Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО/ИНОСТРАННОГО)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

ABOUT FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE GENERAL PEDAGOGICS OF SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF TEACHING RUSSIAN AS NONNATIVE/FOREIGN)

 

Boytsov  I.

 

PhD in Linguistics, Assistant Professor, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg

  

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности современной активной педагогики, где на смену прежней репродуктивной приходит новая – интерпретационная. Цель интересующего нас в статье обучения русскому языку как иностранному предполагает формирование коммуникативной компетенции как способности осуществлять адекватное речевое общение, в связи с чем процесс обучения должен носить именно коммуникативно-деятельностный характер, реализующий принципы ситуативно-тематического представления учебного материала, функциональности, коммуникативной тренировки и коммуникативной практики.

Ключевые слова: активная педагогика, личностно-деятельностный подход, коммуникативная компетенция, ситуативно-тематический принцип

ABSTRACT

The articles addresses a number of issues on modern education model which now is undergoing a transitional period: from reproductive to interpretative one. Our goal in teaching Russian as a foreign language is to form communicative competence as an ability for adequate speech conversation. For this reason, the studying process needs to be dynamic with sufficient communication practice, study materials have to be context- and topic-based.

Keywords: dynamic pedagogics, learner-centered approach, communicative competence, situation and thematic principle

Не секрет, что современная система образования сталкивается с потребностью формирования новой, дискурсивной практики, опирающейся на общение через диалог, ролевые игры, диспуты, элементы сценарного обучения, составление проектов, портфолио, языкового портфеля, досье и под., которые рассма- триваются как условие реализации субъект-субъектных отношений в школе в противоположность традиционно сложившимся субъект-объектным отношениям, представлявшим ранее простую ретрансляцию знаний по модели «учитель – ученик».

В последнее время современные методы активной педагогики становятся не просто популярными в нашей стране, но и модными, поэтому на практике они не всегда правильно используется или подменяется какими-либо другими видами работы, которые лишь принимаются за «новую» технологию обучения.

Следует учитывать, что в основе современных педагогических технологий прежде всего лежит серьёзная учебно-исследовательская деятельность, связанная с решением определенной проблемной задачи и направленная на овладение методологией познания и исследования реальной действительности преимущественно самими учащимися (вариант: под руководством преподавателя). Подобные технологии можно определить как социально ориентированные продуктивные технологии во многом уже самостоятельной учебной деятельности, реализующие рефлексивно-творческий подход к образовательному процессу.

«Характерная черта современной педагогики – её активность. В центре процесса обучения стоит не учебный предмет, не знания, которые следует накапливать, не эрудиция и авторитет педагога, а ученик – ребёнок и его опыт. Целью активной педагогики является развитие способностей, умений и навыков ребёнка в практической деятельности, умения действовать, создавать и применять знания на практике. Всё это заключается в личностно-деятельностном подходе. Активное обучение – это факт динамичной, быстро развивающейся действительности, а кроме того, и демократизация процесса обучения – сотрудничество, уважение к личности ученика», - подчеркивает известный литовский методист Е. Бразаускене [1, с.16].

Не только литовские, но и российские педагоги (вслед за европейскими) говорят о замене прежней репродуктивной педагогики новой – интерпретационной. Она формирует умения решать и действовать, направлена на опыт и потребности учащегося. Общим дидактическим направлением становится компетентностный подход к обучению. «Под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения предмету и обеспечивают овладение им и в то же время служат развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентиров»[2,с.11; 3].

Поскольку цель обучения русскому языку как неродному/иностранному – формирование коммуникативной компетенции как способности осуществлять адекватное речевое общение, то процесс обучения должен носить именно коммуникативно-деятельный характер. Основными условиями реализации такого подхода, по мнению известного российского методиста Л.В.Московкина, являются частные принципы ситуативно-тематического представления учебного материала, функциональности, коммуникативной тренировки и коммуникативной практики [об этом см.: 4, с. 5-6], а именно:

1.    Ситуативно-тематическое представление учебного материала. Этот принцип предполагает такую организацию учебного материала, которая отражает специфику его функционирования в наиболее типичных и жизненно важных для иностранных учащихся ситуациях общения. Ситуативно-тематическое представление учебного материала позволяет максимально приблизить обучение к реальным условиям общения.

2.   Функциональность. Поскольку содержание речи определяет выбор языковых средств, то в процессе обучения целесообразно такое представление языкового материала: от функций, значений, смыслов речи, от интенций (целевых установок коммуникативных действий) к средствам их выражения (коммуникативным действиям, грамматическим и лексическим операциям).

3. Принцип коммуникативной тренировки и коммуникативной практики. Этот принцип предполагает обязательное использование в учебном процессе условно-коммуникативных и подлинно коммуникативных заданий. В соответствии с ним количество и объём коммуникативных упражнений при работе над каким- либо из способов выражения речевых интенций должны превышать количество и объём языковых упражнений. На элементарном уровне к тому же используется большое количество языковых упражнений, что позволяет заложить основы языковой компетенции учащихся.

Кроме трёх приведенных выше принципов коммуникативно-ориентированого обучения, традиционно выделяемых методистами, сегодня в методике прослеживается принцип взаимного обучения видам речевой деятельности, который получает отражение в типовой схеме урока: весь изучаемый коммуникативно-речевой и языковой материал вводится и закрепляется в упражнениях, направленных на формирование взаимосвязанных речевых навыков и умений в области аудирования, говорения, чтения и письма. Кроме перечисленных выше принципов обучения, важно подчеркнуть, что современная школа должна необходимым образом формировать у учащегося и определённые общие компетенции: 1. когнитивную (от лат. cognitio – познание) – способность исследовать, думать, уметь учиться; 2. коммуникативную – уметь общаться, получать информацию и обмениваться ею; 3. социальную – уметь сотрудничать, работать в коллективе; 4. деятельностную – уметь создавать что-либо, включаться в деятельность и приспосабливаться к изменяющимся условиям; 5. стратегическую – уметь себе помочь, находить наиболее оптимальные решения, научиться справляться со своими эмоциями, знать, как выйти из сложного положения.

В процессе обучения нашему предмету (РКИ) главной целью является достижение предметных компетенций, которые в условиях средней школы можно свести к следующим: языковая, речевая, коммуникативная, социокультурная (культурологическая) и межкультурная.

При формировании языковой компетенции внимание учащихся необходимо обращать на грамматический строй не только изучаемого русского языка, но сопоставлять его с их родным языком и с изучаемым первым иностранным, что позволит более эффективно использовать предшествующий грамматический опыт школьников. Речевая компетенция – это овладение речевыми моделями и в целом связной, логичной, выразительной, богатой, точной, правильной речью. Особое внимание уделяется письменной форме речи: умению построения текстов различных функциональных стилей и смысловых типов, структурированию текста, культуре письма, грамотности. Главным в достижении речевой компетенции является формирование речепродуктивных умений на уровне монологической и диалогической, устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция как предметная – это умение общаться и выбирать средства общения, уместные в определённой ситуации общения. Для этого необходимо умение определить и оценить коммуникативную ситуацию и произвести необходимый отбор языковых средств. Учащиеся должны овладеть русским речевым этикетом, усвоить речеповеденческие тактики и стратегии, а также освоить стратегии межкультурной коммуникации.

Социокультурная компетенция – это представление о стране и народе, её истории, географии, экономике, политическом устройстве, культуре, науке, СМИ. Эту компетенцию можно определить и как культурологическую компетенцию – знания по русской культуре (традиции русского народа, обычаи), осознание культурных и исторических ценностей. Методисты используют и другие названия этой компетенции - культурная компетенция и культурная грамотность. В связи с социокультурной компетенцией необходимо уточнить статус и межкультурной компетенции, определяемой как способность, позволяющая личности реализовать себя в рамках диалога культур, т. е. в условиях межкультурной коммуникации [3, с.72]. «Участие в диалоге культур должно строиться на основе принципов кооперации, взаимного уважения, толерантности. Участник диалога должен сам быть диалогической личностью – познавать чужую культуру с помощью знаний о своей и обогащать знания своей культуры через познание чужой» [1, с.20].

Не менее актуальна также и предметная стратегическая компетенция – умение применить компенсационные стратегии, помочь себе достичь успешности в изучении языка и его употреблении – в коммуникации. Формировать эту компетенцию можно актуализацией имиджа ученика, т. е. развивать умение не показывать своё неумение или непонимание – создавать имидж успешного коммуниканта.

При подобном построении учебного процесса предпочтение отдается и как сознательно- практическому, так и в большей степени методу коммуникативному, успешно обеспечивающих практическую направленность обучения, его связь с действительностью, использование личного опыта учащихся, а также описанные выше разнообразные интерактивные методы, развивающие критическое и творческое мышление учащихся, то есть осмысленное восприятие информации, переработку её в соответствии с определённой установкой в соответствии со своими индивидуально-творческими способностями, освоение и усвоение наиболее ценной, полученной на занятии или при самостоятельной работе информации и активное использование её для достижения конкретной поставленной цели.

 

Список  литературы

 

1.                   Е. Бразаускене. Формирование компетенций учащихся на уроке РКИ в школе//Вестник. Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания. № 22. – Будапешт, 2008. С.16 - 20.

2.                   Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2005.- 389 с.

3.                   Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам// Лингводидактика и методика.- М.: Академия, 2004.- 320 с.

4.                  Юрков Е.Е., Московкин Л.В., Бойцов И.А. Успех. Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся. Элементарный уровень. Книга для преподавателя. – Спб.: МИРС, 2011.– 96 с.