Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗАХ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Поиск путей преодоления кризиса образования и формирования новой образовательной системы закономерно потребовал восстановления в новом статусе системы вузовского воспитания. На сегодняшний день эта проблема стала актуальной научной и практической задачей.

Важнейшая миссия высшего образования в России – подготовка поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов – граждан России. От политики государства в сфере высшего образования зависит жизнеспособность нового поколения россиян и России в недалеком будущем.

Перед системой высшего образования сегодня встают принципиально новые задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной и географической среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество.

Помня о том, что университеты всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста, независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур.

Одновременно духовное пространство университетской среды сегодня должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, государственности, высокой духовности, ценности труда и служения на благо Отечества, традициями этнической и религиозной толерантности, открытости другим культурам.

Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности.

Основными субъектами воспитания в вузе являются: общество – через его заказ, через политическую, гражданскую, культурную, духовную, социальную среду, которая окружает личность; сам студент – личность, выступающая одновременно и как объект и субъект воспитания, а также как субъект самовоспитания; кроме этого, преподаватель вуза – еще один субъект воспитания, который и организует воспитательную деятельность в целом.

Исходя из вышесказанного, вся система воспитательной деятельности в вузе должна быть, нацелена на личностно-гуманистический подход, при котором сам студент становится организатором воспитательного процесса  и  его  активным  соучастником.  При  таком  подходе  студент  получает   все  возможности  для самореализации, а вуз, в свою очередь, должен создать все условия для саморазвития личности, помочь ей самосовершенствоваться в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности.

Система воспитания студентов в вузе призвана развивать потребности в достижении успеха, реализации своих целей в самоутверждении, формировать такие качества личности, которые помогут включиться в различные сферы жизнедеятельности общества, сформируют установку на социальную активность, на участие в политической, общественной, культурной жизни.

Целенаправленную воспитательную деятельность мы рассматриваем как часть социализации личности, которая призвана упорядочить влияния на людей современной социальной среды, формировать у них собственный позитивный опыт межличностного общения, ослабить возможное отрицательное воздействие со стороны неформальных экстремистских субкультур.

В качестве цели воспитания выступает формирование конкурентноспособной личности, творчески мыслящей, с активной жизненной позицией, способной адекватно относиться к социокультурным ценностям и компетентно действовать в сфере профессиональной деятельности.

Цель воспитания достигается посредством реализации ее задач, среди которых можно выделить следующие:

-   создание условий для максимального раскрытия каждым студентом своих потенциальных возможностей, формирование у каждого активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественной жизни страны и региона;

-   воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование культуры межнационального общения;

-   формирование здорового образа жизни и экологической культуры;

-   развитие отношений сотрудничества преподавателей и студентов;

-   организация досуговой деятельности, отдыха студентов, развитие массовых видов спорта и туризма;

-   создание атмосферы творческого подхода к выполнению любого дела;

-   создание условий для каждого студента для профессиональной и самоподготовки к жизни в современных условиях;

-    создание условий для саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации личности в процессе внеучебной деятельности, привлечение студентов к работе в органах студенческого самоуправления;

-    создание условий для социальной защищенности студентов, оказание социальной помощи студентам и членам их семей.

Важнейшими приоритетами и принципами воспитания являются: всесторонность, демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность.

Организация воспитательной деятельности - одна из важнейших задач Орловского государственного университета. Воспитательная работа осуществляется в рамках учебного процесса (учебно-воспитательная работа со студентами) и во внеучебное время (внеучебная воспитательная работа со студентами).

Достижение концептуальных целей и задач реализуется через  содержание процесса воспитания, включающего приоритетные направления, методы, формы и средства осуществления воспитательной деятельности и взаимодействия субъектов воспитания. К основным направлениям воспитательной деятельности относятся:

Учебная.

Этот вид деятельности способствует формированию личности специалиста, росту профессиональной компетентности, его мировоззренческой, общекультурной направленности и гуманистическому самовоспитанию.

Профессиональная.

Реализация данного направления воспитательной деятельности обеспечивает воспитание морально- этических, социально-психологических и профессиональных качеств, социальной и профессиональной компетентности, дисциплинированности, конкурентоспособности будущего специалиста.

Научно-исследовательская.

Связь науки с учебно-воспитательным процессом обеспечивается вовлечением студентов в научно- исследовательскую работу. Организация научно-исследовательской деятельности студентов, поиск новых исследовательских форм, внедрение в практику результатов студенческих научных изысканий являются одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности.

Социальная.

Включение студентов в общественную деятельность позволяет получить им навыки управления служебным коллективом, развивает умение общаться с людьми, отстаивать свои взгляды и убеждения, соблюдать нормы этикета, правила общения и поведения. 

В рамках реализации данного направления создана и успешно функционирует система студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление всегда было важной формой воспитательной работы в вузе. Студенческое самоуправление способствует формированию активной жизненной позиции студентов и призвано решить следующие задачи:

-   развить созидательную активность студентов;

-      мотивировать молодых людей к проявлению действенной инициативы в решении общественно- политических проблем;

-    вовлекать молодежь в деятельность общественных объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости;

-   создать условия для максимально гибкого включения студента в новые для себя виды деятельности;

- обеспечить выполнение законных прав и интересов студентов;

-   внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи.

Организация коллектива студентов и развитие студенческого самоуправления является одним из ведущих направлений воспитательной работы и осуществляется на основе следующих принципов:

принцип равноправия – студенты имеют право участвовать в управлении     всеми сторонами жизни коллектива;

принцип выбора – предполагает выборность всех органов и должностей, периодическую их сменяемость;

принцип добровольности – предполагается добровольное участие студентов в любом  из направлений деятельности;

принцип ответственности – систематическая отчетность органов самоуправления перед коллективом; принцип гласности – предполагает информированность студентов о принятых решениях и проводимых мероприятиях, их результатах;

принцип обратной связи – анкетирование студентов с целью выяснения микроклимата в группе, устойчивости мотивов выбора профессии и др.

Культурно-досуговая.

Один из важнейших аспектов воспитания студентов – это подготовка высококультурной личности, эрудированной в вопросах искусства, литературы, живописи, музыки, театра, способной анализировать происходящие события, организовать проведение культурно-досуговых мероприятий и участвовать в них.

Спортивно-оздоровительная.

Проведение     мероприятий    по    пропаганде    здорового    образа   жизни  направлено    на    повышение эффективности использования физической культуры и спорта в укреплении здоровья студентов.

Кроме того, следует отметить систематическую научно-исследовательскую и практическую деятельность студентов по пропаганде здорового образа жизни. Ежегодно в рамках курсовых и квалификационных исследований студенты занимаются разработкой данных вопросов и активно внедряют их в практику деятельности образовательных и социальных учреждений.

Гражданско-правовая.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной жизненной позиции студентов, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный выбор. Все это предполагает формирование  таких гражданско-правовых качеств  как гражданское  мужество,  честность, порядочность, умение отстаивать свою точку зрения и регулировать свое поведение в университете в соответствии с видами социально-значимой деятельности человека и нормативно-правовыми актами и положениями.

Во внеучебной  деятельности студентов формированию системы базовых ценностей способствует организация и проведение торжественных и массово-политических мероприятий, посвященных государственным праздникам, важнейшим историческим событиям, памятным датам в истории России; подготовка и проведение торжественных манифестаций, шествий, митингов, посвященных героико-патриотическим событиям.

На  основе  направлений  внеучебной  воспитательной  работы  определены  следующие  показатели, характеризующие эффективность воспитательной работы со студентами:

1.      Учебная успеваемость студентов.

2.      Кадровая обеспеченность специалистами по воспитательной работе.

3.      Эффективность деятельности организационных структур, занятых в учебно-воспитательном процессе, и нормативно-правовая обеспеченность воспитательной работы.

4.      Финансовая и материально-техническая обеспеченность воспитательной работы.

5.      Уровень общей культуры и воспитанности, гражданско-патриотического воспитания студентов.

6.      Оценка социальных условий обучения и проживания студентов.

7.      Оценка вклада студентов в формирование имиджа вуза.

8.      Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

9.      Воспитательный потенциал учебных программ.

10.   Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу, в общественно-полезную и оздоровительно-спортивную   деятельность.

11.   Степень адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, удовлетворенность факультетом, психологическая комфортность студентов.

12.   Уровень девиантного поведения студентов.

Мы убеждены, что такая целенаправленная работа способствует

ü формированию конкурентноспособной, активной, интеллектуальной и духовно развитой личности с высоким гражданско-патриотическим сознанием;

ü созданию условий для самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации и самореализации

будущих специалистов-профессионалов во всех сферах жизнедеятельности;

ü качественному росту студенчества как активного участника социальных преобразований.