14 февраля 2016г.
Поиск путей преодоления кризиса образования и формирования новой образовательной системы закономерно потребовал восстановления в новом статусе системы вузовского воспитания. На сегодняшний день эта проблема стала актуальной научной и практической задачей.
Важнейшая миссия высшего образования в России – подготовка поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов – граждан России. От политики государства в сфере высшего образования зависит жизнеспособность нового поколения россиян и России в недалеком будущем.
Перед системой высшего образования сегодня встают принципиально новые задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной и географической среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество.
Помня о том, что университеты всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста, независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур.
Одновременно духовное пространство университетской среды сегодня должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, государственности, высокой духовности, ценности труда и служения на благо Отечества, традициями этнической и религиозной толерантности, открытости другим культурам.
Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности.
Основными субъектами воспитания в вузе являются: общество – через его заказ, через политическую, гражданскую, культурную, духовную, социальную среду, которая окружает личность; сам студент – личность, выступающая одновременно и как объект и субъект воспитания, а также как субъект самовоспитания; кроме этого, преподаватель вуза – еще один субъект воспитания, который и организует воспитательную деятельность в целом.
Исходя из вышесказанного, вся система воспитательной деятельности в вузе должна быть, нацелена на личностно-гуманистический подход, при котором сам студент становится организатором воспитательного процесса и его активным соучастником. При таком подходе студент получает все возможности для самореализации, а вуз, в свою очередь, должен создать все условия для саморазвития личности, помочь ей самосовершенствоваться в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности.
Система воспитания студентов в вузе призвана развивать потребности в достижении успеха, реализации своих целей в самоутверждении, формировать такие качества личности, которые помогут включиться в различные сферы жизнедеятельности общества, сформируют установку на социальную активность, на участие в политической, общественной, культурной жизни.
Целенаправленную воспитательную деятельность мы рассматриваем как часть социализации личности, которая призвана упорядочить влияния на людей современной социальной среды, формировать у них собственный позитивный опыт межличностного общения, ослабить возможное отрицательное воздействие со стороны неформальных экстремистских субкультур.
В качестве цели воспитания выступает формирование конкурентноспособной личности, творчески мыслящей, с активной жизненной позицией, способной адекватно относиться к социокультурным ценностям и компетентно действовать в сфере профессиональной деятельности.
Цель воспитания достигается посредством реализации ее задач, среди которых можно выделить следующие:
- создание условий для максимального раскрытия каждым студентом своих потенциальных возможностей, формирование у каждого активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественной жизни страны и региона;
- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование культуры межнационального общения;
- формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
- развитие отношений сотрудничества преподавателей и студентов;
- организация досуговой деятельности, отдыха студентов, развитие массовых видов спорта и туризма;
- создание атмосферы творческого подхода к выполнению любого дела;
- создание условий для каждого студента для профессиональной и самоподготовки к жизни в современных условиях;
- создание условий для саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации личности в процессе внеучебной деятельности, привлечение студентов к работе в органах студенческого самоуправления;
- создание условий для социальной защищенности студентов, оказание социальной помощи студентам и членам их семей.
Важнейшими приоритетами и принципами воспитания являются: всесторонность, демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность.
Организация воспитательной деятельности - одна из важнейших задач Орловского государственного университета. Воспитательная работа осуществляется в рамках учебного процесса (учебно-воспитательная работа со студентами) и во внеучебное время (внеучебная воспитательная работа со студентами).
Достижение концептуальных целей и задач реализуется через содержание процесса воспитания, включающего приоритетные направления, методы, формы и средства осуществления воспитательной деятельности и взаимодействия субъектов воспитания. К основным направлениям воспитательной деятельности относятся:
Учебная.
Этот вид деятельности способствует формированию личности специалиста, росту профессиональной компетентности, его мировоззренческой, общекультурной направленности и гуманистическому самовоспитанию.
Профессиональная.
Реализация данного направления воспитательной деятельности обеспечивает воспитание морально- этических, социально-психологических и профессиональных качеств, социальной и профессиональной компетентности, дисциплинированности, конкурентоспособности будущего специалиста.
Научно-исследовательская.
Связь науки с учебно-воспитательным процессом обеспечивается вовлечением студентов в научно- исследовательскую работу. Организация научно-исследовательской деятельности студентов, поиск новых исследовательских форм, внедрение в практику результатов студенческих научных изысканий являются одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности.
Социальная.
Включение студентов в общественную деятельность позволяет получить им навыки управления служебным коллективом, развивает умение общаться с людьми, отстаивать свои взгляды и убеждения, соблюдать нормы этикета, правила общения и поведения.
В рамках реализации данного направления создана и успешно функционирует система студенческого самоуправления.
Студенческое самоуправление всегда было важной формой воспитательной работы в вузе. Студенческое самоуправление способствует формированию активной жизненной позиции студентов и призвано решить следующие задачи:
- развить созидательную активность студентов;
- мотивировать молодых людей к проявлению действенной инициативы в решении общественно- политических проблем;
- вовлекать молодежь в деятельность общественных объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости;
- создать условия для максимально гибкого включения студента в новые для себя виды деятельности;
- обеспечить выполнение законных прав и интересов студентов;
- внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи.
Организация коллектива студентов и развитие студенческого самоуправления является одним из ведущих направлений воспитательной работы и осуществляется на основе следующих принципов:
принцип равноправия – студенты имеют право участвовать в управлении всеми сторонами жизни коллектива;
принцип выбора – предполагает выборность всех органов и должностей, периодическую их сменяемость;
принцип добровольности – предполагается добровольное участие студентов в любом из направлений деятельности;
принцип ответственности – систематическая отчетность органов самоуправления перед коллективом; принцип гласности – предполагает информированность студентов о принятых решениях и проводимых мероприятиях, их результатах;
принцип обратной связи – анкетирование студентов с целью выяснения микроклимата в группе, устойчивости мотивов выбора профессии и др.
Культурно-досуговая.
Один из важнейших аспектов воспитания студентов – это подготовка высококультурной личности, эрудированной в вопросах искусства, литературы, живописи, музыки, театра, способной анализировать происходящие события, организовать проведение культурно-досуговых мероприятий и участвовать в них.
Спортивно-оздоровительная.
Проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни направлено на повышение эффективности использования физической культуры и спорта в укреплении здоровья студентов.
Кроме того, следует отметить систематическую научно-исследовательскую и практическую деятельность студентов по пропаганде здорового образа жизни. Ежегодно в рамках курсовых и квалификационных исследований студенты занимаются разработкой данных вопросов и активно внедряют их в практику деятельности образовательных и социальных учреждений.
Гражданско-правовая.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной жизненной позиции студентов, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный выбор. Все это предполагает формирование таких гражданско-правовых качеств как гражданское мужество, честность, порядочность, умение отстаивать свою точку зрения и регулировать свое поведение в университете в соответствии с видами социально-значимой деятельности человека и нормативно-правовыми актами и положениями.
Во внеучебной деятельности студентов формированию системы базовых ценностей способствует организация и проведение торжественных и массово-политических мероприятий, посвященных государственным праздникам, важнейшим историческим событиям, памятным датам в истории России; подготовка и проведение торжественных манифестаций, шествий, митингов, посвященных героико-патриотическим событиям.
На основе направлений внеучебной воспитательной работы определены следующие показатели, характеризующие эффективность воспитательной работы со студентами:
1. Учебная успеваемость студентов.
2. Кадровая обеспеченность специалистами по воспитательной работе.
3. Эффективность деятельности организационных структур, занятых в учебно-воспитательном процессе, и нормативно-правовая обеспеченность воспитательной работы.
4. Финансовая и материально-техническая обеспеченность воспитательной работы.
5. Уровень общей культуры и воспитанности, гражданско-патриотического воспитания студентов.
6. Оценка социальных условий обучения и проживания студентов.
7. Оценка вклада студентов в формирование имиджа вуза.
8. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
9. Воспитательный потенциал учебных программ.
10. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу, в общественно-полезную и оздоровительно-спортивную деятельность.
11. Степень адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, удовлетворенность факультетом, психологическая комфортность студентов.
12. Уровень девиантного поведения студентов.
Мы убеждены, что такая целенаправленная работа способствует
ü формированию конкурентноспособной, активной, интеллектуальной и духовно развитой личности с высоким гражданско-патриотическим сознанием;
ü созданию условий для самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации и самореализации
будущих специалистов-профессионалов во всех сферах жизнедеятельности;
ü качественному росту студенчества как активного участника социальных преобразований.