Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Изучение сущности и содержания индивидуализации обучения в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, показало, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные процессуальные составляющие. При этом индивидуализация обучения реализуется посредством сопоставления достигнутых показателей каждым обучаемым в отдельности с промежуточными моделями характеристиками и внесением соответствующих коррективов в процессе обучения. Между тем, обучаемые могут обладать индивидуальным двигательным опытом, имеющим как рациональную, так и нерациональную составляющие. Это особенно очевидно при обучении плаванию взрослых людей. Отсюда представляется обоснованными использование обеих составляющих на благо образовательного процесса. Данное положение определяет одно из условий индивидуализированного обучения плаванию. Соблюдение условия индивидуально- двигательного опосредования, подразумевающего опору на индивидуальный двигательный опыт обучаемых, позволит приблизить образовательный процесс к реалиям сложившейся педагогической ситуации [2].

Индивидуализированное обучение плаванию предполагает  самоактуализацию двигательного опыта человека. В нем изначально заложена необходимость выбора решений, направленных на поиск нестандартных путей построения индивидуальных способов плавания, задания на проявление саморефлексии. Кроме того, обучаемый сам должен понимать смысл собственных движений и направления, в которых следует строить свои дальнейшие действия.

Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижений в воде. Поэтому следующим условием индивидуализированного обучения плаванию должно стать условие индивидуально-ориентированного преобразования, предполагающее согласованность методики обучения с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования [3].

Для соблюдения условия индивидуализации, при выборе методик обучения плаванию предпочтение должно быть отдано тем из них, которые реализуемы в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктуются насущной необходимостью педагогической ситуации и предполагают наибольшую эффективность и результативность обучения. Реализуемость методики заключается в том, чтобы она удовлетворяла всем ограничениям дидактического, временного, процессуального, организационного, технического и иного характера, возникающим при ее применении. Важно определить, насколько предлагаемые методические приемы и действия эффективны в условиях существующих ограничений.

Рассматривая обучение как управляемый процесс, гарантирующий достижение поставленных целей, особое внимание следует уделить дидактическому целеполаганию. Его суть заключается в научно обоснованном выборе цели (или группы целей) обучения, адекватных содержанию образовательного процесса.

Провозглашая индивидуализацию обучения основным принципом разрабатываемой парадигмы образования, следует ожидать и индивидуально-вариативное проявление его результатов в рамках общей стратегической цели образования.

Соблюдение условия индивидуально-вариативного целеполагания позволит выдержать логику всего педагогического процесса и сформировать индивидуально-стилевые вариации плавания на основе как ранее сложившихся, так и вновь освоенных двигательных действий [4]. Подобного рода вариации представляют собой целевые модели построения техники плавания, доступные для понимания и освоения каждым занимающимся в отдельности.

Научное целеполагание процесса обучения связано с постановкой образовательной проблемы и ее решением. Эти два процесса органически связаны между собой, т.к. постановка проблемы уже означает начало ее решения. После формулировки образовательной проблемы планируется ее решение либо аналитическим, либо эвристическим путем. В любом случае пути решения предполагают определенную степень актуализации предыдущего двигательного опыта, ранее усвоенных способов решения практических задач, в нашем случае способов передвижений в воде. При постановке задачи преподавателем по совершенствованию техники плавания обучаемый, как правило, первоначально пытается решить ее на основе собственных внутренних представлений, ранее освоенных движений и личного двигательного опыта. Чем ближе учебная задача к его двигательным представлениям, тем эффективнее она может быть решена в процессе обучения. Естественно, это не означает подгонку учебных задач под уровень понимания их обучаемыми, а лишь определяет целесообразность выбора тех из них, которые будут в наибольшей степени активизировать индивидуальную способность занимающихся к творческой деятельности. Отсюда следует необходимость выбора гипотетически выстроенной модели решения учебной задачи на основе соблюдения принципа опоры на индивидуально-двигательные представления обучаемого.

Организация исследования

В исследовании приняли участие студенты вуза государственной службы, способные преодолевать 25 м дистанции с помощью индивидуальных локомоторных движений. Из их числа были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы численностью 20 и 22 человека соответственно. Состав групп являлся статистически однородным.

С каждой группой было проведено 10 занятий по прикладному плаванию. Направленность обучения различалась следующим. Испытуемые ЭГ с 1-го занятия обучались координационному согласованию элементов техники плавания на основе движений способом брасс в сочетании с рациональным дыханием посредством освоения упражнений на координацию. Координирующие упражнения выполнялись с целью упорядочения гребковых движений обучаемых непосредственно во время передвижения в воде либо удержания тела у поверхности воды.

С испытуемыми КГ проводилось начальное обучение технике плавания способом брасс целостно- раздельным методом.

Изменения в технике плавания оценивались по регистрируемым скоростным показателям, протяженности проплываемой дистанции, времени удержания на воде, а также на основе коэффициента координации, определяемого отношением силы тяги, развиваемой при плавании в координации к сумме сил тяги, развиваемых руками и ногами, выраженным в процентах [1]. Количественные показатели измерялись дважды – до и после эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице представлена динамика  показателей  техники  плавания    контрольной и экспериментальной групп.

  

Таблица 1 Динамика показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и контрольной групп в результате эксперимента

 

 

 

 

 

Исследуемые    параметры

 

 

ЭГ

 

 

КГ

 

До эксперимента

 

После эксперимента

 

До эксперимента

 

После эксперимента

 

Скорость плавания, м/с

 

0,43±0,02

 

0,52±0,04

 

0,45±0,07

 

0,50±0,08

Длина проплываемой дистанции, м

33,1±0,7

175,4±1,3

38,3±0,4

102,5±1,0

Коэффициент координации, %

66,8±1,4

79,2±0,7

67,1±0,3

68,6±1,8

Анализ данных таблицы позволяет отметить общую положительную тенденцию в динамике показателей технической подготовленности испытуемых обеих групп. Это свидетельствует о правомерности как методики целостно-раздельного обучения, так и метода координационно-функционального обучения.

В обеих группах наибольшая положительная динамика отмечена в максимальной длине проплываемой дистанции, в меньшей степени изменилась скорость плавания.

Существенное увеличение коэффициента координации наблюдалось у испытуемых экспериментальной группы, что свидетельствует о лучшей согласованности освоенных ими движений.

Таким образом, соблюдение условия индивидуально-двигательного опосредования, подразумевающее использование индивидуального двигательного опыта занимающихся при обучении прикладному плаванию, может способствовать повышению качества образовательного процесса.

Согласованность методики обучения плаванию с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых может быть достигнута посредством индивидуально-вариативного преобразования двигательного потенциала занимающихся.

Индивидуально-стилевые вариации техники, включающие ранее сложившиеся и вновь освоенные движения, являются целевыми моделями обучения прикладному плаванию.

 

Список литературы

1.     Вайцеховский, С.М. Силовая подготовка пловца в воде / С.М. Вайцеховский // Плавание. - 1982. - Вып. 2.- С. 13-21.

2.        Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. - № 7 (101). – С. 110-113.

3.        Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. - № 8 (102). – С. 128-131.

4.        Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.