Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека. Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального. В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов. В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Рассмотрим некоторые современные подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников.

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий [2].

К способам обследования музыкальных явлений Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н.А. Ветлугиной следующие.

· Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся: а) в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей; б) в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств; в) в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

· Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся: а) в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; б) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; в) в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); г) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

· Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается: а) в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения; б) в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения.

В настоящее время педагогом О.П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущий диагностический метод О.П. Радыновой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей.

Короткие тестовые задания, скрининги для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина [3]. Автор дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог  должен знать  ситуацию развития  ребенка, уточнить условия, в которых существует  ребенок, его  индивидуальные  особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке.

Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра [1].

Оценка музыкальности является одной из основных диагностических проблем в современной музыкальной педагогике и психологии. Актуальность это проблемы очевидна - вопрос индивидуального профессионального отбора, а так же проблема неадекватного раннего взаимодействия с «чудо-детьми», ведущего к остановке и деградации в развитии музыкальных способностей, одаренности и музыкальности в целом.

В нашем исследовании музыкальность рассматривалась как качество восприятия или как индивидуальное свойство личности, а не как совокупность способностей и умений. Следовательно использование диагностик в виде задач-упражнений было бы неадекватно нашему запросу. Необходимо было разработать простой опросник, который помог бы выявить общие паттерны поведения старших дошкольников в ситуациях в той или иной степени связанных с музыкой.

Для разработки опросника оценки музыкальности дошкольников, был проведен анализ существующих тестов. Однако в современной диагностической музыкальной литературе присутствуют лишь методики оценивающие уровень развития способностей, знаний, умений и навыков. Нас же интересовала музыкальность как целостная особенность восприятия детей старшего дошкольного возраста. Ведь ребенок может обладать идеальным музыкальным слухом или чувством ритма, может иметь развитую способность интонировать, но не обладать той самой целостной музыкальностью, которая выражается в совокупности этих и многих других проявлений

Таким образом было сформулировано десять простых вопросов (открытых и с вариантами ответов). Эти вопросы были представлены для родителей в форме небольшой анкеты, позволяющей оценить музыкальность их детей.

Ответ на каждый вопрос оценивался исследователем с точки зрения утверждения «является ли такое поведением проявлением музыкальности» и в соответствии с предлагаемым ключом. После проводился подсчет положительных и отрицательных ответов.

Опросник для определения музыкальности старших дошкольников (для родителей)

· Ваш ребенок услышал музыкальную заставку к любимому мультфильму или рекламному ролику по телевизору из другой комнаты. Его действия?

· Если в комнате, где находится Ваш ребенок, звучит музыка, он: а) подпевает; б) подтанцовывает; в) игнорирует.

· Что предпочитает слушать Ваш ребенок: а) аудиосказки; б) детские песенки; в) как Вы читаете ему вслух; г) другое (укажите)

· Любит ли Ваш ребенок слушать музыку? какую?

· Интересуют ли его музыкальные инструменты? какие?

·   Какое занятия в детском саду больше интересуют Вашего ребенка - музыкальное или физкультурное?

· Есть ли в семье старший ребенок? занимается ли он музыкой/танцами? проявляет ли младший интерес к занятиям старшего? если да, то какой?

· Дома в свободное время Ваш ребенок предпочитает: а) играть в сюжетные игры; б) рисовать; в) рассматривать книжки; г) слушать и/или танцевать под музыку; д) активные игры

· Проявляет ли Ваш ребенок инициативу в выборе звучащей музыки

· Любит ли Ваш ребенок петь? танцевать?

 

Список литературы

1.      Алиев  Ю.Б.  Педагогические  рассуждения  о  современных  проблемах  музыкального  воспитания школьников // Проблемы современного образования. 2011. № 5. С. 28-37.

2.      Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968.

3.      Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михайловской. - М.: Изд-во Московского университета, 1975.