Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Вызовы времени определили новые направления современного образования, целью которого теперь является воспитание функционально грамотной личности.

Нормативной основой нового подхода явились Федеральные государственные стандарты, как описание главной цели образовательной деятельности на каждой ступени образования и того минимального результата, которым должен обладать каждый выпускник по итогам обучения. Между тем, образовательная программа, то есть сам образовательный маршрут, с помощью которого установленный в стандарте минимальный результат должен быть достигнут, является предметом свободного выбора каждого образовательного учреждения, то есть его учителей. Таким образом, за педагогами в полной мере сохранилось право на творческий характер педагогической деятельности.

Согласно стандарту, показателями качества педагогической деятельности на ступени основного общего образования является уровень достижения предметных, метапредметных и личностных результатов выпускников основной школы. Русский язык, являясь одновременно предметом изучения и средством обучения всем предметам, с учетом системно-деятельностного подхода должен стать основой для самостоятельного успешного усвоения школьниками не только новых знаний, умений, навыков, но и видов, и способов деятельности. Это является возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (далее УУД), то есть уровня развития базовых способностей обучающихся, для эффективного использования полученных на уроке знаний во всех сферах общественной деятельности ребенка как результата применения метапредметного подхода.

С этой целью каждым образовательным учреждением должна быть разработана программа развития универсальных учебных действий, учитывающая особенности процесса психического развития ребенка в подростковом возрасте. По русскому языку документ должен содержать перечень занятий, направленных на развитие каждого из четырех видов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных)1 посредством выполнения конкретных заданий.

Упражнения по развитию личностных УУД, такие как свободные диктанты, тематические изложения и сочинения должны быть построены с учетом воспитательного потенциала русского языка, что будет способствовать формированию желания работать над развитием и совершенствованием собственной речи.

Развитие регулятивных УУД, то есть способностей к определению  главной и второстепенной мысли текста, к самоанализу и проверке, планированию, выделению и устранению собственных ошибок, установлению причинно-следственных связей, требует специальной структуры построения учебного материала на уроке, когда открытие нового знания сопровождается использованием проблемно-диалогической ситуации.

Развитие познавательных УУД предполагает использование заданий на извлечение, преобразование и использование текстовой информации, на пополнение лексического словаря обучающихся, системный анализ понятий о разных частях речи и их значениях в целостной структуре русского языка посредством работы с графическими схемами, таблицами, алгоритмами, иллюстрациями.

Формирование коммуникативных УУД особенно актуально на уроках русского языка, так как связано с развитием различных видов речевой деятельности (говорения,  слушания,  чтения и письма) и критического мышления. Для этого на уроке необходимо создание ситуации, побуждающей к общению в рамках заданной темы, обмену разными мнениями, обоснованному спору и приведению аргументов в групповой и индивидуальной форме путѐм постановки проблемного вопроса, проектирования ситуации исследования с использованием демонстрационного материала, информационных технологий, способствующих активизации речи, появлению новой и терминологической лексики в активном словаре.

Общепедагогический принцип личностно-ориентированного обучения, лежащий в основе изучения русского языка, означает разграничение языка как социального явления и речи как индивидуального, а также учѐт индивидуальных, способностей при формировании языковой личности школьника и наличие обязательной и вариативной составляющей в содержании образовательной программы.


1 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2010. Стр 6


В процессе урочной деятельности детей развитие критического мышления и речевое развитие проявляются посредством коммуникативной, информационной, читательской компетенций, что связано с традиционно главным источником информации - текстом, а также его творческой переработкой.

При подготовке к уроку учителю следует обратить внимание на учебный материал (с учетом всех видов речевой деятельности) по соответствию учебно-методическим целям и задачам и возможностям осмысления данного текста на определенном возрастном этапе. Подготовка учителем текста для продуктивного чтения на уроке включает: чтение текста с выделением разного вида информации, определение роли текста на уроке ( в поиске решения проблемы), формулировку задания для работы с текстом до чтения ( заглавие, выделенные слова), выбор мест остановок в процессе чтения для комментариев, словарной работы, а также определение главного смыслового вопроса текста.

Работа с текстом включает анализ, то есть деятельность по выявлению основной мысли и коммуникативной установки, определению структуры и смысловых типов речи, стилей, жанров, использованных в тексте, составлению планов, тезисов, конспектов, а также понимание и интерпретацию текста с выделением фактуальной (явной), концептуальной (основной) и подтекстовой (неявной) информации.

В условиях развития у детей всех видов универсальных учебных действий учебная деятельность сама станет предметом усвоения. Сам факт осознанности позволит ребенку не ждать готовых истин извне, но стараться все полученные знания подвергать личной проверке, то есть заглянуть внутрь себя, поставить цель, выбрать средства ее осуществления, все спланировать и действовать, проанализировав уже имеющиеся знания, а в итоге суметь дать объективную оценку своим действиям и стимулировать собственную дальнейшую деятельность.

Итак, задачей педагога является умелое управление преобразовательной, то есть умственной деятельностью самого ребенка в процессе постановки новых и индивидуальных «зон ближайшего развития»2. Теория системно-деятельностного подхода, направленного на управление интеллектуальной деятельностью ребенка, признает существование трудностей, вызванных не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и условиями психического развития ребенка. Однако недопустимо объяснять неэффективность применения метапредметного подхода неспособностью ребенка к обучению и его природной ограниченностью.

Очевидно, что применение инновационных метапредметных технологий требует значительной работы по саморазвитию и подготовке, «перестройке» педагогов, но умелое применение данного подхода с опорой на данные психологии, лингвистики, логики, позволит разгадать «секрет», помочь раскрыться и найти подход к каждому ребенку.

    2 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз,1997. С.33

Список литературы

1.      Беспалько  В.П.  Педагогика  и  прогрессивные  технологии  обучения.  М:  Издательство  института профессионального образования Министерства образования России, 1995. 336 с.

2.      Бердяев Н. А. [Электронный ресурс]. URL: http://пишем.рф/tema/svoboda/Nikolai_Berdyaev.html.

3.      Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз,1997. 224 с.

4.      Гераклит Эфесский. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikiquote.org/wiki/ Гераклит_Эфесский.

5.      Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964. № 1. С. 1-16.

6.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена указом президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 04 февраля 2010 г. Пр-271. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450.

7.      Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс]. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=38168.

8.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

9.      Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования/ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4 изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.