25 сентября 2016г.
Любое предприятие представляет собой систему взаимодействующих между собой
бизнес-процессов. Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги. Особенность анализа организации как совокупности бизнес-процессов состоит в том, что он позволяет увидеть всю цепочку операций, протекающих там, и достичь максимальной эффективности функционирования каждой задачи и бизнес-процессов в целом.
На основе системного анализа внутренних бизнес-процессов разнообразных организаций нами выявлен стандартный набор бизнес-процессов, свойственный большинству производственных предприятий:
1. Подготовка производства(ПП)
2. Основное производство(ОП)
3. Обеспечение финансами(ОФ)
4. Маркетинг(М)
5. Сбыт(С)
6. Материально-техническое обеспечение(МТО)
7. Кадровое обеспечение(КО)
8. Социальное обеспечение(СО)
9. Транспортное обеспечение(ТО)
10. Ремонтное обеспечение(РО)
11. Энергетическое обеспечение(ЭО)
12. Обеспечение основной дяятельности(ООД)
13. Информационное обеспечение(И)
14. Управление(У)
Как правило, в процессно-задачном анализе потоки создания стоимости бизнес- продуктов отображаются в виде таблиц. Для более полного и эффективного отображения результатов системного анализа связей между бизнес-процесами использована теория графов и построена схема, где скомпанованы все связи (Рис.1).
Линии графа отображают направления информационных и материальных потоков,
цвет
линии выделяет процесс-реципиент. Отдельным блоком выделены основные бизнес- процессы,
связанные
со всеми остальными. В специфических
отраслях
и
фирмах некоторые связи могут отсутствовать вследствие отсутствия необходимости или в случае аутсорсинга процессов и
функций
предприятия.
Для совершенствования системы менеджмента производственных предприятий следует проделать следующие шаги при создании информационных систем, позволяющих анализировать данную предметную
область:
1.
Распределить ответственность за результаты задач, входящих в состав бизнес-процессов;
2.
Описать организационно-логические и временные связи задач;
3.
Обозначить взаимодействия бизнес-процессов. Описание взаимосвязей бизнес-задач по потокам создания стоимости, определить входные и выходные
информационные массивы;
4.
Выделить показатели деятельности и эффективности бизнес-процессов;
5.
Рассчитать
бюджет затрат бизнес-задач и себестоимость выходных
продуктов
для каждой бизнес-задачи.
Безусловно, эти шаги должны составлять основу для разработки алгоритма решения задачи процессно-задачного управления. Непрерывное совершенствование показателей эффективности решения взаимосвязанных задач бизнес-процессов составляет суть
непрерывного процессно-задачного менеджмента. Опираясь на данный алгоритм, можно
сформировать информационно-математическую модель оптимизации планирования
бюджета затрат на основе процессно-продуктовой
методологии.
Первичная элементная декомпозиция системы управления предприятием позволяет
выявить элементы системы управления с позиции процессно-задачного подхода.
Концептуальное проектирование решения задачи процессно-задачного управления и создание ER-модели данной предметной области позволяют ясно определить связи между исследуемыми объектами. Эти объекты представлены в виде ER-диаграммы предметной области. Представленная ниже диаграмма отображает базовые объекты процессно- задачной технологии управления
и процессно-продуктового бюджетирования затрат.
В совершенстве деловые процессы предприятия должны отвечать восьми принципам выделения бизнес-процессов согласно концепции процессного
управления BPM. Информационная система, построенная на основе предложенной ER-диаграммы фиксирует бизнес-процессы и результаты
их функционирования в соответствии с этими принципами
(Табл. 1).
Таблица 1 - Принципы выделения
бизнес-процессов
№
|
Принцип
|
Соответствие
|
1
|
принцип
полноты
|
Схема способна описать
весь
набор бизнес-процессов
и
бизнес-задач
|
2
|
принцип
детерминированности
|
Границы и
содержание каждого
процесса определяются в
объектах
Исполнители, Бизнес-процессы,
Подпроцессы, Бизнес-задачи
и т.д.
|
3
|
принцип
|
При реализации
модели задачи
не пересекаются между |
|
нормализованности
|
собой
|
4
|
принцип
связанности
|
Отражена связь между бизнес-задачами и бизнес-
продуктами и их
стоимостью.
Результаты одних задач
формирует состав входов других задач
|
5
|
принцип
ресурсоемкости
|
Ресурсы зафиксированы за
каждой задачей
в виде объекта
ВходыИМеханизмы
|
6
|
принцип
автономности
|
Схема способна обозначить границы влияния бизнес-
процессов
|
7
|
принцип
продуктивности
|
Результаты решения задач могут
быть измерены по данной
схеме
|
8
|
принцип
динамичности
|
Модель
является даталогической
и это доказывает
ее
динамичность
|
Таким образом, смоделированная в результате системного анализа деятельности
организаций ER-диаграмма описывает работу системы управления бизнес-процессами и может быть применена в дальнейших исследованиях. Такая модель реализует управление
с точки зрения процессно-задачного подхода в соответствии
с принципами выделения
бизнес-процессов
согласно
концепции процессного управления BPM.
Список литературы
1.
Смирнов Ю.Н Процессно-задачный инжиниринг
бизнес-процессов и стандарт управления предприятием // Научно-практический
журнал «Интеграл» –
2007. - № 5.
2.
Шибаков
В.Г., Шадрова Ю.В. Совершенствование управления
маркетинговой деятельностью машиностроительного предприятия на основе процессно-задачного подхода //Экономический анализ: теория
и практика"– 2009,-№36