Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ER-МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Любое предприятие представляет собой систему взаимодействующих между собой

бизнес-процессов. Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги. Особенность анализа организации как совокупности бизнес-процессов состоит в том, что он позволяет увидеть всю цепочку операций, протекающих там, и достичь максимальной эффективности функционирования каждой задачи и бизнес-процессов в целом.

На основе системного анализа внутренних бизнес-процессов разнообразных организаций нами выявлен стандартный набор бизнес-процессов, свойственный большинству производственных предприятий:

1.      Подготовка производства(ПП)

 2.      Основное производство(ОП)

 3.      Обеспечение финансами(ОФ)

 4.      Маркетинг(М)

 5.      Сбыт(С)

6.      Материально-техническое обеспечение(МТО)

 7.      Кадровое обеспечение(КО)

8.      Социальное обеспечение(СО)

 9.      Транспортное обеспечение(ТО)

 10. Ремонтное обеспечение(РО)

 11. Энергетическое обеспечение(ЭО)

 12. Обеспечение основной дяятельности(ООД)

13. Информационное обеспечение(И)

14. Управление(У)

 Как правило, в процессно-задачном анализе потоки создания стоимости бизнес- продуктов отображаются в виде таблиц. Для более полного и эффективного отображения результатов системного анализа связей между бизнес-процесами использована теория графов и построена схема, где скомпанованы все связи (Рис.1).


Линии графа отображают направления информационных и материальных потоков, цвет линии выделяет процесс-реципиент. Отдельным блоком выделены основные бизнес- процессы, связанные со всеми остальными. В специфических отраслях и фирмах некоторые связи могут отсутствовать вследствие отсутствия необходимости или в случае аутсорсинга процессов и функций предприятия.

Для совершенствования системы менеджмента производственных предприятий следует проделать следующие шаги при создании информационных систем, позволяющих анализировать данную предметную область:

1.                      Распределить ответственность за результаты задач, входящих в состав бизнес-процессов;

2.                       Описать организационно-логические и временные связи задач;

3.                      Обозначить взаимодействия бизнес-процессов. Описание взаимосвязей бизнес-задач по потокам создания стоимости, определить входные и выходные информационные массивы;

4.                       Выделить показатели деятельности и эффективности бизнес-процессов;

5.                      Рассчитать бюджет затрат бизнес-задач и себестоимость выходных продуктов для каждой бизнес-задачи.

Безусловно, эти шаги должны составлять основу для разработки алгоритма решения задачи процессно-задачного управления. Непрерывное совершенствование показателей эффективности решения взаимосвязанных задач бизнес-процессов составляет суть непрерывного процессно-задачного менеджмента. Опираясь на данный алгоритм, можно сформировать информационно-математическую модель оптимизации планирования бюджета затрат на основе процессно-продуктовой методологии.

Первичная элементная декомпозиция системы управления предприятием позволяет выявить элементы системы управления с позиции процессно-задачного подхода. Концептуальное проектирование решения задачи процессно-задачного управления и создание ER-модели данной предметной области позволяют ясно определить связи между исследуемыми объектами. Эти объекты представлены в виде ER-диаграммы предметной области. Представленная ниже диаграмма отображает базовые объекты процессно- задачной технологии управления и процессно-продуктового бюджетирования затрат.




В совершенстве деловые процессы предприятия должны отвечать восьми принципам выделения бизнес-процессов согласно концепции процессного управления BPM. Информационная система, построенная на основе предложенной ER-диаграммы фиксирует бизнес-процессы и результаты их функционирования в соответствии с этими принципами (Табл. 1).

 

Таблица 1 - Принципы выделения бизнес-процессов

 

Принцип

Соответствие

1

принцип полноты

Схема способна описать весь набор бизнес-процессов и

 

бизнес-задач

2

принцип

 

детерминированности

Границы и содержание каждого процесса определяются в

 

объектах Исполнители, Бизнес-процессы, Подпроцессы, Бизнес-задачи и т.д.

3

принцип

При реализации модели задачи не пересекаются между

 

нормализованности

собой

4

принцип связанности

Отражена связь между бизнес-задачами и бизнес-

 

продуктами и их стоимостью. Результаты одних задач формирует состав входов других задач

5

принцип

 

ресурсоемкости

Ресурсы зафиксированы за каждой задачей в виде объекта

 

ВходыИМеханизмы

6

принцип

 

автономности

Схема способна обозначить границы влияния бизнес-

 

процессов

7

принцип

 

продуктивности

Результаты решения задач могут быть измерены по данной

 

схеме

8

принцип

 

динамичности

Модель является даталогической и это доказывает ее

 

динамичность

 

 

Таким образом, смоделированная в результате системного анализа деятельности организаций ER-диаграмма описывает работу системы управления бизнес-процессами и может быть применена в дальнейших исследованиях. Такая модель реализует управление с точки зрения процессно-задачного подхода в соответствии с принципами выделения бизнес-процессов согласно концепции процессного управления BPM.

 

 

Список литературы

 

 

1.                      Смирнов Ю.Н Процессно-задачный инжиниринг бизнес-процессов и стандарт управления предприятием // Научно-практический журнал «Интеграл» – 2007. - № 5.

2.                      Шибаков В.Г., Шадрова Ю.В. Совершенствование управления маркетинговой деятельностью машиностроительного    предприятия    на    основе процессно-задачного подхода //Экономический анализ: теория и практика"– 2009,-№36