17 октября 2017г.
Жизнь современного человека в условиях мегаполиса характеризуется мощным воздействием разного рода стрессовых факторов, оказывающих влияние на осознание личностью времени своей жизни, а именно прошлого, настоящего и возможного будущего.
Целостное восприятие трех временных отрезков жизни любого человека находится в тесной взаимосвязи между собой, и характеризуют зрелую и здоровую личность. Одним из факторов, влияющих на восприятие образа будущего является тревога, ситуативно переживаемое человеком состояние неблагополучия и предвосхищения возможной угрозы. Являясь одной из самых исследуемых тем в современной психологической науке, такая разновидность тревоги, как тревога о будущем по-прежнему остается мало изученной.
Зарубежные исследователи отмечают, что чувство тревоги, переживаемое человеком, есть не что иное как естественная реакция на состояние беспомощности в опасной ситуации. Причиной может стать как реально пережитая травмирующая ситуация в прошлом, так и просто ожидание беспричинной угрозы. Снижение тревоги в таком случае возможно лишь при условии прояснения ситуации, вызвавшей тревогу, в результате чего она трансформируется в страх [8].
Другими словами, тревога возникает в том случае, когда человек не в силах оказать воздействие на ситуацию и избежать возможных негативных последствий. Можно предположить, что ситуация неопределенности возможного будущего сама по себе способна вызывать состояние тревоги в некоторых случаях.
В подтверждение этого можно привести взгляд К. Хорни, говорившей о тревоге, как о гиперболизации человеком реакции на реальную или же мнимую угрозу [9].
Зарубежные специалисты, исследуя состояние тревоги видели основной ее причиной угрозу значимым сферам жизни человека, его здоровью или целям, при этом уровень тревоги находится в прямой зависимости от степени важности области в которой возможны потери и ущерб.
Отечественными исследователями отмечается, что в настоящий момент в психологической науке отсутствует принятое всеми толкование понятия тревога, что обусловлено различным представлением о природе и сущности данного явления [3].
Так В.М. Астапова пишет, что состоянии тревоги есть предвосхищение человеком угрозы, источник которой неизвестен, как результат происходит активизация внутренних и внешних ресурсов личности для ее последующего устранения в результате активизации целенаправленной деятельности [1].
Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении о причинах возникновения тревоги. Важно отметить, что российские ученые указывают, что тревога в зависимости от уровня способна не только активизировать деятельность, но и парализовать ее. Исходя из этого изучение состояния тревоги, как фактора воздействующего на формирование образа будущего и поведение человека, направленного на достижение значимых целей, представляет особый интерес в нынешних экономических условиях.
Целостное восприятие времени человеком позволяет анализировать достигнутые результаты и строить цели в будущем, планировать свою жизнь [7].
В таком случае, психологически здоровую личность может характеризовать не только способность планировать свою жизнь, но и осознание целостности и неделимости времени, событий прошлого оказавших влияние на настоящее и будущее. Именно поэтому проблема изучения тревоги и такой ее разновидности, как тревога о будущем представляет особый интерес в связи с проблемой инфантилизации общества и подрастающего поколения в частности.
Так в результате проведенного исследования В.В. Кузовкин и А.Н. Кононов выявили наличие тревожных ожиданий у старшеклассников, связанных с различными контекстами будущей жизни. Причины тревоги о будущем авторы видят в предстоящей самостоятельной взрослой жизни [5].
Одной из ключевых категорий в контексте восприятия времени личностью, является временная перспектива, то есть особая цепь значимых событий, произошедших с человеком в прошлом и настоящем, важные планы, цели и задачи, достижение которых имеет отношение к будущему, при этом логически выстроенные на линии времени [6].
Одним из важнейших факторов, влияющих на восприятие личностью образа будущего, являются ценности, выступающие в том числе, стабилизаторами личности в условиях кризиса [2]. В данном случае в ситуации переживания индивидом тревоги, ценности и установки человека могут способствовать снижению интенсивности такого состояния. Таким образом, работа специалиста-психолога может быть направлена не только на работу с состояние тревоги о будущем, но и на развитие и укрепление ценностной сферы.
В своей статье «Тревога о будущем как отдельное понятие в психологической науке» Кононов А.Н. предлагает авторское определение понятия, в котором необходимо отметить следующие ключевые положения. Тревога о будущем есть ситуативно переживаемое человеком состояние, возникающее в кризисных ситуациях разного рода, связанное с ожиданием неопределенной угрозы значимым целям, ценностям или потребностям конкретной личности, приводящее к изменению целостного образа возможного будущего [4].
Таким образом, говоря о феномене тревоги о будущем, как отдельном понятии важно учитывать характер происходящих изменений во внешнем мире, поскольку именно они оказывают воздействие на ценности, мотивы и те цели, которые ставит перед собой человек. На способность человека осознавать свою жизнь как неразрывную цепь событий.
Изучение состояния тревоги и такой ее разновидности, как тревога о будущем невозможно без учета происходящих во внешнем мире событий. Именно они влияют на психоэмоциональное состояние человека, исследуя же тревогу о будущем, специалисты получают возможность выявить особенности возникновения, развития, а в дальнейшем разработать инструменты для снижения ее уровня, позволяющего человеку полноценность жить и приносить пользу государству и обществу.
Список литературы
1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. -№ 1. - 1999. - С. 41-48.
2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - М.: Смысл, 2008. – 267 с.
3. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси. - 1996. - С. 49-57.
4. Кононов А.Н. Феномен тревоги о будущем как отдельное понятие в психологической науке // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. –№4(38). – 2016. С. 173-180.
5. Кузовкин В.В., Кононов А.А. Особенности тревоги о будущем у учащихся старших классов и пути ее психологической коррекции // Психология и школа. – 2014. – № 3. – С.3-25.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2004. – 608 c.
7. Савлакова Н.М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы // Философия и социальные науки: Научный журнал. – 2010. - № 3. – С. 18-24.
8. Фрейд З. Истерия и страх, - М.: Фирма СТД, 2006. – 320 с.
9. Хорни К. Женская психология. – СПб., Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. – 222с.