В новом образовательном стандарте высшего образования ключевым понятием является компетентность выпускника, то есть его готовность к выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем готовность определяется не только как наличие у будущего специалиста необходимых знаний, умений и навыков, но и сформированность соответствующих личностных характеристик: мотивов, ценностей, способностей и т.д. Таким образом, с понятием компетенции очень тесно связано понятие профессионально значимых качеств личности, а именно тех качеств специалиста, которые влияют на эффективность его труда, а также профессиональные способности. Следовательно, формирование у студентов – будущих специалистов – профессионально значимых личностных качеств является важнейшим условием становления компетентного выпускника-специалиста.
Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт подготовки инженеров- железнодорожников различных специальностей мы выделили основополагающие профессионально значимые личностные качества, необходимые будущим специалистам. Ниже приведены их краткие характеристики.
Мотивационная направленность – система доминирующих потребностей и мотивов личности, ее ценностные ориентации и установки, в том числе и в профессиональной сфере.
Самоорганизация – способность управлять своей деятельностью и своим психологическим состоянием, ставить цели, рационально планировать их достижение, осуществлять самоконтроль и рефлексию.
Социально-профессиональная мобильность – готовность и способность к непрерывному повышению своей квалификации и, в случае необходимости, к переквалификации, способность быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и производственным условиям.
Коммуникативность и готовность к сотрудничеству – способность общаться и эффективно взаимодействовать в трудовом коллективе, работать с информацией, критически оценивая ее, грамотно и точно выражать свои мысли, слушать и входить в контакт с партнерами.
Вышеперечисленные качества личности являются профессионально значимыми, поскольку определяют отношение специалиста к своей профессии, успешность профессионального роста, способность или неспособность к профессиональному творчеству и, в конечном итоге, эффективность профессиональной деятельности личности. Именно поэтому мы сделали акцент на формирование у студентов нашего вуза вышеперечисленных личностных качеств.
В целях мониторинга результатов нашей деятельности мы разработали систему диагностики профессионально значимых личностных качеств. В данной системе для каждого изучаемого качества определены отслеживаемые показатели, критерии оценки выделенных показателей и диагностический инструментарий, используемый для получения информации об уровне развития изучаемых личностных качеств. Содержание каждого элемента описываемой системы приведено в таблице ниже.
Таблица 1
|
Изучаемые личностные качества |
Диагностируемые показатели |
Критерии оценки |
Диагностический инструментарий |
|
Мотивационная направленность |
выраженность потребности в достижениях и сфера, где эта потребность выражена; готовность к профессиональному развитию и росту; сформированность моральных |
направленность личности; ориентированность на профессию; иерархия ценностей; уровень мотивации достижения успеха. |
Шкала оценки мотивации одобрения. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич). Определение направленности личности (методика Б.Басса). |
|
|
мотивов профессиональной деятельности – чувства долга и ответственности. |
|
Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мельман). |
|
Самоорганизация |
развитость волевых качеств; способность к целеполаганию и проектированию; осуществление самоконтроля и рефлексии. |
уровень развития воли к достижению цели; уровень рефлексивной способности; уровень проектировочных умений; уровень саморегуляции |
Шкала оценки потребности в достижении. Изучение результатов проектной деятельности студентов. Наблюдение за студентами в процессе включения их в самостоятельную учебную и квазипрофессиональную деятельность. |
|
Социально- профессиональная мобильность |
· обучаемость личности; · адаптивность личности в социуме; · адаптивность личности в профессиональном становлении. |
· уровень развития общих интеллектуальных способностей; · уровень развития специальных способностей; · уровень развития креативности; · уровень социальной адаптации. |
Тест на изучение IQ (Г. Айзенк). Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник). Самооценка реализации жизненных целей личности (Р.Л. Молочников). Опросник «Изучение адаптивности личности» (В. Сетьков). |
|
Коммуникативность и готовность к сотрудничеству |
· общительность; · речевая культура личности; · умения работать с информацией; · умение работать в коллективе. |
· уровень коммуникативного контроля; · направленность на общение – экстра- или интровертированно сть; · направленность на достижения коллектива. |
Шкала экстравертированности- интравертированности А.Н. Лутошкина. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) Наблюдение за поведением студентов в процессе включения их в учебную и квазипрофессиональную деятельность. |
Описанная система диагностики личностных качеств студента успешно реализуется в образовательном процессе нашего вуза. По результатам диагностики планируются коррекционные и развивающие мероприятия, направленные на формирование профессионально значимых личностных качеств будущих инженеров транспорта.