Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АСПЕКТ)

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Письмо является чрезвычайно сложной формой человеческой деятельности, поскольку это многоуровневый процесс, включающий несколько этапов: звуковой анализ слова; выделение определенных звучаний; превращение звуковых вариантов в четкие фонемы; перешифровку фонем в зрительно- графическую схему; превращение оптических знаков в нужные графические начертания.

Изучением психофизиологических особенностей письма в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д.

Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия имеют ряд психологических оснований.

В трудах А. Р. Лурии отмечено, что устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, а письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру. Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях формирования письменной речи ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.

Ребенок, когда учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражений мыслей. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. После того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.

Л. С. Выготский считает, что процесс возникновения и развития письма, имеет психофизиологическую природу: он характеризуется определенной фазисной динамикой, связанной с переводом психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования. Ученый выделяет два условных периода, непосредственно связанных с процессом становления письменной речи и отражающих теорию развития личности:

6-7 лет – период автоматизации моторной техники письма;

11-12 лет – этап оформления письма в самостоятельный вид речевой деятельности.

Наблюдая за процессом речевого развития детей, Л. С. Выготский выделил и обосновал наличие определенных предпосылок возникновения письма:

1.   Своеобразный, произвольный знак в воздухе («письмо в воздухе») ученый рассматривает жест. Буква, по мнению ученого, есть письменный, закрепленный в сознании знак.

2. «Картинное письмо» – детский рисунок: от рисования предметов ребенок переходит к рисованию речи, т.е. собственно письму.

3.   Особую роль в формировании письма Л. С. Выготский отводит понятию знака (символа, роли, игры) в детском сознании, поскольку буква представляет собой знак специфичного свойства, обладающий формальным и содержательными планами. На этом этапе письменная речь характеризуется отражательной функцией и выступает, в первую очередь, как средство фиксации устной речи. Важная роль принадлежит отработке навыков техники письма. Письмо, рассматриваемое на момент своего формирования, квалифицируется как моторное и представляет собой «привычку руки и пальцев», а также «навыки запоминания и продуцирования определенной системы знаков – букв, отображающей письменную речь».

На взаимоотношения между устной и письменной речью Д. Б. Эльконин приводит разные теоретические взгляды. Ученый на материале многочисленных экспериментов показывает, что письменная речь отличается от устной как по функционированию, так и по внутреннему психологическому строению.

Прежде всего, письменная речь характеризуется большей произвольностью. Умение расчленить слово на составляющие его звуки – вот та первая операция, которой должен овладеть ребенок при письме. Это – основная предпосылка дальнейшего развития его письменной речи: ребенок может подняться на следующую ступень лишь после того, как он достаточно овладел анализом звукового состава слова. Произвольность письменной речи заключается и в умении придать мысли синтаксически развитую форму. Это требует, прежде всего, расчленения самой мысли, представляющей в момент своего возникновения нерасчлененное смысловое целое. Процесс перехода от мысли к развернутой речи есть одновременно процесс оформления самой мысли и требует поэтому большой произвольности.

В ходе исследований Д. Б. Эльконин показал, что письменная речь в большей мере воспитывает ответственное отношение к слову, чем устная. Письменная речь теснее, чем устная, связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь.

Н. И. Жинкин в теории механизмов речи раскрывает взаимодействие фонетической и лексико- грамматической сторон речи. Механизм речи включает два основных звена:

·         Образование слов из звуков.

·         Составление сообщений из слов.

Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова – «решетка фонем». Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем».

Н. И. Жинкин в своей теории установил, что слова становятся полными только в операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их в памяти в такой комбинации.

Как только определена тема сообщения, сужается круг лексики. Правила отбора конкретных слов определяется целью данного конкретного сообщения.

Все речевые обозначения и их перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т.к. слог – основная произносительная единица речи. Н. И. Жинкин считает, то главное, с чего начинается речевой процесс и чем он заканчивается, есть код речедвижений (отбор требуемых речедвижений), и в этом его великая роль на пути от звука к мысли.

В возрастной психологии выделяются этапы формирования устной и письменной речи. Дошкольный этап характеризуется овладением нормами устной речи, интенсивным развитием слухового, речедвигательного, зрительного и моторного анализаторов. В начальной школе ребенок начинает овладевать техникой письма («моторным» письмом) и ее отрабатывает. Начиная с 10-12 лет возникает формирование основ письма как самостоятельного вида речевой деятельности – способа выражения мыслей– посредством продуцирования оригинальных письменных текстов.

Анализируя труды выдающихся ученых, приходим к выводу, что письменная речь – одна из форм существования языка, вторичная и более поздняя по времени ее возникновения, чем устная.

Письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь подразумевает ряд процессов фонематического уровня – поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики, синтаксиса.

Теоретические исследования предыдущих десятилетий нашли свое отражение в исследованиях письменной речи на современном этапе развития логопедической науки. В целом ряде работ исследуются механизмы нарушения письменной речи, рассмотрена проблема предпосылок и функционального базиса письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, исследование проблем письменной речи и ее нарушения по-прежнему остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения.

Список литературы

 

1.       Гусакова Н. Ф. Психологическая база письменной речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2776-2780.

2.       Ковригина Л. В. Становление функционального базиса письма у детей с недоразвитием речи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: ОмПГУ, 2016. – с. 184-188.

3.       Ковригина Л. В. Закономерности становления психологического базиса письменной речи//Инновации в медицине, психологии и педагогике /под ред. М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. – Новосибирск: Немо-Пресс, – С. 166-169

4.       Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализация в различных видах работ у младших школьников  с интеллектуальной  недостаточностью.  //Научно-методический  электронный  журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 31-53. 

5.       Энс О. А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 106-109.