В условиях обновления структуры и содержания, форм и методов обучения, создание инновационных образовательных технологий проблема учебной мотивации стоит по-прежнему остро. Прикладные исследования, направленные на выявление взаимосвязи учебной мотивации и личностных характеристик учащихся [1, 3, 4], сохраняют свою актуальность. Уход от традиционных систем передачи знаний, внедрение вариативного образования увеличивает не только свободу выбора, но и порождает неопределенность, усиливает давление на ученика, создает условия для формирования личностной тревожности.
Мы предположили, что тревожность, как личностная характеристика, взаимосвязана как с учебной мотивацией в целом, так и с отдельными ее структурными компонентами, например, эмоциональным отношением к школьным предметам, однако в доступной нам психолого-педагогической литературе мы не обнаружили об этом достоверной информации, что и определило цель нашего исследования: выявить взаимосвязь уровня тревожности и уровня учебной мотивации детей в младшем школьном возрасте.
В исследовании приняли участие 50 мальчиков и 50 девочек, в возрасте от 9 до 11 лет, учащиеся муниципальных общеобразовательных школ г.Уссурийска.
Первоначально отвечали на вопросы «Анкеты для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [1], затем проходили тестирование по методике А. М. Прихожан «Шкала личностной тревожности»[5], и в заключении, выполняли экспериментальную пробу «Лесенка уроков» [2, 3].
Исследование проводилось во внеурочное время, в привычной для детей обстановке, во время исследования детей присутствовал классный руководитель. Испытуемые отнеслись к заданиям с интересом, охотно отвечали на вопросы и, выполняли задания, соответственно, влияние внешних переменных было минимальным, и полученные данные можно считать достоверными.
В результате проверки нашей выборки на однородность по полу, было установлено, что выборка однородна (Uэмп.=1100,5; при р=0,30), уровень тревожности в нашей выборке проявляется одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, следовательно дальнейшее исследование проводили без учета половой принадлежности испытуемых. В исследованиях Л.И. Божович доказывается, что в младшем школьном возрасте уровень тревожности у девочек выше, это связано с их природной эмоциональностью и чувствительностью[5].
Однако этих различий мы не обнаружили, мы связываем это, во-первых, с ограниченностью выборки, во- вторых, с тем, что исследования Л.И. Божович, относятся ко второй половине ХХ века (1988 г.), с тех пор социокультурные условия изменились, что привело к сглаживанию гендерных проявлений тревожности у младших школьников.
Дальнейшее исследование выявило обратную, статистически значимую взаимосвязь между показателем учебной мотивации, уровнем общей тревожности и школьная тревожность. Выявленная взаимосвязь доказывает, что дети, испытывающие беспричинное беспокойство и страх, ожидающие негативного развития событий в школе, имеют низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 1
Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации у младших школьников
|
|
Школьная
тревожность |
Самооценочная
тревожность |
Межличностная
тревожность |
Магическая
тревожность |
Общая
тревожность |
|
r* |
|||||
|
Учебная мотивация |
-,227* |
-,180 |
-,182 |
-,084 |
-,206* |
|
р |
,023 |
,073 |
,071 |
,406 |
,039 |
Примечание:* - взаимосвязь достоверна при р< 0,05
Это связано с тем, что они имеют опыт негативного оценивания как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Устойчивое внутреннее напряжение проявляется в том, что во время уроков эти дети бояться поднять руку и дать ответ на вопрос учителя (если даже знают материал урока), их речь может быть быстрой и торопливой, на переменах они стараются быть мало заметными, сидят в стороне, пытаются не обращать на себя внимания. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки… и снижает учебную мотивацию.
Следующим этапом нашего исследования стало выявления взаимосвязи тревожности и отношения к школьным предметам у испытуемых.
Таблица 2
Взаимосвязь тревожности и отношения к школьным предметам у младших школьников.
|
|
Физкультура |
Математика |
Русский язык |
Природоведение |
ИЗО |
Чтение |
Английский язык |
Технология |
|
r* |
||||||||
|
Школьная тревожность |
,126 |
-,228* |
-,005 |
-,080 |
,128 |
,098 |
,122 |
-,090 |
|
Самооценочная тревожность |
-,018 |
-,003 |
-,004 |
,044 |
,040 |
-,082 |
,117 |
-,075 |
|
Межличностная тревожность |
,058 |
-,187 |
-,108 |
,076 |
,248* |
,015 |
,010 |
-,039 |
|
Магическая тревожность |
,159 |
-,153 |
,086 |
-,059 |
,084 |
-,065 |
,126 |
-,037 |
Примечание:* - взаимосвязь достоверна при р< 0,05
В результате было установлено, что школьная тревожность отрицательно коррелирует с эмоциональным отношением отношением к математике (см. Табл.2), т. е. чем выше показатель школьной тревожности у испытуемых, тем хуже дети относятся к математике. Это можно объяснить тем, что математика является основным и приоритетным предметом в школе, поэтому может вызвать состояние повышенной ответственности, при котором и усиливается тревожность. Математика, является трудным предметом, на уроках математике высока вероятность возникновения «ситуации неуспеха» у детей с высоким уровнем тревожности, что провоцирует отрицательное отношение к учебному предмету, который является источником негативных переживаний.
Далее, мы разделили испытуемых на две полярные группы: дети с высоким показателем школьной тревожности и низким показателем школьной тревожности и выявили различия в их отношении к школьным предметам.
Таблица 3 Различия в отношении к школьным предметам у детей с высоким и низким уровнем школьной тревожности.
|
|
Физкультура |
Математика |
Русский язык |
Природоведение |
Изо |
Чтение |
Английский язык |
Технология |
|
Высокий уровень |
6,87 |
4,81 |
4,56 |
3,06 |
5,81 |
4,87 |
1,81 |
4,18 |
|
Низкий уровень |
5,80 |
5,58 |
4,74 |
3,35 |
4,96 |
4,93 |
1,70 |
4,80 |
|
Uкр. |
164,5 |
170,0 |
243,5 |
227,5 |
178,5 |
245,5 |
224,5 |
205,5 |
|
р |
,051 |
,140 |
,917 |
,638 |
,111 |
,954 |
,550 |
,332 |
В результате было установлено, что у детей с высоким уровнем школьной тревожности положительное отношение к такому предмету как физкультура. Этот учебный предмет не требует повышенной ответственности, больших мыслительных нагрузок, не вызывает страха не соответствовать ожиданиям учителя и сверстников. Физкультура дает физическую разрядку, снижает эмоциональное напряжение, поэтому положительное отношение к ней со стороны тревожных учащихся начальной школы очевидно.
Наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и учебной мотивацией у детей младшего школьного возраста подтвердилась частично, была выявлена отрицательная взаимосвязь учебной мотивации с показателями общей и школьной тревожности. Кроме того, было установлено что школьная тревожность отрицательно коррелирует с отношением к математике, а дети с высоким уровнем тревожности положительно относятся к физкультуре.
Мы понимаем, что полученные результаты требуют дальнейшей проверки на репрезентативной выборки испытуемых, однако для нас очевиден их диагностический и прогностический потенциал, который позволит выявить психологу, работающему в системе образования, возможные «зоны риска» в успеваемости младших школьников по отдельным предметам.
Список литературы
1. Власова, Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н. Н. Власова // Вопросы психологии. - 2007. – № 3. - С. 32-50.
2. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 2006. – 112 с.
3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. - 212 с.
4. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб.пособие / М. В. Матюхина. – М.: Волгоград, 2003. – 385 с.
5. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.