Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, при которых нельзя сказать, хуже или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие [1]. В замещающей семье заложен огромный положительный потенциал, т.к. жизнь в семье предполагает наличие общности семейных интересов (духовных, хозяйственных, имущественных, потребности в постоянном общении, взаимной заботе и уходе друг за другом)[2]. Поэтому на современном этапе в связи с развитием различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблема подбора и подготовки замещающих семей актуализировалась в нашей стране.

Мы, выстраивая работу Школы приемных родителей (далее ШПР), опираемся на Стандарт, разработанный Благотворительным фондом профилактики социального сиротства на основе стандарта Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и технологии «Индивидуализация процесса подготовки и сопровождения замещающих семей», разработанной Томским региональным общественным фондом «Новое развитие», на Методические рекомендации по оказанию Услуги «Подготовка замещающих семей» и, конечно же, свой многолетний опыт работы.

Цель Услуги: осуществить базовую (психолого-педагогическую) подготовку кандидатов в замещающие родители к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, или ребенка-сироты в семью, сформировать устойчивую мотивацию на сотрудничество со специалистами в процессе воспитания ребенка.

Основные задачи Услуги:

 

•                     Содействовать получателю услуги в понимании своих мотивов, личных и семейных ресурсов, степени готовности семьи к приему ребенка.

•                     Провести комплексную оценку семьи с целью выявления индивидуальных факторов риска дезадаптации ребенка в семье и образовательных потребностей родителей.

•                     Сформировать устойчивую осознанную мотивацию на взаимодействие и сотрудничество со специалистами в процессе воспитания ребенка.

•                     Разработать рекомендации по индивидуализации программы обучения кандидатов и профессионального сопровождения семьи после принятия ребенка.

•                     Сформировать базовые родительские компетенции получателей услуги, необходимые для воспитания и ухода за ребенком.

Основные этапы реализации Услуги:

 

Этап I. Базовый. Цель: обеспечить организационно-управленческие, методические и технические условия, которые необходимы для качественной реализации услуги.

Этап II. Прием и регистрация обращений. Цель: формирование группы получателей услуги; вовлечение кандидатов в замещающие родители во взаимодействие со специалистами услуги.

Этап III. Диагностический. Цель: выявление индивидуальных особенностей семьи, наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемного ребенка в замещающей семье с целью индивидуализации программы подготовки; вовлечение членов семьи в конструктивное партнерство со специалистами службы.

1.                  На данном этапе проводим индивидуальное полуструктурированное интервью (авторская технология). Данный методический прием (интервью) представляет определенным образом организованную психологическую беседу, направленную на выявление некоторых существенных особенностей кандидата. Такая беседа позволяет вполне определенно выделить тех кандидатов, которые не вполне представляют возможные последствия принятия ребенка, не осознают требования, которые к ним предъявляются.

Наше интервью состоит из следующих блоков: работа; мотивация принятия решения о создании замещающей семьи; система поддержки семьи; навыки родительства; родительская семья кандидата; насилие (отвержение, игнорирование) в родительской семье; семья кандидата; наличие отрицательных предикторов в семье кандидатов; наличие положительных предикторов в семье кандидатов; дополнительные параметры (психологическая компетентность кандидата: уровень интеллекта, учение работать с информацией, умение общаться, знание своих слабых и сильных сторон и т.д.).

2.                  Определяем наличие и степень выраженности факторов риска дезадаптации приемного ребенка в замещающей семье (для удобства специалиста вопросы оформили в виде анкеты).

3.                  Проводим комплексную психологическую оценку кандидата в замещающие родители.

Далее проводим консилиум специалистов по результатам проведения оценки кандидата в замещающие родители, основные задачи которого: согласовать и утвердить окончательный состав очередной группы подготовки замещающих родителей.

Этап IV. Планирование и проведение обучения родителей. Цель: обучение слушателей базовым знаниям, умениям и навыкам, необходимым для обеспечения минимальных возрастных и индивидуальных потребностей приемного ребенка.

1.                  Собеседование с родителями (проводится в случае необходимости их дополнительного информирования о результатах консилиума и согласования действий по индивидуализации процесса подготовки данной семьи).

2.                  Индивидуализация базовой программы подготовки в соответствии с рекомендациями консилиума специалистов организации.

3.                  Проведение индивидуальных консультаций для оказания помощи родителям по решению актуальных трудностей, возникающих в процессе принятия ими осознанного решения о принятии ребенка на воспитание в свою семью.

4.                  Определение итоговой оценки наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемного ребенка для каждой семьи, принимающей участие в обучении.

5.                  Итоговый консилиум. На этом этапе реализации Услуги консилиум решает следующие задачи:

 ·                    Оценивает качество и эффективность проведения очередной группы слушателей, выявляет нарушения технологической дисциплины, слабые места программы (при наличии) и разработать план мероприятий по их устранению.

·                    Обсуждает и принимает согласованное обоснованное суждение о степени готовности семьи каждого слушателя к приему ребенка, целесообразности и формах (при необходимости) дальнейшей работы с семьей.

Для структурирования обсуждения на данном этапе выделяется три группы семей:

 ·                    с низким уровнем риска дезадаптации (тренеры докладывают список, отдельно отметая семьи, в которых на начало обучения уровень риска был более высокий);

·                    со средним уровнем риска. Тренеры представляют каждую семью последовательно и приводят аргументы, которые обосновывают данную оценку. Итогом обсуждения должны стать обоснованные предложения по дальнейшей работе с данной семьей (рекомендации родителям, дополнительные занятия, информационная поддержка и пр.)

·                    с высоким уровнем риска. Тренеры представляют каждую семью последовательно и приводят аргументы, которые обосновывают данную оценку. Далее обсуждение строится в том же порядке, как и на предыдущем шаге.

Итогом этого этапа консилиума должен стать согласованный список семей, которым нужна дополнительная подготовка или сопровождение. Далее проводится собеседование с родителями по результатам итогового консилиума, где их информируют о результатах обсуждения на консилиуме процесса и итогов подготовки семьи; согласовывают с родителями итоговые оценки наличия и степени выраженности факторов риска; формирование единой картины понимания природы выявленных трудностей и факторов риска; обсуждение актуальных целей и задач совместной работы в периоды до и после принятия ребенка в семью; планирование дальнейших действий по достижению согласованных целей и задач; согласование оптимальных для всех сторон форм взаимодействия после завершения обучения.

V Этап. Заключительный. 1. Проведение итоговой аттестации по освоению курса, по итогам которой выдается свидетельство и рекомендации для органов опеки. 2. Мониторинг и оценка деятельности - мы не только сами анализируем свою работу по подготовке граждан, но и получаем обратную связь от родителей, прошедших обучение. 3. Обобщение и распространение опыта - участвуем в конференциях, семинарах различного уровня (международного, всероссийского, областного), публикуем статьи. В 2015 году выпустили методическое пособие «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Таким образом, поэтапного оказание Услуги по подбору и подготовке замещающих родителей позволяет создать условия для повышения уровня психолого- педагогической компетентности замещающих родителей, формирования семейной сплоченности, конструктивного семейного взаимодействия, укрепления здоровья и развития детей, а также профилактики вторичного сиротства.

Список литературы

 

 

1.                  Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблем сиротства в России// Вопросы психологии. 2001.№3. С.79-90. 

2.                  Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Цветков В.А. Омск, 2005. 239c.