Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

В настоящее время в связи с укреплением международных связей повысилось внимание к раннему обучению детей иностранным языкам. Изучение английского языка в дошкольном возрасте особенно эффективно, т.к. именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей. Знакомство дошкольников с английским языком рассматривается как один из важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающий правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов.

Уже проведённые научные исследования подтвердили, что наиболее благоприятным периодом овладения иностранным языком является период от четырёх до семи лет. По словам Д.Б. Эльконина, К.И. Чуковского у детей данного возраста наблюдается «Чутьё языка». Благодаря этому ребёнок легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и эмоциональное отношение к явлениям природы.

Основной целью нашей работы является изучение уровня знаний английского языка детей дошкольного возраста и предполагается, что она будет включать констатирующий и формирующий эксперименты.

Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательного процесса ДОУ, позволяя педагогам расширить знания в области методики преподавания английского языка, кросскультурной педагогики и психологии, и тем самым повысить эффективность работы с воспитанниками.

С целью изучения уровня знания английского языка дошкольников, было проведено исследование в котором принимали участие 45 обучающихся в школе раннего развития «Лучик» на базе Дома детского творчества им. А. Торцева г.Мурманск, среди которых дошкольники 5 и 6 лет (см. таблицу 1).


Таблица 1  

Структура выборки участников исследования


 

абсолютная величина

%

первый год обучения (5 лет)

31

69

второй год обучения (6 лет)

14

31

итого

45

100

 

Нами были поставлены следующие задачи:

1.       Разработать  методический  инструментарий  для  изучения  уровня  знаний  английского  языка дошкольников.

2.       Провести эмпирическое исследование определения уровня знаний английского языка дошкольников.

При диагностике детей дошкольного возраста не применяется прямой контроль, то есть дети даже не знают, что их деятельность оценивается. Чтобы объективно оценивать уровень знаний детей, необходимо погрузить ребенка в языковую игровую ситуацию, в которой игровым заданием является необходимость произнесения звуков, словесных предложений, лексических единиц.

При проведении исследования мы использовали игровую методику, содержание которой мы разрабатывали самостоятельно.

Выявление уровня знаний английского языка проводилось по следующим критериям:

·         фонематический слух;

·         овладение лексическим материалом;

·         умение слушать и понимать устную речь (аудирование).

Всего предлагалось 9 игровых заданий. На каждый из критериев приходится по 3 упражнения. За правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов для детей первого года обучения - 58, для детей второго года обучения - 72 балла (таблица 2).

Таблица 2  

Максимальное количество баллов в играх


Название игры

Первый год

Второй год

«Эхо»

9

9

«Отгадай звук»

9

9

«Детектив»

9

9

«What is missing»

6

9

«Магазин»

6

9

«Интервью»

2

4

«Команды»

6

9

«Show me»

6

9

«Переведи слово»

5

5

Итого

58

72

 

После проведения игр и упражнений составляется итоговая таблица диагностирования, где оцениваются знания каждого ребёнка по трём уровням: высокий, средний, низкий (таблица 3). На основании данных таблицы чертится график, в котором красный цвет - дети ниже нормы, зеленый - норма, синий - выше нормы.


Таблица 3

Распределение баллов по уровням


Год обучения

Уровни

первый

второй

Высокий (В)

41-58

55-72

Средний (С)

21-40

31-54

Низкий (Н)

20

30

 

Диагностирование проводится в начале и в конце года для детей второго года обучения, и в декабре и в конце года для детей первого года обучения. При этом задания должны быть одни и те же, лишь  с  небольшим  усложнением.  Предлагаем  вам  описание  игр,  которые  использовались  для исследования уровня знаний английского языка детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения для диагностирования

1.   Упражнение «Эхо»

Цель: формирование речевого и фонематического слуха, обучение дифференциации звуков. Ход игры: педагог тихо называет звук, дети должны правильно его повторить.

2. Игра «Отгадай ЗВУК»

Цель: формирование речевого и фонематического слуха, развитие артикуляционного аппарата, активизация в речи «Yes»,«No».

Ход игры: водящий загадывает звук, остальные его отгадывают. Если угадали, то  водящий говорит: «Yes», если не угадали - «No».

3.   Игра «Детектив»

Цель: развитие речевого и фонематического слуха.

Ход игры: Дети превратились в детективов, а у всех детективов должен быть хороший слух, который надо тренировать. Педагог произносит по два слова, а дети определяют, одинаково  или по- разному звучат слова. Если слова звучат по-разному, то нужно хлопнуть в ладоши.

1. shirt - short 2. warm - worm 3. pot - port 4. full - fool 5. sick - thick

6. west - vest 7. tick - thick 8. jaw - door 9. seen - sing

4. Игра «What is missing»

Цель: активизация в речи лексики по теме «Животные».

Ход игры: Воспитатель выставляет в ряд картинки с изображениями животных. Выбирается водящий. По команде: «Sleep» (дети закрывают глаза). В это время водящий убирает одну из картинок. Затем говорит «Wake up. What is missing?». Дети отвечают - что исчезло.

5. Игра «Магазин»

Цель: активизация в речи лексических единиц по темам «Животные», «Цвета» (темы могут меняться в зависимости от уровня подготовки детей и этапа проведения диагностики).

Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки. Ребенку предлагается поиграть. Он -

покупатель. Но, чтобы купить предмет, его надо назвать по-английски.

6. Игра «Интервью»

Цель: активизация в речи ответов на вопросы: What's your name? What can you do? What's your favorite color? Have you a...?

Ход игры: Ребенку предлагается ответить на вопросы, как настоящей звезде. Его интервью опубликуют в журнале.

7. Игра «Команды»

Цель: закрепление ЛЕ по теме «Команды».

Ход игры: Педагог - дрессировщик, а дети - звери в цирке. Дрессировщик дает зверям команды, которые они должны выполнить.

8. Игра «Show me»

Цель: семантизация и активизация в речи ЛЕ по теме «Цвета».

Ход игры: В ряд выставляются модели цветов. Вызывается ребенок, которого воспитатель просит «Show me ... (называет цвет)». Ребенок должен показать на карточку  с  соответствующим цветом.

9. Игра «Переведи слово»

Цель: формирование способности к языковой догадке.

Ход игры: Дети превращаются в переводчиков. Педагог произносит названия разных видов спорта по-английски, а дети переводят.

Содержание игровых заданий представлено в таблице 4.


Таблица 4 

Содержание игровых заданий

Год

обучения

Фонетика

Говорение

Аудирование

«Эхо»

«Отгадай звук»

«Детектив»

 

«What is missing»

«Магазин»

 

«Интервью»

 

«Команды»

«Show me»

«Переведи слово»

Первый

Ө, h,

ә, w,

∫,   j,

ŋ, n,

r

t,  s,

o, k,

l,  d,

v, m, p

shirt - short

warm - worm pot - port

full - fool sick - thick west - vest tick - thick jaw - door seen - sing

dog,     frog,

cat,            hair, bear, pig

Dog,       cat,

bear,     blue, black, pink,

What's    your

name?

(I’m…)

What can you do? (I can..)

go,   jump,

run, swim, fly, hop

blue,

white, yellow, black, pink, orange

hockey

box football basketball volleyball

Второй

Ө, h,

ә, w,

∫,   j,

ŋ, n,

r

t,  s,

o, k,

l,  d,

v, n, p

shirt - short

warm - worm pot - port

full - fool sick - thick west - vest tick - thick jaw - door seen - sing

dog,     frog,

cat,        hair,

bear, tiger, mouse, pig, cock

Dog,     frog,

hair,     bear, mother, father, sister, brother, baby

What's    your

name?

(I’m…)

What can you do? (I can..) What's              your favorite  color?      (My favorite color is…)              Have you   a...?   (I have…)

go,   jump,

run, swim, fly,          hop, dance, sleep,

wake up

red,

green, blue, white, yellow, black, brown, pink, orange

hockey

box football basketball volleyball

 

Проанализировав количественные показатели результата исследования знаний английского языка дошкольников, был сделан вывод, что из 45 детей знания английского языка 26 человек соответствуют высокому уровню, 17 человек – среднему, 2 человек – низкому (см. таблица 5).


Таблица 5  

Количественные показатели результата исследования


Год обучения

 

Уровни

первый

(кол-во)

второй

(кол-во)

Итого

Выше нормы (В)

20

6

26

Норма (С)

10

7

17

Ниже нормы (Н)

1

1

2

Всего

31

14

45

 

Детей с высоким уровнем знаний – 58%, средним - 38%, низким - 4% (гистограмма 1).

Гистограмма 1


Таким образом, были сделаны выводы:

1.    Из 45 респондентов детей с высоким уровнем знаний – 58%, средним - 38%, низким - 4%.

2.       Среди дошкольников первого года обучения количество детей с показателями норма (32%) и выше нормы (64%) гораздо больше, чем второго года (50% и 43% соответственно).

Полученные сведения необходимы для разработки программы обучения дошкольников английскому языку.