической помощи по развитию речи детей с ОВЗ).

 

Список литературы

 

1.       Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. — М.: изд - во Центр «Школьная книга», 2010.

2.       Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2014.

3.       Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд - во Теревинф, 2010.

4.       Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

5.       Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. - М.: Сфера, 2012.

6.       Сиротюк А. С. Воспитание ребёнка в инклюзивной среде. Методика, Диагностика. -М.: «ТЦ Сфера», 2014.