Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КУЛЬТУРЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ИХ ДЕТЬМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Научно-технический прогресс принес в нашу жизнь мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты, приставки, смартфоны. Сейчас уже сложно представить сферу деятельности человека, где бы ни использовались данные устройства. Не является исключением и сфера образования. Современные гаджеты – это дополнительные средства получения информации и применения информационных технологий в образовательном процессе, средство взаимодействия всех участников образовательного процесса (электронные дневники, интерактивные уроки и пр.). И это неоспоримое преимущество использования мобильных устройств.

Однако есть и оборотная сторона медали. Ученые всего мира говорят о том, что люди не только перестали меньше общаться (10% населения, по данным американских ученых страдает зависимостью от различных технических приспособлений) и заменяют реальную жизнь виртуальной, но и наносят себе непоправимый вред использованием данных устройств.

Наиболее уязвимым звеном человеческой популяции являются дети и подростки. Мобильный телефон, планшет, смартфон становится главным устройством в жизни ребенка, он не мыслит своего существования без него и проводит за ним большую часть своего времени. Важно отметить, что время ежедневного пользования различными гаджетами у детей и подростков растет просто в геометрической прогрессии. Ученые всего мира, в том числе и российские, бьют тревогу по поводу психического здоровья подрастающего поколения. Компьютерная зависимость, интернет-зависимость, лудомания – это далеко не полный перечень негативного влияния мобильных устройств на здоровье наших детей [3-5]. Это понимают и родители, однако все-таки в большинстве случаев рассматривают пользование мобильными гаджетами как неизбежность современного мира и, к сожалению, поздно замечают у своего ребенка патологическую зависимость от них.

Особое место в списке мобильных устройств занимают мобильные телефоны: из простых средств коммуникации они превратились в универсальное дистанционное средство общения, в средство получения информации, в фото- и видео- аппаратуру. Однако педагоги всѐ чаще отмечают, что мобильные телефоны иногда являются непреодолимым препятствием к проведению образовательного процесса. Младшие школьники нередко используют мобильные телефоны в качестве игрушек не только на переменах, но и на уроках, учащиеся постарше -    как универсальную шпаргалку (поэтому они запрещены при проведении ЕГЭ и ГИА). И это ещѐ не весь перечень. Да и сами родители нередко грешат тем, что пытаются связаться с «любимым чадом» вне зависимости от распорядка проведения учебного процесса, срывая тем самым урок. Кроме того, родители зачастую, приобретая мобильный телефон своему ребенку, не задумываются о возможном негативном воздействии этого гаджета на его здоровье.

А ведь это единственное мобильное устройство, которое ребенок непосредственно подносит к голове, подвергая свой организм воздействию открытого и неконтролируемого источника электромагнитного излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ) [1].

Какова же информированность родителей о возможном негативном воздействии мобильных телефонов (МТ) на организм их детей?

С целью выяснения этого вопроса в ноябре 2014 года в МАОУ Лицее № 17 городского округа Химки Московской области было проведено анкетирование родителей обучающихся. В анкетировании приняло участие 284 родителя. Следует отметить, что после проведение анкетирования родителям были представлены результаты восьмилетнего мониторинга психофизиологических показателей детей-пользователей мобильной связью, который проводился к.б.н. Хорсевой Н.И. в одном из Лицеев г. Химки. После - каждый родитель получил памятку, разработанную нами (педагогом-психологом Лицея Мараховой В.А. и к.б.н., с.н.с ИБХФ РАН Хорсевой Н.И.) «Рекомендации родителям по снижению риска неблагоприятного воздействия электромагнитного излучения мобильного телефона» на основе рекомендаций, изложенных в [2] и далее проводилось повторное анкетирование родителей в свете полученных рекомендаций.

Рассмотрим более подробно полученные результаты основного анкетирования родителей.

Установлено, что 94,7% учащимся МТ был приобретен их родителями. Из них 49,1% учащихся начали его использовать с 7-летнего возраста, 38,6% - в старшем возрасте и более 10% - до школы (в 5-6 лет). Большинство родителей (79,2%) приобретают МТ для осуществления «контроля за местонахождением ребенка» (32,7%) и «экстренной связи» (19,7%), а также их сочетанием этих двух позиций (26,8%).

На вопрос анкеты о режиме пользования МТ, полученные результаты можно ранжировать следующим образом (по мере убывания): 2-5 мин/день (23,4%), 5-10 мин/день (16,4%); менее 2 мин/день (15,9%) и 10-20 мин/день (14,1%). Если учесть, что по данным мониторинга [2], ежедневная нагрузка 2 мин/день при продолжительности пользования более полугода уже даѐт снижение некоторых психофизиологических показателей, то увеличение ежедневной нагрузки при длительном пользовании МТ может служить потенциальным негативным фактором снижении психофизиологических показателей учащихся.

Следует отметить, что наиболее востребованной опцией МТ для детей, по мнению родителей, является возможность фотосъемки (63,6%), затем идут игрушки (48,0%) и завершает список «фаворитов» - возможность выхода в Интернет (44,6%). На основании этих данных можно сделать вывод о том, что при приобретении мобильного телефона родитель учитывает и другие опции МТ кроме прямого назначения (для связи).

Более половины родителей на вопросы «Интересуетесь ли Вы содержимым телефона Вашего ребенка?» и «Советуется ли с Вами ваш ребенок в выборе программ, загрузок материалов и приложений к телефону?» дали положительный ответ. С одной стороны, данный результат можно интерпретировать как «тотальный контроль» со стороны родителей, однако, на наш взгляд, этот результат показывает высокую степень доверительных отношений родитель – ребенок. Тем не менее, 16,7% родителей ответили на оба вопроса отрицательно: это либо «супер доверие» со стороны родителей, либо полное безразличие. Но в любом случае родитель отвечает за действие своего ребенка.

Результаты анкетирования показали, что 97,2% родителей знают, что МТ являются источником электромагнитного излучения, что свидетельствует о их хорошей информированности.

Однако, наиболее интересными, с нашей точки зрения, были ответы на следующие вопросы:

1.   считаете ли Вы, что использование МТ: абсолютно безопасно; скорее не безопасно; опасно; затрудняюсь ответить.

2.     если бы знали, что пользование МТ может нанести вред здоровью Вашего ребенка: всѐ равно бы приобрел; нас просто пугают; ещѐ ничего не известно, может, это и не так; не приобрел бы.

Как следует из результатов анкетирования, только 18.1 % родителей знают, что излучение МТ опасно для здоровья. К сожалению, большинство ответов: «скорее небезопасно» (60,9%) и «затрудняюсь ответить» (14,1%), что в общей сложности составляет 75% от числа опрошенных, указывает на низкую информированность населения о возможном негативном влиянии излучения МТ на организм, в частности, их детей. 

При ответе на второй вопрос на опросных листах родители делали пометки: «без мобильного не обойтись», «сейчас это просто необходимо», «реалии современного мира» и пр. Естественно, что 44,3% ответов были утвердительными для позиции «всѐ равно приобрел». Если суммировать ответы «нас просто пугают» и «ещѐ ничего неизвестно», то в общей сложности это составит 27,9% от числа опрошенных родителей, что также указывает на недостаток информации в области возможности негативного влияния электромагнитного излучения МТ.

Однако, самый интересный результат был получен при анализе возможных пар ответов (данные в %) по позициям вопросов 1и 2, которые представлены в Табл.1.


Таблица 1  

Распределение ответов родителей (данные в %) на вопросы 1 и 2


 

выбранные позиции

абсолютно

безопасно

 

скорее небезопасно

 

опасно

затрудняюсь

ответить

всѐ равно бы приобрел

3,0

28,3

10,0

3,0

нас просто пугают

0,74

1,9

-

1,1

ещѐ ничего не известно, может,

это и не так

 

0,37

 

17,1

 

1,5

 

5,2

не приобрел

-

10,3

4,4

2,6

нет ответа

-

3,3

2,2

2,2

 

Как видно из табличных данных, наибольшее число выборов было в паре, где использование МТ оценивалось как «скорее небезопасное». Абсолютно безопасным считают излучение МТ всего 4,11%.

В заключении, следует отметить, что повторное анкетирование родителей после проведения лекции «Мобильный  телефон:  опасность  мнимая  или   реальная»  дали  следующие  результаты:  буду  следовать полученным рекомендациям – 88,3%; ничего менять не буду – 9,4%; другие ответы («проинформирую ребенка», «подумаю и потом решу» и пр.) – 2,3%.

Данная проблема является крайне важной и повсеместной, и требует незамедлительного решения со стороны как социальных структур, в частности, образовательных учреждений, так и непосредственно каждой конкретной семьи. Только объединение усилий семьи и образовательного учреждения может дать положительные результаты.

Ключевыми рекомендациями родительской общественности в вопросах культуры пользования мобильными устройствами их детьми можно считать следующее:

1.       Повышение сознательности родителей обучающихся в вопросах ответственности за жизнь и здоровье своих детей, приоритет здоровьесбережения и разумный подход к использованию модных мобильных средств;

2.       Вовлеченность родителей в просветительскую деятельность образовательного учреждения с целью повышения собственной компетентности, а также самообразование внутри семьи;

3.       Реализация здоровьесберегающего подхода в каждой конкретной семье: профилактические беседы с детьми и подростками по вопросам использования мобильных устройств, ориентация на здоровое времяпрепровождение и культурно-досуговые мероприятия;

4.       Распространение в родительской среде идей по реализации культуры пользования мобильными устройствами среди детей, подростков и взрослых.

 

Список литературы

1.     Григорьев Ю.Г., Григорьев О.А. Сотовая связь и здоровье: электромагнитная обстановка, радиобиологические и гигиенические проблемы, прогноз опасности. М.: Экономика.- 2013.-556 с

2.      Григорьев Ю.Г., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей. Оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками. Рекомендации детям и родителям М.: Экономика, 2014-230с

3.      Организация работ по профилактике аддиктивных форм поведения: методические рекомендации. – Самара: ГУСО «Перспектива», 2006.

4.      Пережогин Л. О. Психологические и клинические особенности интернет-аддикции у подростков. // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы детской психиатрии» (Материалы конференции). Саратов. 25-28 сентября 2006 г. с. 91-106.

5.      Янг К. С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Интернет. – № 2. – 2000