Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Абаз
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Формирование психики ребенка начинается с раннего возраста. Отсутствие адекватных условий становления психической деятельности провоцирует возникновение отклонений и нарушений в центральной нервной системе ребенка. Проявляется это разнообразными формами неадекватного поведения ребенка, причины которого достаточно разнообразны. Порой они могут сочетаться.

Рассмотрим некоторые формы неадекватного поведения детей с ОВЗ.

Агрессивность может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий.

Воспитание в негативной среде. Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Например, если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.

Желание ребенка привлечь к себе внимание. Если ребенок не выделяется какими-либо способностями, например, умением рисовать, его никто не выделяет из общей группы сверстников. Но если привлечь к себе внимание нестандартным способом, например, проявить агрессию, его поведение будут обсуждать.

Возникновение чувства ревности. Если взрослый похвалил чужой детский рисунок в присутствии ребенка, это может вызвать вовсе не желание нарисовать так же хорошо, а скорее обратную реакцию, ребенок просто порвет чужой удачный рисунок и оттолкнет «конкурента».

Возникновение чувства зависти. Причиной детской агрессии также может стать зависть. Например, если предметом зависти стала красивая и дорогая ручка, ребенок с низкой самооценкой может отнять и сломать ее.

Проявление агрессии как способа защиты. Иногда детская агрессия является способом защиты от враждебного им окружения. А лучшая защита – это нападение. Не зная, чего ожидать, в следующий раз ребенок ведет себя агрессивно просто «на всякий случай».

Дети не в состоянии успокоиться самостоятельно, им нужно помочь справиться со злостью. Даже если ребенок кусается или дерется, крепко обнимите его. Но сделайте это спокойно, без ответной агрессии.

Пока Вы обнимаете ребенка, необходимо находиться с ним на одном уровне. Не разрывая телесный контакт, постарайтесь наладить зрительный – посмотреть ему в глаза. На подсознательном уровне такое поведение воспринимается как сигнал к обретению спокойствия. Такой прием подействует, даже если в этот момент ребенком владеет злость.

Прежде чем заговорить, выберите правильную интонацию, чтобы обозначить эмоциональное состояние ребенка. Желательно, чтобы Ваш голос звучал нейтрально. Обращаться нужно в утвердительной форме, но ни в коем случае не приказным или поучительным тоном.

Гиперактивность. Поведение невозможно предсказать, что сделает ребёнок в следующий миг. Не

знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.

Часто у детей бывает демонстративное поведение – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение? Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально. Чтобы скорректировать такое поведение, достаточно оставить ребенка без «зрителей», разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).

Предупреждение отклонений в развитии личности  и  поведении  учащихся с   ограниченными возможностями здоровья требует их социальной иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми. Какие-то проблемы можно решить медикаментозным путем, но нельзя исправить лекарствами то, что заложено в воспитании ребенка. Использование различных методов и форм работы в каком - либо деле дают положительный результат. Методы и формы работы по коррекции поведения:

·         Беседы,

·         Совместная творческая работа

·         Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;

·         Библиотерапия – литературные произведения, исторические аналогии, библейские притчи, басни;

·         Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (наложение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);

·         Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;

·         Психотренинг;

·         Требования (приказ, совет, просьба, намек);

·         Упражнение;

·         Приучение;

·         Коррекция и самокоррекция;

·         Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения;

·         Тренинги, анализ жизненных ситуаций.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

·         Ароматерапия;

·         Фитотерапия - Лечение с помощью лекарственных растений;

·         Музыкотерапия - Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний;

·         Цветотерапия - Лечение цветом. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме;

·         Куклотерапия - Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого;

·         Песочная терапия. Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию;

·         Рефлексотерапия и точечный массаж;

·         Сказкотерапия - это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение

Проводить воспитательную работу и объяснять, как нужно себя вести, имеет смысл тогда, когда все эмоции окончательно схлынут. Только успокоившись, ребенок будет способен услышать Вас. Используя игровую форму, можно помочь ребенку снять накопившееся эмоциональное напряжение.

Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.

 

 

Список литературы

 

1.       Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2003. – 36 с.

2.       Брак У. Б., Лаут Г. В. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и методы – М.: Академия. 2005 – 129 с.

3.       Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.

4.       Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков// Нарушения поведения детей и подростков – М.: 2001. С. 11–23.

5.       Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. -160 с.

6.       Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции// Мир психологии и психология в мире, № 1, 2004.– С. 57–63.