Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТ ПРОЕКТА К ЭКЗАМЕНУ

Авторы:
Город:
р.п.Нахабино
ВУЗ:
Дата:
10 сентября 2015г.

Стандарт ввел в школы с целью обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные курсы и внеурочную деятельность, определил требования к структуре, условиям и результатам. С какими навыками у ребят мы встречаемся в 10 классе? Они прекрасно знают, какие их ждут перспективы в случае удачных или неудачных результатов ЕГЭ, поэтому мотивация к подготовке стабильно высокая. Чем они владеют? Если учесть, что к концу четвертого класса при организации внеурочной проектной деятельности, на которую отводится один час в неделю, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы такие способности, как рефлексия, целеполагание, планирование, моделирование, возможности проявления инициативы, контактная коммуникация, учитель средней школы получает детей, имеющих представление и владеющих (если повезет) таким универсальным учебным действием, как умение учиться. Полученный ими самостоятельный  социальный  опыт  и  осознанное  понимание  пока  только  терминов  «продукт  труда», «индивидуальная деятельность», «проект» обязывает учителей средней школы продолжать и углублять эту работу. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, ориентирован на освоение обучающимися личностных, метапредметных и предметных требований выпускника. Современные школьники лучше нас ориентируются в пространствах Интернета, знают, где и как добыть требуемую информацию, имеют навыки проектной деятельности… А вот написать стандартное сочинение по проблеме (которую еще нужно выявить) или на литературную тему для них оказывается сложным. Научиться писать можно. Основное условие – чтение и истолкование художественных произведений. Сочинение, имея свою специфику, всегда было творческой работой. И все же это монологическое высказывание в прозе на определенную тему.

Как соединить «умеемое» и «трудное»?

Работа с текстом формирует такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение, конкретизацию, помогает устанавливать определенные параллели и закономерности. Опыт научных трудов Т.А. Ладыженской, работы Е. И. Никитиной, рекомендаций при подготовке к написанию сочинений Т.М.  Пахновой и Т.А. Калгановой, теория использования метода проектов А.Г. Нарушевича и личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию Л.С. Выготского лежат в основе практических навыков работы с текстом и учителя, и выпускников. Основное требование Стандарта – научить учиться, то есть максимально все делать самостоятельно. Чтобы реализовать запросы, метод проб и ошибок привел к идее: объединить освоенную ребятами и так им полюбившуюся проектную деятельность с предстоящими сочинениями по русскому языку и литературе, заданными ЕГЭ.

В 10-11 классе один час внеурочной проектной деятельности и элективный курс «Интеллект-карты: подготовка к ЕГЭ [1]» предлагаю старшеклассникам для осваивания написания сочинений к ЕГЭ. Изначально определяем «книжную полку», основным назначение которой сначала будет осознанный выбор предлагаемых произведений, которые станут основой для проектов по русскому языку («Мир человека в знаках препинания», «Общение и язык», «Сочинение-рассуждение на основе лингвистического текста») и определят тематику сочинений по литературе. Набор произведений включает в себя и русскую, и зарубежную литературу. Более того, туда входят и изученные в среднем звене произведения, и литература, рекомендованная учеными (По мнению академиков РАН, каждый должен прочесть минимум 375 книг за свою  жизнь – материалы сайта «Полки книжного червя» [3]). Итак, самостоятельно выбираем круг тем для проектных исследований по русскому языку и базовую «книжную полку», которая будет являться основным источником для проектов.

Цель – создать условия для формирования познавательных, социальных, личностных компетенций, успешной социальной интеграции и профессиональной самореализации.

Педагогические принципы, которые используются для достижения поставленной цели – принцип научности, принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство, принцип учѐта индивидуальных возможностей личности, педагогический гуманизм. Технология проектного обучения создаѐт условия для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей, логического и критического мышления, познавательных интересов, умения ориентироваться в современном информационном пространстве, умения работать самостоятельно и в коллективе, привития навыков публичных выступлений. Проектные технологии формируют и речеведческие компетенции, необходимые для осуществления деятельности от замысла до создания конкретного практически значимого продукта.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике, поэтому очень актуальными становятся возможности коучинга.

Затем определяем формы продуктов нашей деятельности: видеофильм, выставка, газета, журнал, коллекция, костюм, макет, публикации, путеводитель, интеллект-карты, справочник, сравнительно- сопоставительный анализ… Основным же инструментом в работе станет когнитивно-визуальная образовательная технология, способная активизировать творческое мышление участников образовательного процесса. Технология была выбрана по следующим причинам: это альтернатива традиционному мышлению, способу обмена информацией, творчеству и обучению; это система действий, поэтапно и систематически направленная на визуальное преобразование учебной информации. В общем процессе обучения Интеллект-карты помогают создавать ясные и понятные конспекты лекций; выявлена максимальная отдача от прочтения книг/учебников; они способствуют написанию рефератов, курсовых проектов, дипломов; запоминанию при подготовке к экзаменам; при работе над презентациями за меньшее время дается больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; они служат хорошим материалом для проведения деловых встреч и переговоров. При планировании управляют временем: план на день, неделю, месяц, год; помогают в разработке сложных проектов. При использовании технологий интегрированного обучения способствуют генерации новых идей, развитию творчества; развивают умение коллективно решать сложные задачи. Тематическая Интеллект-карта помогает четко увидеть все «за» и «против», принять более взвешенное и продуманное решение. Вот интеллект-карта современного учителя, способного к реализации требований ФГОС [2]:


Эффективно использовать карты при подготовке к ОГЭ и ГИА, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, еѐ воспроизведение становится более осмысленным, можно составлять целые блоки-карты, группируя по заданиям; на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д. Вот пример некоторых готовых интеллект-карт, уже составленных и адаптированных на практике (материалы интернета) [4]:


Интеллект-карты можно рисовать и от руки, и создавать при помощи компьютерной программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.

Каждодневное использование ментальных карт не нужно: они не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод результативно использовать именно в комплексе с другими методическими средствами.

Теперь о главном: где же подготовка к сочинениям по русскому языку и литературе?

Во-первых, после прочитанных произведений составляем Интеллект-карты с целью наличия схематического содержания, к которому в любой момент можно обратиться за помощью при возникшей необходимости. Во-вторых, составляем ментальную карту (коллективно) «Блоки проблем», самостоятельно - «Тематический блок произведения». Затем - персональный выбор темы проекта, в котором на последнем этапе изучения предусмотрено обязательное тематическое сочинение по русскому языку, форма продукта и вид своей деятельности для представления общественности. Весь процесс от проекта до сочинения – ПОДГОТОВКА к ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе!

 

Список литературы

1.      Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. / Применение методов«MindMaps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

2.      Бьюзен Т. и Г. Супермышление. – Минск: Попурри, 2007. – 320 с.

3.      Сайт – «Полки книжного червя» http://bookworms.ru/news/knigi_kotorye_po_mneniju_uchenykh_dolzhen_prochitat_kazhdyj/2011-07-04-976

4.      Щеняева Н.В. Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка», код доступа http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/master-klass-%C2%ABprimenenie-metoda-intellekt-kart-na- urokakh-russkogo