Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

В настоящее время детей, имеющих трудности в развитии, объединяют термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение понятия «обучающийся с ОВЗ»: это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [2]. Согласно Федеральному закону, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют возможность обучаться со своими сверстниками, не имеющими таких ограничений.

Среди разных нозологических групп детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание к себе требуют дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Это дети с особой патологией нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром. Дети с РАС испытывают затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также характеризуются наличием жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Совершенно очевидно, что дети с РАС должны иметь равные возможности получении образования со своими сверстниками. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, как инклюзия. Инклюзивное образование – это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].

В рамках данной проблематики нами была разработан проект, в основе которого – создание модели организации процесса обучения детей, имеющих расстройства аутистического спектра, в условиях инклюзивного образования.

Идеей данного проекта стало принятие индивидуальности ребенка с РАС и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей. В частности, поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем. Боязнь окружающего причудливо сочетается с отсутствием «чувства края». Под внешней отрешенностью аутичного ребенка скрываются «болезненные переживания. Во многом они обусловлены его особой гиперсензитивностью» [1, с. 10]. Наибольшее значение имеют общий тревожный фон настроения и многочисленные страхи и т.д.

Целью реализации проекта является создание такой модели организации обучения детей с РАС, которая обеспечит удовлетворение потребностей личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников.

Для реализации данной цели нами были определены основные задачи: 

–         показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества;

–         обеспечить успешную адаптацию ребенка с РАС в социум, его социализацию и интеграцию;

–         обеспечить равный доступ к получению образования и создать необходимые условия для достижения успеха в образовании детьми с РАС независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей. 

В рамках данного проекта нами были выделены три этапа его реализации: ориентировочно-планирующий, исполнительный, рефлексивный. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первый этап – ориентировочно-планирующий. В содержание данного этапа входит:

–         презентация проекта с целью ознакомления педагогического коллектива школы;

–         определение форм, методов организации обучения; 

–         создание безбарьерной образовательной среды; 

–         подготовка материально-технической базы.

 Важным компонентом первого этапа является планирование безбарьерной образовательной среды для ребенка с РАС. В рамках организации безбарьерной среды первостепенно создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка. В связи с этим при наличии поведенческих нарушений необходимо сопровождение тьютора, который бы осуществлял организацию особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры образовательной среды. Кроме того, на первых этапах следует вводить предметное цветовое обозначение каждого урока и место личных вещей ребенка для оптимизации эмоционального настроя ребенка.

Также на первом этапе необходимо определить требования к обеспечению процесса образования. В качестве кадрового обеспечения выступает наличие квалифицированных специалистов. Финансовые средства обеспечивают образовательное учреждение возможностью исполнения требований стандарта, адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) и др. Материально-технические условия подразумевают соблюдение санитарно-бытовых и социально-бытовых условий, обеспечение возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с РАС к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Второй этап – исполнительный – включает в себя: 

–         обсуждение модели организации обучения детей с РАС в условиях общеобразовательной школы;

–         просветительскую работу с детьми, родителями, учителями; 

–         работу специалистов с детьми с отклонениями в развитии; 

–         подбор учебно-методической литературы. 

Работа специалистов с детьми, имеющими РАС, проходит на занятиях разной формы: индивидуальные занятия, фронтальные, групповые. Система сопровождения ребенка с РАС осуществляется благодаря взаимодействию входящих в нее специалистов: психолога, тьютора, логопеда, дефектолога, медицинских работников, социального педагога. В качестве основных методов работы на занятиях используются беседа, упражнение, практическое задание, объяснение. Применяются также разнообразные формы работы на занятии: консультации, дополнительные занятия; самостоятельная работа с различными источниками; мастер-классы; конкурсы; праздники; игры; экскурсии и др.

На третьем этапе – рефлексивном – осуществляется: 

–         обсуждение результатов работы специалистов по коррекционно- педагогической работе с детьми, имеющими РАС;

–         определение перспектив коррекционно-педагогической работы; 

–         определение возникших трудностей при коррекционно-педагогической работе в классе.

Далее нами были определены основные условия реализации проекта. Во-первых, необходимо наличие квалифицированных специалистов, которые бы осуществляли психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС в общеобразовательной организации, оказывали бы консультативную помощь родителям по вопросам обучения и воспитания ребенка, а также были бы крайне заинтересованы в получении положительного результата. Во-вторых, для организации процесса обучения детей с РАС, как и в целом для образовательного процесса, необходимо наличие финансирования общеобразовательной школы. В-третьих, неотъемлемой частью организации образовательного процесса является наличие специализированных программ обучения, позволяющих детям с РАС лучше усвоить учебный материал, нивелируя специфические трудности.

Для того чтобы обеспечить реализацию проекта на должном уровне, каждой установленной задаче должен соответствовать результат для признания ее действительной. В связи с этим нами были определены ожидаемые результаты данного проекта:

–         создание условий, обеспечивающих доступность образования для детей с РАС; 

–         создание системы комплексной психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям с РАС;

–         внедрение новых коррекционных педагогических технологий и программ работы с детьми с РАС;

–         формирование в обществе толерантного отношения к людям с РАС;

–         создание инклюзивного образовательного пространства в общеобразовательной организации.

В процессе реализации проекта необходимо учесть и возможные риски. К ним можно отнести инерцию и непонимание педагогами сути инклюзивного образования; недостаточную подготовленность педагогических кадров по обучению детей с РАС; недостаточную психологическую готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования; недостаточность специализированного оборудования для жизнедеятельности детей с РАС.

Таким образом, предложенная нами модель организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы позволит детям адаптироваться в среде нормально развивающихся сверстников и обеспечит равный доступ к получению образования.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма : учеб. издание / К. С. Лебединская,  О.  С.  Никольская.   ‒   М.   :   Просвещение,   1991.   ‒ 96 с.

2.      Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ. – Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.  – Загл. с экрана.