Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В настоящее время в российском обществе определился новый подход к образовательно-воспитательной системе студенческой молодежи. С одной стороны, современная технология воспитательной и образовательной деятельности предъявляет высокие требования к студентам. Так, Федеральный образовательный стандарт современного поколения, рабочие программы блока социально-гуманитарных дисциплин, стратегия и тактика воспитательной работы в техническом вузе требуют от студента знаний и умений социально-гуманитарного порядка, а также высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. С другой стороны, сокращение количества часов социально-гуманитарных дисциплин, перевод некоторых из них в разряд элективных ставит под сомнение реализацию поставленных образовательно-воспитательных задач.

Ситуация усугубляется сложностью социально-экономических, социокультурных и моральных проблем современного российского общества. Интенсивные преобразования коренным образом деформировали систему культурной преемственности и духовного самопроизводства общества.  Об этом свидетельствуют такие возникшие социальные проблемы, как социальная нестабильность, кризис духовности, ценностный нигилизм, гедонизм, культ потребительства, характерные и для современной молодежи [2].

Снижению остроты указанных проблем способствует образовательно-просветительская работа, проводимая кафедрами социально-гуманитарного блока технических вузов. Актуальность подобных мероприятий подчеркивается противоречивостью ситуации, сложившейся в технических вузах страны. Студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией,  собственным жизненным опытом.  Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к сложившемуся типу экономики.

При этом происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания, отказ от ранее принятых в обществе ценностей (Отечество, патриотизм, красота, труд, знание и др.). Неумение понять другого, неспособность общаться с людьми свойственны большинству студентов технических вузов и являются одним из главных препятствий, мешающих не только влиться в вузовский коллектив, но  и приобрести необходимый уровень знаний, умений и навыков.

Специфика технического вуза отличается от особенностей гуманитарного тем, что в последнем – воспитывающим является сам учебно-образовательный процесс. В техническом вузе необходимо создать условия для того, чтобы личность развивалась и совершенствовалась. Поэтому в период обучения, когда закладываются основы овладения профессией, особая роль принадлежит нравственному воспитанию, одним из элементов которого является патриотической воспитание [1].

Реализации поставленной задачи способствует преподавание блока социально-гуманитарных дисциплин, а также образовательно-просветительская работа. Такую работу на протяжении многих лет осуществляет кафедра истории, культуры и социологии ВолгГТУ. Одной из форм образовательно-просветительской работы кафедры является организация посещения студентами различных культурно-массовых мероприятий города, в том числе театральных постановок, концертов современной и классической музыки, литературно-музыкальных композиций, музейных экспозиций и т.п.

Так, студенты первых и вторых курсов ВолгГТУ, в рамках освоения дисциплин «Культурология»,« История», «Социология», «Психология» по своему желанию посещают концертные программы Волгоградской областной филармонии. Данный вид работы является для студентов факультативным, но со временем они проявляют все больший интерес к таким мероприятиям и посещают их для повышения собственного уровня культуры, для формирования эстетического и музыкального вкуса, для неформального общения друг с другом и преподавателем. Студенты не только сами посещают мероприятия, но приглашают друзей и родственников. Думается, что это может способствовать возрождению культурных традиций семьи, ее сплочению, духовному обогащению каждого из ее членов. Роль семьи в нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании очень велика. В последнее время духовно-нравственный потенциал семьи был забыт и утратил свою актуальность.

По итогам концертов студенты выполняют эссе, где отражают впечатления от увиденного. Анализ работ студентов, а также личное собеседование позволяет сделать некоторые выводы о специфике восприятия ими музыкальных мероприятий. Так, студенты факультета электроники и вычислительной техники интеллектуальны, склонны к глубокому анализу, подготовлены к посещению концертов такого рода, отдают предпочтения классической музыке, оригинальным органным произведениям, а не их современным интерпретациям, иногда посещают концерты с друзьями, братьями или сестрами, реже – с родителями.

Особенностью восприятия произведений студентами факультета автомобильного транспорта является интерес к визуальным эффектам. На факультете обучается много молодых людей, приехавших из области. Они с интересом посещают балетные концерты, театральные постановки, концерты широко известной классической музыки (семьи Штраусов, И. Брамса и др.). Зачастую в их жизни это происходит впервые. Таким образом многие студенты знакомятся с социокультурным пространством города.

Выполнению воспитательных задач, в том числе по формированию чувства патриотизма, способствует посещение студентами музыкальных мероприятий соответствующей направленности. Так например, 30 апреля 2013 года в Волгограде в исполнении японского хора «Роппонги» и Волгоградского симфонического оркестра прозвучало композиция «Последнее послание» композитора Сигеаки Саэгуса. Это произведение создано по уникальной книге, собранной немецким редактором Хансом Вальтером Байером из писем и записок солдат Второй мировой войны с целью донести их живой голос до всех народов мира.

Автор музыки стремился передать многообразие чувств и мыслей погибших солдат, что по его замыслу должно способствовать делу мира во всем мире. Мероприятие произвело большое впечатление на всех присутствующих и, конечно, на студентов, своей грандиозностью, масштабностью проблематики, самобытностью, что было отражено в их творческих работах.

Участие студентов в значимых событиях культурной жизни города, таких, как концерт «Роппонгов» или выступление симфонического оркестра из Оснабрюка (Германия) в честь семидесятилетия окончания Сталинградской битвы и в рамках Года Германии в России, очень важны для сохранения исторической памяти о войне и ее уроках.

В своих эссе студенты отмечают и особый символизм концертов, драматизм произведений, прозвучавших в них, чувство единения народов перед военной угрозой, решительное стремление отстаивать мир на родной земле, чувства скорби и утраты по погибшим, гордость за свой народ-победитель, большой потенциал подобных совместных мероприятий в деле укрепления межкультурных и межконфессиональных связей.

В результате совместного с преподавателем обсуждения концерта у студентов формируется чувство толерантности, а также представления о большом потенциале подобных совместных мероприятий в деле укрепления межкультурных и межконфессиональных связей.

Чувство гордости за свою страну и культуру в сердцах молодых людей вызывают величайшие произведения русской музыкальной классики.

Таким образом, образовательно-просветительская работа кафедры истории, культуры и социологии ВолгГТУ     способствует    сохранению    и     приумножению    традиций    патриотизма,    культурного    наследия, осуществлению процесса нравственного воспитания в студенческой среде вуза.

 

Список литературы

1.      Мирошникова, Т. Г. Нравственное воспитание студентов в современном техническом вузе: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] // Т. Г. Мирошникова. – Губкин, 2006 – 210 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/nravstvennoe-vospitanie-studentov-v-sovremennom tehnicheskom- vuze.html -

2.      Миннегулов, Р.М. Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации: на материалах Республики Татарстан: дис. …канд. соц. наук: 22.00.06 [Электронный ресурс] // Р. М. Миннегулов. – Казань, 2006 – 180 с. – Режим доступа: http://www.lib.ua- ru.net/diss/cont/162398.html