Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Проблема уверенности в себе как в профессионале, иными словами – самоэффективность - имеет сейчас очень большое значение. Для успешной реализации себя как профессионала необходимо иметь некую веру в свои способности, уметь путем самоанализа понимать, на что человек способен в своей трудовой деятельности.

Самоэффективность – это вера в эффективность собственных действий, ожидание успеха от их реализации [2, C. 165]. Успех человека в определенных сферах деятельности напрямую связан с самоэффективностью. Поэтому человек успешный как правило считает себя эффективным.

Проблемой деятельности занимались представители огромного количества различных подходов и школ (З. Фрейд, А. Бандура, Б. Скиннер, А. Н. Леонтьев, М. Селигман, Дж. Капрара, М. Ш. Магомед-Эминов и многие другие). Но и в наши дни многое в деятельности человека остается не раскрытым до конца.

Одним из самых важных вопросов, волнующих умы психологов мира, является вопрос регуляции человеческого поведения. Одним из самых важных открытий психологии на данном этапе было открытие такого процесса регуляции как мотивация.

Проблема мотивации сохраняет свою актуальность и сегодня. Согласно одному из определений, мотивация –   это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [5, C. 44-48]. Именно мотивация является одним из основополагающих механизмов, регулирующих поведение и деятельность индивида.

Одним из первых ученых, описавших проблему мотивации стал Уильям Мак-Дугал. Он рассматривал мотивацию человека с точки зрения его инстинктов. Он считал, что врожденный побудитель – инстинкт – является единственным фактором, отвечающим за мотивацию индивида. У. Мак-Дугал полагал, что мотивация поведения задается определенной умственной (психической) структурой, которую он подразделял на побудительно-мотивационный компонент, состоящий из инстинктов и познавательно-исполнительный компонент, его обслуживающий. [7, С. 33-38] [3, C. 105-110].

Другим сторонником подхода к инстинкту как детерминирующему фактору мотивации, был Зигмунд Фрейд. По мнению З. Фрейда человек не умеет осознавать подлинные причины, контролирующие его поведение, так как они кроются в его бессознательной части психики – Ид. Это базовые потребности организма в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода и т.д. С одной стороны, вся деятельность человека строится вокруг удовлетворения данных потребностей, а с другой –  на эти потребности действует Супер-Эго, вторая часть психики, которая изначально представляет собой  родительский  запрет, а в дальнейшем – нормы и  законы общества, что не позволяет беспрепятственно реализовывать все свои потребности. При таком столкновении влечений и запретов у человека проявляются механизмы защиты, которые не дают разрушиться центральной части психики – Эго. Механизмы защиты проявляются в основном в виде вытеснения, сублимации или рационализации [12, C. 351-392].

Понятие инстинкта, используемое З. Фрейдом, позднее было заменено на более специфичное понятие «драйва». Драйв – это первичные животные побуждения, которые заставляют животное быть активным [14, C. 250-251]. Истоки свои  данное понятие несет из бихевиоризма. В классическом бихевиоризме Дж. Уотсона понятия драйва еще не было. Всю деятельность человека, как и животного, они объясняли феноменом научения. Однако объяснить, почему человек действует при воздействии одних и тех же стимулов по-разному, а так же почему он способен действовать даже без наличия органических стимулов, классический бихевиоризм не мог. Именно поэтому сторонники необихевиоризма внесли в формулу «стимул-реакция» промежуточные переменные. Были введены понятия «драйв» и «потребность». С помощью них необихевиористы пытаются объяснить поведение и активность человека и животных, когда отсутствует внешняя стимуляция [5, С. 19-20].

Один из представителей концепции необихевиоризма  - Кларк Халл - полагал, что главной функцией поведения стоит считать восстановление равновесия между окружающей средой и организмом. При недостатке некоторых веществ из внешней среды в организме, равновесие нарушается и возникает первичная потребность. Именно такое состояние имеет функцию мотивации. Она вызывает в организме цепочку безусловных двигательных рефлексов, которые устраняют состояние потребности [5, С. 21].

Важный вклад в объяснение человеческого поведения внесла теория поля Курта Левина. Поле – это сочетание факторов внешней и внутренней ситуации, то есть окружения и субъекта [3, C. 56-59] [7, C. 76-79]. К. Левин полагал, что потребности личности всегда находятся в связи друг с другом. При этом квазипотребности могут обмениваться энергией, что, по мнению К. Левина, является коммуникацией заряженных систем. Такая коммуникация способна делать поведение человека более гибким, помогает в разрешении конфликтов, преодолении различных барьеров и в нахождении выхода из трудных ситуаций [8, C. 156-158].

Исследования К. Левина позволили открыть исследование мотивации с точки зрения уровня притязаний личности, который определяется согласно уровню сложности задач, которые индивид стремится решить. [1, C. 12-13; 13, C. 58-60].

Большой вклад в развитие теорий о  мотивации сделал американский  психолог Абрахам  Маслоу. Он заявлял, что влияние окружающей среды на человека (поля), а говоря точнее – влияние социума – оказывает негативное воздействие на личность. Раскрытие же подлинного потенциала личности, по его мнению, возможно лишь путем самоактуализации [5, C. 99-100]. Под самоактуализацией А. Маслоу предлагал понимать изначальную мотивационную основу для развития индивидуальности в человеке. При этом внешняя среда лишь играет роль пускового механизма для процесса самоактуализации. [4, C. 105-107].

Таким образом, мы убедились, что огромную роль в достижении играют представления человека о самом себе, своих способностях, целях. Восприятие человеком причин своих успехов и неудач, понимание своих способностей, определение уровня подконтрольности ситуации, оказывает влияние на его поведение, его энтузиазм, настойчивость, заинтересованность в данной деятельности.

 

Список литературы

1.      Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. /В.Г. Асеев – М.: Изд-во «Мысль», 1976. – 158 с. (4)

2.      Бандура, А. Теория социального научения. /А. Бандура – СПб.: Изд-во «Евразия», 2000. – 320 с. (6)

3.      Капрара, Дж., Сервон, Д. Психология личности. /Дж. Капрара, Д. Сервон – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – 288 с. (28)

4.      Крайг, Г. Психология развития. /Г. Крайг – СПб.: «Питер», 2000. – 992 с. (32)

5.      Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. /В.Г. Леонтьев Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. – 264 с. (35)

6.      Магомаева В.Г., Рыбакова, А.И. Мотивация достижения: определение и факторы, оказывающие влияние на мотивацию достижения / В.Г.Магомаева, А.И.Рыбакова /Молодежь и общество: сборник научных статей /Под общ. ред. С.Н.Фоминой. – Выпуск 7. – М.: Перспектива, 2015. – 317 с. – с. 98-103.

7.      Макклелланд, Д. Мотивация человека. /Д. Макклелланд - СПБ.: Изд-во «Питер», 2007. – 672 с. (36)

8.      Маклаков, А. Г. Общая психология: / А. Г. Маклаков — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — 592 с. (37)

9.      Рыбакова, А.И. Особенности поведенческих установок у студентов в вузе. /А.И. Рыбакова /Перспективы развития науки в области педагогики и психологии.Сборник трудов по итогам международной научно- практической конференции. – Челябинск, 2015. – 101 с. – с . 87-90.

10.   Рыбакова, А.И. Современные стратегии  жизненного успеха как борьба с бедностью. /А.И. Рыбакова //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 4 – с. 157-160.

11.   Рыбакова, А.И., Парфенов, С.И. Стратегии жизненного успеха в современном мире как борьба с бедностью в условиях глобального кризиса /А.И.Рыбакова, С.И. Парфенов /На пути к профессиональной самореализации студентов социального вуза. Сборник научных трудов. Вып. 3. /под ред. д.психол.н., проф. Е.А.Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. – 254 с. – с. 175-185.

12.   Фрейд, З. Я и Оно. /З. Фрейд – Тбилиси: Изд-во «Мерани» – 1991. – Книга 1: «Я» и «Оно» : труды разных лет : перевод с немецкого / З. Фрейд – Тбилиси: Изд-во «Мерани», 1991. – c. 351-392. (46)

13.   Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. /Х. Хекхаузен – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 256 с. (48)

14.   Шульц, Д., Шульц, С. История современной психологии /Д. Шульц, С. Шульц, перевод с английского А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с. (52)

15.   Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and education in the early of XXIth century: integration of tradition and innjvation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. С. 82-91.