Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Одним из важнейших условий психического развития ребенка является общение. Оно оказывает влияние на процессы социализации, индивидуализации и формирования личности.  Характер  общения  ребенка  со взрослым  и  сверстниками  изменяется  и усложняется на протяжении детства, приобретая то форму непосредственного эмоционального контакта, то речевого общения, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывает перед ребенком все новые возможности усвоения различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода его психомоторного развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.).

Особенности и характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми во многом определяет процесс формирования его двигательной, познавательной, эмоционально-волевой сфер и личности в целом. Поэтому в последние годы много внимания уделяется созданию особого эмоционального климата воспитания детей раннего и дошкольного возраста в образовательном учреждении. Эмоционально-положительное общение ребенка со взрослыми и рассматривается как одно из важнейших условий, определяющих успешность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряева, П.Ф.Вэдэзи, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Григорьева, А. Зарин, Н.П. Кочетова, Ю.А. Разенкова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.).

Вместе с тем, имеющиеся в литературе данные (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева и др.) и результаты собственного экспериментального исследования показывают, что для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерен низкий уровень развития общения и его качественное своеобразие. Они крайне редко обращаются друг к другу и взрослому с различными вопросами, просьбами, предложениями. Слабое развитие социальных потребностей приводит к тому, что к концу дошкольного возраста без специально организованного обучения дети не владеют вербальными средствами общения даже в случаях достаточного словарного запаса и удовлетворительного понимания обращенной к ним речи.

Общение детей с интеллектуальной недостаточностью посредством речи является порой невозможным из-за отсутствия эмоционально-побудительных компонентов. Дошкольники не вступают в речевые контакты не всегда по причине речевых нарушений. В основе этого следствие дефицита потребностей в контактах со сверстниками и взрослыми.

Длительное время общение детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими людьми проходит только по инициативе взрослого. При этом часто они отвечают на вопросы односложно и не всегда правильно. Нередко дошкольники с нарушением интеллекта используют невербальные средства: мимику, указательный, отрицательный или утверждающий жесты и т.д. Следует также отметить, что некоторые из них могут проявлять негативную реакцию на попытки со стороны окружающих наладить контакт.

Таким образом, возникает необходимость в проведении работы, направленной на развитие у детей с интеллектуальной недостаточностью общения с первых дней их пребывания в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Одной из важнейших задач в работе по формированию навыков общения является пробуждение и укрепление интереса детей с интеллектуальной недостаточностью к окружающим взрослым, а также к взаимодействию с ними. С этой целью используются следующие средства: яркая эмоциональная речь педагога, приветливая улыбка, демонстрация игровых действий в сочетании со звукоподражанием, совместные действия, похвала, доступные, понятные, короткие вопросы или предложения что-либо сделать самостоятельно, по образцу или по подражанию и т.д. При этом учитываются специфичность психомоторного развития данной категории детей, структура нарушений, а также актуальный и потенциальный уровни развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Важнейшим источником полноценного развития ребенка выступает эмоциональный контакт со взрослым, доверительные отношения с ним. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. С этой целью взрослый ласково прикасается к ребенку, берет его за руку, гладит и т.д. Для налаживания контакта со взрослыми, формирования способов продуктивного взаимодействия в коррекционной работе могут быть использованы следующие игровые упражнения: «Ладушки», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Догонялки» и т.д. При этом важно поддерживать даже незначительные попытки и стремление ребенка вступить в  контакт со взрослым.

Кроме того, на начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения – пониманию приглашающего или указательного жестов, фиксации взгляда на лице взрослого, выполнению определенных действий по тому или иному жесту, выполнению жестового ритуала (прощание, приветствие и пр.). В дальнейшем, наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости, а продолжают развиваться и совершенствоваться.

Развитию мотивационно-потребностного плана общения способствует моделирование ситуаций взаимодействий. С этой целью создаются условия, которые побуждают ребенка сказать, спросить, уточнить, сообщить что-либо, обращаясь к определенному человеку. Каждое обращение должно иметь конкретную, понятную для ребенка практическую  цель (вместе что-то  сделать, что-то сообщить, помочь другому человеку и пр.).

В работе по формированию общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью одно из главных мест занимает игра. Поскольку именно в ней происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются и закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания дошкольником с проблемами предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей. В структуре данного направления могут быть использованы дидактические, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, игры с образными игрушками, игры с природным материалом, подвижные, музыкальные и т.д.

Работа по формированию навыков общения должна осуществляться всеми специалистами дошкольного учреждения компенсирующего вида и являться необходимым элементом, как свободной деятельности, так и специально организованных занятий воспитателя, учителя-дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, психолога.

Следует также подчеркнуть необходимость привлечения родителей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью к работе по формированию навыков общения у их детей. Специалисты дошкольного учреждения компенсирующего вида используют различные формы взаимодействия с семьями (групповые и индивидуальные консультации, тренинги, беседы и т.д.) с целью проведения информационно- разъяснительной работы с ними. Они стараются помочь родителям лучше понять своих детей, их особенности, научиться с ними взаимодействовать, налаживать контакты, избегать конфликтных ситуаций, выбирать более удачные формы обращения к ребенку и общения с ним. Безусловно, только совместная работа специалистов дошкольного учреждения и семьи будет способствовать формированию навыков общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, включение специально организованной работы по развитию общения в структуру коррекционно-воспитательного процесса дошкольного учреждения компенсирующего вида позволяет не только повысить уровень развития общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, но и способствует в определенном смысле социализации личности ребенка.



Список литературы

 

 

1.   Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. Изд-во: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012.

2.      Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. - СПб. Изд-во: Союз, 2001.

3.     Зарин А., Нефедова Ю.В. Динамика общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со взрослыми. - Территория детства ребенка с особыми образовательными   потребностями:   Материалы ХХII    Международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства». СПб. Изд-во: РГПУ им. А.И. Герцена. 2015.

4.       Нефедова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития: Учебное пособие / Под ред. А.Зарин. - СПб. Изд-во: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.