Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В январе 2015 года в московском педагогическом колледже «Черемушки» я провела фестиваль «Сказки кабинета физики».

Целью  этого  фестиваля  было  погружение  детей  6-8  лет  (дошкольников   старшего  возраста  и первоклассников) в сказку, посредством которой они знакомятся с окружающим миром. На фестиваль были представлены три сказки непосредственно связанные с физическими явлениями. Все эти сказки сочинены мной самой. Уровень изложения информации был доступен 6-8 летним детям.

Первая сказка - о строении вещества, показывает характер движения невидимых глазу молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Действующие лица сказки сами обучаются новому материалу в форме игры.

Вторая сказка рассказывает о группе твердых тел – драгоценных камнях, о кристаллических домиках, в которых они живут (кристаллической структуре, характерной для этих материалов). Учащиеся учатся из палочек и шариков «собирать» соответствующие структуры.

Третья сказка помогает ориентироваться в пространстве с помощью простейшего прибора – компаса, при этом отрабатываются навыки работы с ним.

Я стремилась показать детям, как с помощью полученных умений и знаний, они могут творить добро, помогать попавшим в беду сказочным героям. Причем шести-восьмилетки – это не только члены жюри, но и активные слушатели. Самое ценное в данной работе - это обеспечение обратной связи. Необходимо пробудить интерес к окружающему миру у тех, кто возможно в будущем станет ученым, инженером, естествоиспытателем.

«Исполнителями», представлявшими сказку, были студенты 1-го курса колледжа. Я старалась показать будущим воспитателям и учителям, как можно использовать полученные знания по физике в их профессии. Уже на первом курсе образовательного учреждения дается возможность студентам прикоснуться к «секретам» написания научной сказки, к пониманию еѐ воздействия на ребенка. Это побуждает у первоклашек неподдельный интерес к предоставленному материалу, развивает у студентов и детей творческую фантазию.

Родителям представляется еще одна из форм обучения собственных детей – сказочная форма. Причем один из самых главных способов выставления оценки за проделанную работу – за проведение фестиваля, это оценка, которую ставят сами дети. Именно «обратная связь» (дети сами оценивают сказки и исполнителей) и позволяет им проявить себя.

Первая сказка:

В новогоднюю ночь все ждут подарки от Деда Мороза. Ваське очень хотелось спать, но он не мог пропустить тот момент,  когда, наконец,  увидит доброго, бородатого, с огромным мешком старика.

-Нет, я ни за что не засну.

Мальчик устроился поудобнее на диване, поворачивая голову на каждый шорох. За стеной часы пробили полночь. Он решил ждать Деда Мороза лежа. Тяжелые веки предательски закрывались, голова стала ватной и он задремал. Прошло совсем немного времени. Васька увидел под елкой плоскую белую коробочку и потянулся к ней. Внутри лежали странные очки: в свете елочной гирлянды они казались волшебно - красивыми.

Как только Васька их одел, раздался стук в окно. Маленькая девочка попросила впустить ее.

«Здравствуй Василий! Меня зовут МОЛЕКУЛКА. Только ты не снимай очки, а то я исчезну.»

«Да, ладно!», - и Васька снял очки, девочка исчезла. Он повторил свой опыт снятия очков несколько раз.

«Забавно!». Вскоре ребята подружились, стали болтать без умолку и рассказывать о себе.

«Я жду деда МОРОЗА, никогда его не видел. Представляешь, как все будут мне завидовать!»

«Ты много чего не видел. Например, ты видишь меня. Я очень - очень маленькая частичка. Из таких частичек состоят все тела на Земле»

И вдруг за ночным окном что-то зашуршало, послышались голоса: «Эй! МОЛЕКУЛКА, пойдем с нами

играть!». «У тебя новый друг? Познакомь нас!» «Зовите всех свои друзей к нам в гости! Будет очень весело.»

«Только не снимайте очки».

«Василий, дай мне руку и пойдем к моим друзьям»

Ребята вы любите играть, прыгать, бегать? Я дам вам волшебные очки и мы повеселимся» Все одевают очки и идут играть.

ИГРА с ребятами.

1.На расчерченном полу – клетки. Каждый встает на пустую клетку. «Сейчас я покажу вам как играют частички в твердых телах. Ребята, назовите твердые тела в доме, на улице… Например, ложка из железа, чайник из пластмассы …Молодцы! « «А, теперь встаньте на свободные клетки. Очень внимательно слушайте и делайте то, что я скажу. Поднимите две руки вверх. Наклонитесь вперед. Присядем. Молодцы. Кто ошибется, выходит из игры. Начали!» МОЛЕКУЛКА говорит одно, а делает другое. Победители получают что-то.

2.    «А теперь вспомните, какие вы знаете жидкости. Кисель! Бензин! … Молодцы!» «Встаньте опять на свободные клетки. Попробуйте качнуться влево, потом вправо. Сделайте прыжок на свободную клеточку, на любую, можно даже на клеточку сзади. Вам нужно дойти до любой линии периметра.»

«Начали!»

Дошедшие получают что-то. У каждого периметра стоит наблюдатель.

3.    «Кроме твердых и жидких тел, есть еще газы. Конечно же это воздух, которым мы дышим. Если газы появляются в воздухе, некоторые из них мы можем унюхать. В кабинете зубного врача- запах эфира. От ватки со спиртом, перед уколом идет запах; разлили духи – идет запах. Частички газов самые веселые. Они бегают, сталкиваются, разлетаются. Ваша задача от одной линии периметра добежать до противоположной линии периметра по моей команде «ГАЗЫ!»». Показать кому куда бежать.

Дошедшие получают что-то. У каждого периметра стоит наблюдатель. А сейчас мы сядем на свои места и дослушаем сказку.

Васька открыл глаза и понял, что все проспал. Он никогда больше не увидит МОЛЕКУЛКУ и ее друзей:

«Как грустно, что все было во сне.» За стеклом медленно падали хлопья снега. Было еще темно. В окно струился мягкий свет Луны. Один таинственный луч ласково погладил мальчика по щеке, сполз на пол и переместился под елку, осветив плоскую белую коробочку. В одно мгновение Васька оказался около нее и … одел очки.

За стеклом ему приветливо махала рукой МОЛЕКУЛКА: «Не забывай меня и моих друзей. Не забывай наши игры. Ты тоже стал моим другом. Мы обязательно с тобой еще встретимся. До свидания!» Вторая сказка:

Вы когда-нибудь видели королевство? Общались с его жителями?

«А я видел.» – с гордостью произнес сказочник: «Около зеркала, на столике, в шкатулке одной старой дамы.»

В маленьких необычных домиках поселились очень красивые камни-кристаллы. В самом большом доме

-   дворце жил самый твердый кристалл- царь АЛМАЗ. В его спальне на окнах висели очень тонкие занавески из графена, такие тонкие, что через них можно было любоваться звездами. Огромную залу освещали танцующие бриллианты. Они постоянно двигались в золотых кольцах и испускали сверкающие лучи во все стороны. Около дворца находился домик придворного врача ФУЛЛЕРЕНА. В его обязанности входило захватывать болезнетворные вирусы, поэтому в королевстве никто никогда не болел.

Радом стоял еще один домик царского ювелира. В других домиках жили кристаллы. (Обратите внимание, что все жилища построены из шариков и палочек.)

Каждое утро, к каждому кристаллу ювелир приходил в гости. Кристаллы с удовольствием болтали с ним и подставляли свои бока-грани для осмотра. Осмотр начинался с домика с синей крышей, где каждый раз можно было услышать:

-   Сапфир, стой спокойно, не вертись!

-   Ах! Какой я синий – синий! Синее моря! Глаз не отвести! А, правда, что короли считали меня самым красивым и могущественным талисманом? Что меня вставляли в свои перстни и короны короли? Из меня вырезали бюсты президентов. А, еще…

-Хватит хвастаться. Мне нужно навестить еще одну хвастунишку. И ювелир пошел к домику с красной крышей.

-    Между прочим, я сестра  сапфира. Только я красного цвета, как кровь. В Индии меня называют

«Королевой драгоценных камней. А еще говорят, что у кого есть рубин, тот будет счастлив и обязательно встретит свою любовь! Так говорят. Вдруг, правда?

-   Правда? Я давно живу один, а мне очень хочется, чтобы рядом было любящее меня сердце. Сегодня же возьму рубин и вставлю в свое кольцо. Пойду проведаю нашего самого скромного кристалла. Он живет в домике с сиреневой крышей.

-   Аметист, встречай гостя, чего ты прячешься? Подойди ко мне.

-   Мой цвет не очень яркий, бледно – сиреневый. А прячусь я, потому, что боюсь солнечного света – под яркими лучами начинаю терять свой цвет.

-Однако, люди носят украшения с аметистами и верят, что защищают себя от вредных привычек. Ты творишь добро. Это очень важно.

И тут ювелир вспомнил, что давно не посещал дворец: «А где наш король? Где алмаз моей души? Где самый твердый и царапучий? Исчертил своими острыми углами все стеклянные окна королевства. Ага, музыка играет. Значит его развлекают придворные танцующие бриллианты. Кстати, вы знаете, что алмаз, побывавший в руках ювелира, превращается в бриллиант. Так, я кажется заразился хвастовством от моих драгоценных подопечных. Но бриллианты тоже необходимо осмотреть. Придется идти во дворец. «Тихо! Кто-то идет!». Это была старая дама. Она очень спешила с подругой в театр. Взяла из шкатулки несколько украшений и выбежала из комнаты совершенно забыв закрыть крышку шкатулки.

И тут, откуда не возьмись, появился злой кристалл - черный бриллиант. Он стал разрушать уютные домики королевства, обесцвечивать одежду всех, кто попадался ему на пути. Он так спешил до возвращения старой дамы домой из театра, что не заметил придворного ювелира, находившегося в углу шкатулки:

-        Придет старуха  домой, увидит груду страшных   камней  и  выбросит  их  на  помойку! Пусть теперь поплачут! Теперь я самый красивый! Я лучше всех! Теперь не будет никого лучше меня! Злой кристалл, радуясь и веселясь, покинул обезображенное королевство.

Опомнившись от ужаса, ювелир запричитал:

-Бедные, бедные мои друзья. Я не оставлю вас в беде. Ах, как много мне работы, нужно собрать домики и вернуть цвета одежде. Ребята,  помогите мне, пожалуйста. Сначала выберите карточки с фотографиями камней, соответствующих героям сказки и я верну их цвет. А сейчас вы получите рисунки домиков, чтобы из палочек и шариков восстановить жилища кристаллов.

-    Ой! мы стали опять красивые. Спасибо вам ребята и тебе ювелир!» – в один голос воскликнули кристаллы.

Посмотрите  какой замечательный домик для …….. Собрала Юля, а Катя сделала домик для ……..

Сегодня вы сделали очень хорошее доброе дело.

Ребята, эту удивительную историю мне рассказал придворный ювелир. Да! Забыл упомянуть, что он тоже был кристаллом. Вам хочется посмотреть на него? Тогда примите от нас подарок – этот диск. Вы сможете сами вырастить себе такого доброго и верного друга.

Третья сказка

Никто, кроме обитателей верхнего ящика письменного стола не знал о традиции: каждую ночь рассказывать про себя интересные истории. «Сегодня твоя очередь!» ,-запищали скрепки. «Да, да!», - воскликнули карандаши. И все посмотрели на красивую прозрачную круглую коробочку.

-Я не просто коробочка! Я- компас. Обо мне вспоминают, когда нужно что-нибудь или кого-нибудь найти.

Слушайте мою историю. Однажды, я попал в сказку к несчастному принцу. У него из королевства постоянно все пропадало и назад не возвращалось. А тут еще разбойники похитили принцессу , любимую собаку и ларец с драгоценностями. Вечером пошел принц прогуляться по дворцовому саду. На душе кошки скребут. Откуда ни возьмись, на дороге появился старичок и ласково заговорил: «Вот тебе волшебный прибор и карта тридевятого царства, куда разбойники все твое добро спрятали. Собирайся скорей в путь. Нужно отыскать все пропажи.» Только юноша хотел поблагодарить незнакомца, а его и след простыл. Стал принц волшебный прибор рассматривать. Вдруг раздался звонкий голос: «Давай знакомиться. Меня зовут СТРЕЛКА. На мне одето красное платьице и синие штанишки. Меня окружают четыре волшебных символа.»

«Прежде, чем идти куда-либо, поверни прозрачную коробочку так, чтобы синие штанишки совместились с символом С.»

Ребята, а вы сможете … Давайте потренируемся, а заодно и символы волшебные выучим.

Поблагодарил принц стрелку, взял карту, да совсем забыл, что она ему наказывала. Идет, а все никого найти не может. Солнышко стало за верхушки деревьев закатываться, начало темнеть. Что делать? Куда идти? Совсем темно стало. Решил принц заночевать под деревом. Крепко уснул, а коробочку рядом с собой положил. Взошла луна, осветила коробочку и та заблестела в темноте. Подлетел к ней филин и унес добычу в лапах. Проснулся принц и заметил пропажу. Заплакал горькими слезами: «Как же я домой попаду? Кто же меня отыщет? Пропал я совсем!» Обитатели стола внимательно слушали рассказ компаса: «А как ты от филина спасся?» «Меня старичок спас, ведь он не простой был, а сказочный».

-А принцесса, а любимая собака, а ларец? А принц?», - не отставали ластик и завалявшейся винтик. «Как история закончилась?»

-Все будет зависеть от ребят, которые тоже меня сейчас слушают. Если научатся с компасом работать, то всех найдут. И конец истории замечательным будет.

А теперь запоминай: пойдешь в направлении символа В до старого дуба, затем… и найдешь свою любимую собаку, с которой продолжишь путь И т.д.

Ах, как все были  рады возвращению принца с его пропажами. В королевстве утроили  настоящий

праздник, волшебный прибор поместили на самое почетное место. С тех пор любимая собака охраняла и никого не подпускала к стрелочке, кроме принцессы разумеется, которая каждое утро приходила и сдувала с нее пылинки.

Компас закончил свою историю. Она очень понравилась обитателям верхнего ящика письменного стола. Ребята, а ведь вы теперь тоже знаете, как пользоваться волшебным прибором. Если захотите узнать где и кому помогал компас, то знакомые взрослые вам обязательно про него расскажут.

А, это вам на память о нашей сказке.

Осветитель включает свет. Играет музыка. Все сказочники выходят на поклон.