Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Как работает мозг, чтобы создать шедевры музыки, живописи? Любой шедевр может быть создан только тогда, когда головной мозг работает в особом режиме и у особых людей. Как это получается, какие условия должны совпасть, чтобы творческая личность предоставила обществу его продукт, будем рассматривать в данной статье.

Что же такое творчество? Творчество – это процесс создания чего-либо нового. Если создается новый привлекательный продукт, но он не несет в себе начала нового, то это нельзя назвать творчеством. Только появление чего-то нового, что до настоящего момента не было в культуре, можно назвать творчеством.

Для чего же нужна творческая продукция? Она необходима для продвижения цивилизации вперед, благодаря тем людям, которые обладают такими удивительными способностями.

Для того чтобы понять как зарождается творчество, нужно понять как работает наш головной мозг. В настоящее время данный вопрос очень актуален. Вопрос - мозг вбирает ли информацию, перерабатывает ее и хранит или же это только антенна, благодаря которой мы воспринимаем информацию и отдаем ее в определенные слои атмосферы?

До настоящего времени считалось, что клетки мозга, проводящие пути, серое и белое вещество – носители информации. Все, что попадает в наш мозг перерабатывается им и хранится в памяти этих клеток. В настоящее время большинство ученых, в том числе Н.Бехтерева считают, что вполне возможно мозг сам не хранит информацию, а считывает из тех слоев около земного пространства, которые создаются благодаря тому, что мы продвигаемся в создании новой культуры: мы что-то делаем, думаем, создаем и это все накапливается в определенном слое пространства, который получил название ноосфера (Вернадский). В ноосфере якобы хранится все, что является продукцией психической деятельности человека. Отсюда возникли мнения – если общество настроено положительно, если оно берет положительную продукцию и ее продвигает по пути созидания, то это пространство земли не подвергается серьезным катастрофам. Если же общество настроено на разрушение, рождает антигуманные идеи, то в тех местах происходят серьезные катастрофы. Рассуждения ученых о взаимодействии ноосферы с Землей, отвечают на деяния людей либо положительным, либо отрицательным образом и тогда катастрофы, которые случаются, вызваны самими людьми, которые поступали не правильно. Таким образом, до настоящего времени нет точной информации о том, что наш мозг – это антенна или структура, которая хранит информацию. Данная дискуссия не решена, нет единого мнения.

В разные периоды жизни человечества творчеством считались совершенно разные процессы. Например, возьмем древнего человека. В религиозных источниках самым первым человеком был Адам. В научных источниках человек произошел от приматов и далее эволюционировал. Нам неизвестна культура тех времен. Рассмотрим творчество, создание культуры, цивилизации с homo sapiens, т.е. с Адама и Евы, обладающими чертами современного человека. Но как мы помним, что Адам и Ева были детьми природы: у них не было одежды, предметов, необходимых для быта. Конечно это символические фигуры, но можно сказать, что человечество было озадачено, как приспособиться к условиям жизни на Земле.

В чем же здесь проявлялось творчество? Творчество проявлялось в приспособительной деятельности, которая стала мотивом для рождения творчества. Древним людям необходимо было узнать, освоить новое, благодаря чему их мозг работал активно: как можно укрыться от стихии – стали строить шалаши, убивали животных – из шкур делали одежду. Это все можно назвать творчеством. И кто-то из тех живших в то время людей проявлял чудо изобретательности, чтобы первым придумать устройство, защищающее человека от стихии природы. Так же людям было необходимо питаться. В природе очень много есть того, что в пищу нельзя использовать. Древний человек питался тем, что растет в природе. Какая - то часть этих людей обладала необыкновенной интуицией, они чувствовали, что можно съесть, а что нельзя. Каким образом это происходило неизвестно. Кто-то из людей погибал, а часть людей, таким образом, добывали новые знания о полезности и вредности растений, пищи. Можно сказать, что онтогенез повторяет антропогенез.

Далее человек обратился к запахам. Это тоже очень важно, т.к. какие-то запахи приятные, а какие-то вредные и даже опасные, смертельные. Человек добывал такие знания ценой собственной жизни. Все перечисленные выше функции относятся к стволовым отделам головного мозга. Инстинкты в основном осуществляются стволом за счет ядер черепномозговых нервов и подкорковых зон, которые являются нашей областью подсознательного и бессознательного. Конечно, древний человек не сознательно понимал, что какое-то растение ядовитое или ядовитая ягода, он этого не осознавал, но чувствовал, что этого делать нельзя. Происходило созревание стволовых отделов мозга и подкорковых зон, благодаря тому, что человек контактировал со стимулами, которые способствовали тому, что мы имеем память, мы с ней рождаемся, а древний человек знания добывал. Активность ствола и подкорковых зон головного мозга у древних людей была намного выше, чем у нас, т.к. мы обладаем определенными знаниями: эти книги лучше не читать, нельзя есть эти грибы или ягоды и т.д., т.е. у древнего человека рождалось творчество. Были гении, которые понимали, какие движения и в каком ритме полезны человеку, а в каком ритме нет, какой ритм вызывает релаксацию, а какой возбуждение. В подкорковых областях мозга есть такой комплекс таламус и гипоталамус. Эта структура регулируется ритмами: биоритмами, которые есть у человека и ритмы, которые он совершает в простых действиях. Биоритмы нашего организма – это сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, сокращение кишечника, простые движения рук и ног, ходьба и др., которые способствуют созреванию таламуса и гипоталамуса, а эти структуры в свою очередь активируют кору головного мозга. Без коры головного мозга не возможно возникновения творческих актов.

Подкорковые структуры – это наше подсознательное и бессознательное (З.Фрейд). Эту связь З.Фрейд отождествлял с эротикой, с сексуальной жизнью человека, причем эта жизнь, по его мнению, начинается очень рано и руководит созреванием коры в значительной степени. В творческом акте подкорка незаменима. Благодаря ей возникает такое явление – озарение или еще называют – инсайт. Природа озарения (инсайта) до сих пор неизвестна. Почему человека озаряет та или иная идея и т.д. Инсайт связан с аффектом, т.е. с подкорковой эмоцией. Аффект очень насыщен, напряжен –это сильная эмоция, ей очень трудно управлять и не всегда нужно с ней бороться, т.к. эта эмоция может быть как положительной, так и отрицательной. А вот управлять аффектом бывает очень сложно, но без него нет ни одного творческого акта, т.к. нет инсайта, нет озарения. Подкорковое функционирование отличается непроизвольностью, поэтому неизвестно как попадает стимул, который подкоркой преобразуется в идею подхватываемой корой. Пример, Ньютону на голову упало яблоко, и он «ощутил» это явление стволом и подкоркой головного мозга. След – инсайт этого явления позволил Ньютону открыть закон всемирного тяготения. Бывает, что человек смотрит вокруг себя на что-то, это попадает в аффективное поле, отвечает аффектом на то, что видит, слышит, а потом это перерабатывается совсем в другое.

Подкорковые структуры головного мозга играют огромную роль и у ребенка. Она должна созреть в дошкольном периоде. В этом периоде чем больше стимулов мы дадим ребенку, тем больше он получит чувственных соприкосновений с окружающим миром и тем больше надеж на то, что это переработается впоследствии в творческие акты. В настоящее время с этим тяжелое положение, детей очень рано начинают учить. Они мало соприкасаются с природой, со стимулами внешней среды, т.е. они не в достаточном объеме получают те чувственные знания, которые и есть неосознаваемой, неизвестной природой. Без этого очень трудно рассчитывать на реализацию творческой личности. Дети в дошкольном периоде должны быть «корковыми». Кора играет субдоминантную роль, а чувственная роль ребенка ничем неоценима.

Если человеку дать много чувственных стимулов, он все равно не станет творцом, т.к. для этого нужно получить природные задатки то, что вписаны в молекулы ДНК и передаются по генетической линии. Один человек получает много стимулов внешней среды и выливается в творческий акт одного уровня, у другого - в творческий акт другого уровня, а у третьего ничего не происходит, так как необходима врожденная предуготованность. Это обязательное условие. Способности, задатки – они обязательны. Но могут задатки в итоге никуда не вылиться. Если нет задатков, сколько не стимулируй, гения не получится. Поэтому необходимо стимулировать любого ребенка для выявления у него задатков. Ствол, подкорковые структуры и кора головного мозга элементарного уровня – это чувственная жизнь.

Мы рассмотрели пред истоки о древних людях, которые создавали цивилизацию преимущественно на чувственной основе, анализаторной основе. Благодаря им мы начинаем двигаться дальше. Наступает эра созревания коры головного мозга. Здесь уже творчество выступает в той роли, в какой ее понимают сейчас: создание шедевров, неповторимых образцов культуры, искусства, науки и т.д.

Что происходило с корой? Когда стала доминировать кора мозга  в общей структуре центральной нервной системе, то полушария еще не были определены как доминантные – субдоминантные, еще не было распределения ролей между полушариями. Они работали приблизительно одинаково, так же как у маленького ребенка. Какое же искусство возникло в этот период? Возникло искусство античности. Это искусство продолжило то, что древний человек сделал в наскальной живописи. Первые знаки проявления коры – это наскальная живопись. Люди, не зная никаких правил рисования, пропорций тел, смогли запечатлеть изображения животных очень реалистично. Это объясняется тем, что у них была развита фотографическая память, зрение. Это уникальное явление. Его к сожалению мы утеряли со временем, т.к. познали что такое пропорции тела, числа, какой должен быть размер туловища, головы, рук и т.д., т.е. потерялась необходимость в фотографическом зрении. А у древних людей это был единственный способ запечатлеть для передачи информации другим.  Таким образом, фотографическая память помогла древнему человеку в создании творческого шедевра.

Маленькие дети так же имеют фотографическое зрение. Но у них нет той ловкости, того инструмента, как у древнего человека, для того чтобы это изобразить. Маленькие дети узнают только свою маму, своего папу, свою кошку и т.д. В какой-то период жизни дети не делают обобщений: они не знают, что например, все кошки – это семейство кошачьих, они знают, что эта кошка - их и т.д. Таким образом, зрительные зоны коры и двигательные зоны коры напрямую не связаны, они опосредованы мыслью. А у древнего человека мысли не было, поэтому он изображал животных и других не думая. Мысль, с одной стороны – великое благо, а с другой стороны – помеха. Благодаря тому, что мы мыслим, мы многое потеряли, потеряли инстинкты: появилась мысль, появились знания, и мы уже не знаем, что можно съесть, а что нельзя и т.д. А древний человек не мыслил, он знал. Мысль может создавать чудо и может ошибаться. Многие рефлексы, которые были у древнего человека, у нас потерялись, т.к. есть мысль, которая еще не совершенна, но она стремиться к совершенству.

Древний человек не только создавал наскальные шедевры, но и уже чувствовал магию явлений. Он понимал, что рука одного индивида не обладает магией, а другого обладает. В настоящее время появилась экстрасенсорная практика. Нельзя сказать, что этого нет. Магия руки всегда была, и она прожила сотни тысяч лет. Древний человек просил того у кого была рука магической приложить ее к стене пещеры и сделать отпечаток. Далее след руки обводили в круг и ей поклонялись. Это было тогда, когда у человека еще не было мыслей, они просто знали, что эта рука – магическая. Так же древние люди магическими считали определенные камни, растения и поклонялись, черпая из них духовные силы. Таким образом, поклоняясь таким магическим явлениям, начинали зарождаться творческие акты, т.е. начало сотворения религии.

В античной живописи присутствует симметрия. В скульптурах четко соблюдены пропорции тела. В это же время было изобретено «золотое сечение». Это наиболее выгодные пропорции тела, которые отражают его здоровье, гармонию, красоту. Воспевалось любое тело, которое было построено по «золотому сечению». На основе этого зародилась идея конституциональных типов людей. Эту идею воплотили в основном в скульптурах, а впоследствии ученые это связали с характером и личностью людей. Именно конституция предопределяет психику человека и характер.

Далее человек пошел по пути символизации. Мышление человека становилось символическим. Это связано с разделением мозга на полушария, специфическое его функционирование. Сначала полушария работали симметрично, а далее стала образовываться асимметрия. Правое полушарие отвечало за искусство, а левое – за науку. Творчество в науке и творчество в искусстве – это разные вещи. Искусство возникло тогда, когда еще не было разделение полушарий. Правое и левое полушария стали приобретать свои функции. Наиболее древним и раносозревающим является правое полушарие. Оно имеет мощные анатомические связи с подкорковыми структурами мозга. Не просто функциональные связи, а анатомические. Есть белые волокна – проводящие пути. Они связывают разные участки мозга между собой. Правое полушарие связано мощными пучками с подкорковыми структурами мозга и функционирует по принципу чувственного отражения мира, по принципу гештальтного отражения мира. Правое полушарие не анализирует, не раскладывает информацию на отдельные детали, оно функционирует на основе целостного восприятия, а так же стремиться к индивидуальности, к вычленению индивидуальной продукции. Все люди отличаются друг от друга именно правым полушарием. Эти особенности функционирования правого полушария лежат в основе дивергентного творчества, т.е. многовариативного. Принцип этот более всего подходит к искусству, так как оно стремиться получить как можно больше творческой продукции: много написано о любви, дружбе, предательстве, но написано по-разному разными творцами.

Левое полушарие больше всего приспособлено для научного творчества. Оно работает по принципу абстрагирования, анализа и синтеза и универсализма, чтобы охватить все человечество знаниями – это конвергентное творчество. Конвергентный творец стремиться к одной цели, одной истине и на данном этапе считает единственно правильным.

При разделении левого и правого полушарий были распределены их обязанности, функции, но это не означало, что между ними есть раздел: в искусстве есть наука – правила, а в науке есть искусство. Как у человека есть два начала – это мужское и женское, так и в искусстве есть наука, а в науке – искусство. Для того, чтобы человек, обладающий специфическими способностями, мог создавать произведения искусства следующего периода, было необходимо, чтобы мышление превратилось в символическое. Немецкий ученый, психиатр К. Кречмер создал «теорию символизации» человеческой психики. Он выделил 3 пути символизации:

1.      склейка образа, предмета, явления – агглютинация. Например, образ русалки – склейка человека и рыбы, образ кентавра – человек и лошадь и др.;

2.      сгущение – придание определенным деталям главенствующего смысла – выписывание на картинах настроение человека, его лик;

3.      геометризация - придание геометрической форме изображаемых объектов, людей, т.е. так, как видит это творец.

Все три способа символизации имели место быть в развитии культуры цивилизации и отдельно человека.

Так почему же гениальные люди могут: рисовать картины, на которых изображено несуществующее в природе; могут сочинять музыку, танцы которых раньше не было? С точки зрения нейропсихологии, скорее всего, в творчестве происходит снятие блоков с определенных участков головного мозга. У нас какие-то клетки головного мозга функционируют «на законном» основании, а какие-то просто заблокированы. У современного человека 2/3 всех клеток головного мозга не функционируют, а у гения вдруг снимаются эти блоки с клеток и они выдают то, что другие обычные люди этого выдать не могут. Это происходит по следующим критериям:

· наследственность – определенные задатки;

· факторы, которые обусловливают это явление: способность к интуитивным образам воспринимать то, что не воспринимают другие.

Многие творцы говорят, что они сами ничего не сочиняют, не придумывают, а слышат музыку, какой-то голос, что-то видят и т.д. С научной точки зрения – это явление называют галлюцинациями. В большинстве случаев творчество – галлюциногенно. А галлюцинация – это работа тех отделов головного мозга, где стоят блоки, т.е. работают те клетки, которые не должны функционировать. Если галлюцинации не поднимаются над тем, что человечество изобрело, если не выводят на высший уровень, то они не имеют цены. Возникающие галлюцинации у психически больных людей не имеют ценность, так как возникающие картинки или голоса ничего нового не сообщают. А имеет ценность та информация, которая человечеству еще не известна. И нельзя сказать, что такое явление отрицательное, так как создание нового творческого продукта, которого еще не было, движет нашу цивилизацию вперед, на более высокий уровень. Такие галлюцинации, которые не имеют цены, разрушают тело и бесследно не проходят. Как правило, они вызывают различные параксизмы тела и другие заболевания. А творческие личности, когда выходят на это озарение, у них вырабатывается противоядие на это разрушение – эндорфины – гормоны радости. Очень редко у них происходит соматическое разрушение тела.

Существуют способы активизации структур мозга, которым еще не разрешено функционировать: введение человека в транс, гипнотическое состояние. Мнения очень неоднозначны: одни ученые говорят, что нельзя насильно заставлять работать головной мозг, другие - можно, если этот способ дает творческую продукцию; шаманство – они вводят себя и окружающих в состояние транса; различные секты.

Чем больше создается творческой продукции, тем с каждым годом будут сниматься блоки со структур головного мозга. Те участки головного мозга, которые сейчас не функционируют, будут функционировать в будущем.

Таким образом, с точки зрения нейропсихологии творчество является высшим продуктом психической деятельности человека.

 

Список литературы

1.      Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М.-Воронеж, 2001.

2.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М., АСТ, Транзиткнига., 2006.

3.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство, цивилизация. - М.: Смысл. 2003.

4.      Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. - М., Академия, 2003.

5.      Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., Академический проект, 2000.

6.      Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М., Академия, 2002.

7.      Международные конференции памяти А.Р. Лурия. Сборники докладов. - М., 1998., М., 2002, Белгород, 2007.

8.      Сидорова О. А. Нейропсихология эмоций. – М., 2001.

9.      Тонконогий И. - М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007.

10.   Хомская Е. Д. Нейропсихология. – М., УМК «Психология», 2002.

11.   Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. – М., 2004.