Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Аннотация. В данной статье представлен опыт обучения биологии, способствующего развитию индивидуальности подростков. Определены понятия воспитание, личность и индивидуальность. Предложены некоторые практические методики.

Ключевые слова: воспитание, развитие, индивидуальность, урок биологии.

И сотворили школу так, как повелел дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах.

Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности.

Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.

Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть.

Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях.

Они научились лгать и притворяться.

Адольф Ферьер Современная  модель  образования,  ориентированная  на  реализацию  идей  гуманистической педагогики,  стремится  создавать  такие  образовательные  условия,  которые  будут  способствовать становлению целостного человека, развивающегося во всей своей многомерности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития индивидуальности учащихся не только во внеучебной деятельности, но и при изучении учебных предметов.

Следуя гуманистическим принципам, педагоги стремятся уделить внимание каждому из учащихся, чтобы развить в них ту самую индивидуальность, которая чаще проявляется не вообще, а по отношению к близким ему по духу предметам. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь учащимся найти себя и раскрыть способности в той сфере, в которой он проявляет максимальную активность, воспитать в нем индивидуальность. Предметы естественно-научного цикла вносят существенный вклад в формирование образованной, гармонично развитой личности, а элемент творчества необходим ребенку для самораскрытия и самопонимания.

Нормативные документы демонстрируют требование к результатам освоения учебного предмета «Биология» не только знаниевом, но и эмоционально-чувственном компоненте, который, к сожалению, в пределах школьных стен, развивается крайне слабо. Основной задачей в содержании предмета биологии является создание целостного представления о мире природы, ее красоте и целесообразности. По итогу ребенок должен получить не только теоретические знания, но и практический опыт созидательного взаимодействия с природой, когда рождается эмоционально-деятельностная связь с миром в действиях, суждениях, наблюдении. Этого можно добиться лишь через наличие эмоционального отклика, переживания гармонии и единения от встреч с природой, переход от внешнего к личностно значимому. Эти три взаимосвязанных компонента являются базой образовательного процесса, направленного на формирование целостности и индивидуальности в ребенке, раскрытии его внутренних (природных) потенциалов.

Возникает вопрос о реальности создания такого воспитательного взаимодействия на уроках, которое способствовало бы активному развитию индивидуальности в каждом из учащихся. В данной статье представим опыт ведения уроков биологии, способствующего раскрытию индивидуальности подростков.

Говоря о воспитании, мы придерживаемся мнения, что необходимо включать ребенка в различные виды социальных взаимодействий в деловом и межличностном общении, игре, учебной и профессиональной деятельности, приводящих к развитию личностных качеств и человека в целом. В науке воспитание рассматривается в двух аспектах: как этический регулятор ключевых отношений индивида и общества, направленный на общественную реализацию человеком себя, достижение идеалов общества. Другой аспект предполагает деятельность, призванную формировать систему качеств, либо какое-то конкретное качество, изначально заложенное природой (например, воспитание эстетического отношения к действительности) [3, с. 145].

В исследованиях, посвященных развитию личности в социальном и психологическом аспектах, часто используют следующие проекции человека: индивид – субъект – личность – индивидуальность. В каждом человеке необходимо развивать индивидуальность, а не только личность и личностные качества. Чтобы точно понимать, развитию чего именно мы способствуем, необходимо развести такие понятия как личность и индивидуальность.

В последние годы в педагогике все больше укрепляется мнение о целях педагогической деятельности, связанных, прежде всего с раскрытием сущностных сфер человека и его становлением. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу. В индивидуальности человека скрыт источник его деяний [4].

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность есть возможность действовать в собственном русле, принимать собственные решения. В этом плане предпосылки к становлению индивидуальности проявляются у ребенка весьма рано. Несмотря на это, как таковое развитие и способствование к становлению индивидуальности как человеческой самосути необходимо осуществлять в процессе воспитания. Ведь состоявшаяся индивидуальность представляет собой личность само-бытную, проявляющую себя в жизни активно и творчески [9, с.196].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев не раз подчеркивали, что «индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений… Если личность – это определённость позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определённость внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» [7, с. 353–355].

В связи с этим индивидуализацию стоит понимать как процесс самоопределения личности, ее выделенность из общества за счет уникальности и неповторимости, по средствам организации целостного учебного со-бытия. Развиваясь во взаимосвязях унаследованных и приобретенных способностей, индивидуальность предстает как личностно-природное качество человека. Именно поэтому индивидуальность позволяет человеку удовлетворить ведущие потребности в самопознании, самовыражении, самоутверждении, а также организовать свое поведение и деятельность в соответствии со способностями.

А.Г. Асмолов под индивидуальностью понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей, овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом, ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни» [2, с. 439].

Предпосылкой к формированию человеческой индивидуальности выступает в первую очередь, среда, где он растет и развивается; это ассоциации, накопленные в детстве, воспитание и обращение с ребенком, в семье, а также вне дома. Уникальность индивидуальности каждого конкретного человека не в том, что он является неповторимым сочетанием некоего набора своеобразных признаков, а в том, что как индивидуальность он есть продукт и мера реализации свободы выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Согласно К.Г. Юнгу, цель пути к индивидуальности, обретению самости заключается в осознании бессознательного. С одной стороны, человеку необходимо раскрыться как личности, с другой, – понять, что он не является автономным, а зависит от врожденной самости, которая в существенной степени им управляет  (поскольку  заложена  природой).  В  этом  смысле  движение  индивидуальности  может рассматриваться как путь от личности к Самости. Этому процессу необходимо отдаться целиком – и душой, и телом. В нем участвуют сразу все психические функции: мышление (я знаю), чувство (я люблю), интуиция (я чувствую), ощущения (по-моему) [10].

В подростковом возрасте особенно важно поддерживать в ребенке процессы самопознания, самоопределения, субъектности, что будет способствовать обретению внутренней целостности и гармонии. Ведь именно в это период жизни, по мнению В.С. Мухиной, «обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание». У подростка появляется стремление к познанию своего места в культурно- историческом контексте, развиваются тенденции к личностному росту и развитию. В этот переломный момент, они нуждаются в воспитателе (значимом другом), который сможет помочь пройти столь нелегкий путь самопознания и самоопределения. Заглянуть в себя и получить ответ, найти опору и не отвернуться от своего внутреннего Я [6, с. 422].

Такое полное переживание возможно только при определенных условиях или в особой ситуации, например, при посещении естественных природных зон: лесов и парков. Природа для людей всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности. Ее образ формировался в сознании народов как нечто непоколебимо живое, воспроизводящее и дарующее - как источник жизни и смыслов, где у человека появляется возможность выстраивания внутреннего мысленного (зачастую не осознаваемого) диалога с собой и своей природой. Внутренний диалог – неотъемлемый элемент в процессах самопознания, самоопределения, саморазвития, когда человек с его нравственным самосознанием решает путем внутреннего диалога задачу самоопределения, вырабатывает смыслы, ценности, цели. Осознание самого себя как активной личности наполняет жизнь таким смыслом, который даст стабильность и уверенность в действиях будущего Я, после чего, благодаря построенному воспитательному процессу, путь к самости становится естественным, не обремененным жесткими рамками внешнего и внутреннего. Для достижения подобного обретения смыслов, своевременного и полного открытия внутренних потенциалов существует особая деятельность педагога и учащегося по поддержке и развитию единичного, своеобразного образа, того, который заложен в данном ребенке от природы и что он уже приобрел в индивидуальном опыте. Эта деятельность именуется индивидуализацией или воспитанием индивидуальности.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой своеобразную неповторимость. Развитие в ученике индивидуальности предполагает, что учителю необходимо признавать право ребёнка «быть самим собой».

Эти два аспекта (воспитательная деятельность и единение с природой) возможно реализовать в учебной программе по биологии. Это те уроки, где у учеников происходит погружение в среду, и у каждого есть возможность найти то, что ему будет ближе по его природе. При условии внедрения в учебный процесс парковых уроков, воспитательная среда переходит в разряд воспитательного пространства, которое наполнено личностными смыслами и понятиями каждого участника. Индивидуальная деятельность, спровоцированная внутренней потребностью открытия, рождает открытие самого себя, взаимосвязей в природе и своего места в этом круге. Выход за пределы привычного урока, привычной зоны деятельности, возможно, даже за пределы зоны комфорта, провоцирует сознание на работу, работу с миром знаний и ощущений.

Уже во ФГОС ДО в п. 3.2.5. отмечено, что условия, необходимые для развития детей, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-      создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-    недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) [8].

Примером такой деятельности, гармонично развивающей качества ребенка и способствующей его восхождению к индивидуальности, можно назвать уроки биологии, проводимые с учетом индивидуальных особенностей как группы в целом, так и каждого ученика в частности. В процессе нашей работы с подростками одной из задач при создании встреч было формирование диалога смыслов, который мы понимаем как поддержку точки зрения каждого и переосмысление информационного пространства. Своеобразное со-мыслие, со-чувствие в едином времени и пространстве. Именно в такой атмосфере раскрывается каждый подросток, рождается его способность слушать и слышать как окружающих так и себя. Формируется опыт принятия различий.

Основываясь на методике диагностики различных типов установок в отношении к природе, разработанной С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным, можно утверждать, что существует четыре основных типа отношений: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). Именно поэтому в процессе работы с подростками мы сталкиваемся с четырьмя основными способами эмоционально-чувственного видения мира. В связи с этим одной из задач разработки и ведения уроков биологии должно быть стремление к выявлению тех самых типов установок у каждого подростка и работа с ними, а не попытки подвести всех под единый стандарт. Каждый такой урок состоит из нескольких этапов: погружение, свободный выбор и открытие. [5]

Каждый этап способен стать эффективным средством реализации принципе индивидуализации в том случае, когда у каждого подростка будет происходить личностное осмысление степени величия природы, ее выразительности и красоты, будут включены механизмы эмпатии и идентификации. Поэтому разработанные нами занятия проходили в диалоговом формате, где педагог задавал вопросы на размышление. Подобная система дает понять на сколько вовлечен в тему ребенок, превалирующую у него установку в отношении к миру, а так же развивает способность всей группы к взаимодействию. Стоит отметить, что не сложные по своему наполнению вопросы, рождали массу разных ответов и это разнообразие позволяло раскрыться каждому из учащихся. Те ученики, которые изначально были не так многословны, подхватывали эмоционально словестный поток и включались в обсуждения. Например, рассуждая на тему понимания слова «природа» и «красивая природа», изначально ответы могли иметь утилитарных характер, что это ресурсы и то, что приносит пользу, а красота – это скорее отсутствие изъянов в виде грязи, трухлявых пней или снулой рыбы, предпочтительнее наличие удобств. Ученики могли не предавать особого значения возможностям созерцания нетронутой природы и тонких взаимосвязей в ней. Некоторые отмечали ценность природы и как духовного компонента. У них присутствовало осознание надобности созидания и сохранения природных ландшафтов. Однако были и те дети, которые развернуто и точно описывали свои представления. Способность подмечать детали, видеть красоту в простоте. Они отдавали предпочтение созерцанию, созиданию, наблюдениям, обретению вдохновения: «Горы - это невероятно! Каждая гора на что - то похожа и каждый видит в ней своё. Ещё горы это испытание, но если его преодолеть, можно увидеть все что нельзя увидеть внизу, с гор можно увидеть мир...», «Красивая природа - эта природа не тронутая человеком, сохранённая в первозданном виде. Зелень, журчащая речка, пение птиц - это, наверное полная гармония».

Такие ситуации рождают в каждом бурю эмоций, которые обязаны найти выход в слове и деле. Полученный ответ рождает еще больше вопросов, часть из которых задается самому себе, заставляет начать поиск причинно-следственных связей. Стоит отметить тот факт, что чаще всего ученики, которые менее активно участвовали в беседах были более способны к творческой или деятельностной реализации своих замыслов и отношений, это так же важный аспект индивидуализации процесса обучения. Когда у каждого из учеников есть возможность наравне со всеми, но разными способами выразить свои мысли.

Поэтому еще одним вариантом индивидуализации является возможность свободы выбора, когда ученикам предлагается выбрать один или несколько ботанических, или зоологических объектов, которые интересны больше всего, и им бы хотелось о них всем рассказать на последующих занятиях. Ведь очень важно увидеть и услышать, как каждый ребенок чувствует этот мир, что его волнует, пугает, чарует. Если ребенок не может выбрать что-то конкретное, он может постараться найти ответы на интересующие его вопросы и поделиться с окружающими, тем самым словно заразив остальных процессом поиска и открытия, или присоединиться к коллеге. Педагогом разрабатывается своеобразный сценарий, в который включен каждый из детей, который покажет тонкие нити взаимосвязей природы и человека, в то время как сами ученики в свободной форме готовят свои рассказы. Песня, стихотворение, небольшая история, плакат и т.д. То, как они сами это видят и понимают.

Так же раскрывается не только чувственная, но и творческая сторона, их интеллект и способность к взаимодействию с окружающими, сила переживаний. В ходе таких занятий, каждое «выступление» находит отклик и глубокую поддержку в лице педагога, тем самым формируя у детей культуру внимания и понимания к каждому. Наблюдая разнообразие талантов и интересов, дети становятся более уверенными в себе, рождается понимание того, что каждый по-своему индивидуален, и это дар. Это позволяет находить им общий язык друг с другом, природой и собой. Подчеркиваются значимость их открытий и важная роль их труда. После события у всех участников есть возможность пообщаться друг с другом, провести своеобразную рефлексию. После подобных уроков тяга к открытиям и взаимодействию у детей становится неумолима, что влечет за собой новые формы общения и поиска.

Как итог, можно заключить, что подобные формы взаимодействия напрямую направлены на раскрытие индивидуальности в каждом из учащихся, в том числе, и педагогов. А простота исполнения является прямым доказательством возможности реализации принципа индивидуализации при обучении биологии. Погружение в мир природы, наполненное знаниями, личным опытом и опытом поколений, позволяет взглянуть на себя с другой, непривычной стороны и задать себе другие, непривычные вопросы.

 

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Ананьев Б.Г.- Л., 1969. 327с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /Асмолов А.Г. - М.: Воронеж: ИПП, 1996.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-и т. Т. 3/ Выготский Л.С. - М., 1983.

4. Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Б.– К.: Калинингр. ун-т., 2000. 572с. 204

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: [Учеб. пособие для вузов] / ДерябоС.Д., Ясвин В.А. - Ростов н/д. Феникс : АО "Книга" 1996. 476с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Мухина В.С.- М.: Academia, 1999. 456с.

7. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности/ Слободчиков В.И, Исаев Е.И. - М.: Школа-Пресс, 1995. 360с.

8. Федеральный закон «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155» [Эл. ресурс] /URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html

9. Хасанова Г.Б. Антропология. Учебное пособие / Хасанова Г.Б.– 6-е издание. - М.: Проспект, 2016.253с

10. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. Лорие С. (под ред. Зеленского В.) / Юнг К.Г. -Спб.: Азбука, 2001.