Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РОСТА КОМПАНИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    В России растет спрос на современные технологии стратегического управления. Стратегия  компаний, нацеленная на экономический рост сегодня достаточно актуальна. В зарубежной практике корпоративный рост – безусловный аргумент наиболее конкурентоспособных компаний, который прописан в управленческих регламентах. В России стратегия роста крайне редко формализована на корпоративном уровне, однако, потенциал роста – важнейший фактор инвестиционной привлекательности компаний. Это обуславливает растущий интерес к передовым практикам управления корпоративным ростом с позиций стратегического и финансового менеджмента. Современные методики и техники управления отечественными компаниями все еще находятся на стадии становления, что побуждает исследователей развивать теоретические и прикладные сценарии интеграции стратегии корпоративного роста и его финансовой реализации.

    Понятие сбалансированного роста компании или так называемый темп устойчивого роста – SGR был введен в теорию и практику управления компаниями консалтинговой фирмой BCG [3]. Этот показатель означает максимальный темп роста, который компания в состоянии поддерживать без увеличения финансирования, т.е. без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

     В научной литературе приводятся различные подходы к определению сбалансированного роста. Р. Хиггинс[4, с. 7-16] определяет сбалансированный рост как «темпы роста продаж, которые не истощают финансовые ресурсы».К. Палепу [5, с. 11] уточнят это определение: «Это такой рост, который фирма может поддерживать без изменения доходности и финансовой политики».Дж. Ван Хорн[1, с. 388] конкретизирует характеристику коэффициента устойчивого роста, который определяет, как «максимальный годовой прирост продаж (в процентах), который может базироваться на прогнозируемых коэффициентах деловой активности, а также коэффициента задолженности и выплаты дивидендов».

    Фактически поиск возможных путей достижения сбалансированного роста означает, с одной стороны, выявление потенциала роста компании и, с другой – согласование этих возможностей с реалиями финансового рынка. Если реальный рост компании превышает устойчивый, то он должен быть профинансирован. Если он финансируется за счет привлечения заемного капитала, это приведет к росту коэффициента задолженности и повышению уровня финансовой зависимости компании.

    Сбалансированный рост можно рассматривать с двух позиций: в первом варианте речь идет об изменении объема продаж, во втором – об увеличении собственного капитала.

    С точки зрения определения сбалансированного роста компании как темпов изменения объемов продаж, необходимо отметить, что на объем реализации оказывают влияние следующие факторы: 1) увеличение объема активов; 2) оборачиваемость активов; 3) рентабельность продаж; 4) увеличение реинвестированной прибыли; 5) соотношение собственных и заемных средств. Если предприятие обеспечивает рост без привлечения внешнего финансирования, используя только внутренние источники (увеличение реинвестированной прибыли), то целесообразно использовать так называемый коэффициент внутреннего роста, определяемый по формуле[2, с. 105-106]:

               (1)

 

где: g- коэффициент внутреннего роста; ROA – чистая рентабельность активов; RR – коэффициент реинвестирования прибыли.

 

Если компания планирует темп роста, превышающий коэффициент внутреннего роста, то ей потребуется дополнительное внешнее финансирование, которое можно достичь либо путем увеличения заемных источников, например кредита, либо за счет увеличения собственного капитала за счет дополнительной эмиссии акций. Существует множество причин, по которым компании избегают дополнительной эмиссии, например, нежелание увеличивать число собственников или боязнь потерять контроль над бизнесом. В этом случае используется коэффициент устойчивого роста, показывающий максимальный темп роста компании без дополнительной эмиссии акций при сохранении постоянного уровня финансового рычага. Исходя из этого формула устойчивого (сбалансированного) роста имеет следующий вид:

 

                  (2)

где: g⃰ - коэффициент устойчивого роста;ROE – чистая рентабельность собственного капитала; или

где: RR – коэффициент реинвестирования прибыли; ROS – чистая рентабельность продаж;PR - коэффициент выплаты дивидендов; D/E – финансовый рычаг;A/S – капиталоемкость.

 

    Для достижения сбалансированного роста необходимо выполнение следующих условий: 1) выручка компании должна расти настолько быстро, насколько позволяют условия рынка; 2) компания должна сохранять существующую отдачу от активов и прибыльность; 3) менеджмент не заинтересован в эмиссии новых акций; 4) компания будет сохранять текущую структуру капитала и дивидендную политику.

    Для достижения устойчивого роста и максимизации ее стоимости требуется сбалансированное изменение ее составляющих. Для высокой отдачи инвестированного капитала необходимо обеспечить операционную и инвестиционную активность  компании,  которые  в свою очередь зависят от конкурентоспособности фирмы, качества выпускаемой продукции и структуры ее затрат и активов. Необходимо также проанализировать структуру всей отрасли, тренды ее развития и характер конкуренции, чтобы найти и использовать возможности, существующие в данном секторе.

    Финансовая стратегия компании, которая находит выражение в эффекте финансового левериджа, должна быть направлена на увеличение отдачи от привлеченных ресурсов. Если операционная рентабельность (EBIT/Sales) превышает стоимость заемного капитала, мультипликатор финансового левериджа выше, что является благоприятной ситуацией для собственников фирмы. Напротив, когда операционная рентабельность меньше, чем стоимость заемного капитала, финансовый леверидж невысокий, сокращаются возможности для дальнейшего роста. При разумном использовании заемного капитала  в качестве источника финансирования инвестиций, обещающих доход больше, чем цена обязательств, компания имеет возможность увеличивать эффективность использования собственного капитала.

    Существует два пути финансирования устойчивых темпов роста:

-   внутренний (реинвестирование нераспределенной прибыли);

-   внешний (эмиссия ценных бумаг.

   Показатель сбалансированного роста интегрирует в себе операционные, инвестиционные и финансовые факторы и условия увеличения стоимости компании. Используя этот показатель можно принимать реалистичные решения относительно возможностей сбалансированного роста компании, перспектив ее развития и целесообразности расширения деятельности. Кроме того, показатель сбалансированного роста дает понимание, как использовать те или иные рычаги для достижения роста фирмы и максимизации ее стоимости.

    Рассмотрим практические меры для сохранения условий сбалансированного роста компании. Существует две возможных ситуации: компания растет быстрее, чем ее возможность устойчивого роста, и наоборот – компания растет более медленными темпами, чем сбалансированный темп роста.

   Рассмотрим комплекс мер, которые необходимо принять при превышении сбалансированных темпов роста. Фирмы, растущие быстрее, чем их показатель устойчивого роста, неизбежно столкнутся с дефицитом денежных средств, необходимых для финансирования этого роста. Более серьезным финансовым последствием такой стратегии может быть банкротство компании. Поэтому компании, относящиеся к этой категории, могут уменьшить свой фактический рост или использовать стратегии улучшения одного или нескольких ключевых показателей в модели сбалансированного роста.

   Если это временная, краткосрочная проблема, то выходом из такой ситуации может служить получение дополнительных краткосрочных кредитов. Если же фактический темп роста превышает показатель сбалансированного долгое время, то необходимо пересмотреть финансовую стратегию. При этом необходимо использовать следующие варианты действий:

-   произвести дополнительную эмиссию акций;

-   увеличить финансовый леверидж (привлечь кредиты);

-   уменьшить дивидендные выплаты;

-   увеличить прибыль (путем повышения цен);

-   уменьшить отношение общей стоимости активов к объему продаж;

-   выгодное слияние.

   Каждое из перечисленных направлений связано с определенными ограничениями и недостатками. Необходимо изучить свои реальные возможности по использованию того или иного механизма, оценить преимущества, которые оно предоставляет, и опасности, которые оно несет.

   Что касается дополнительного выпуска акций, то на практике компании неохотно прибегают к таким мерам, в первую очередь потому, что это означает размывание собственного капитала и потерю контроля. Кроме того фирмы не хотят выпускать новые акции из-за высоких затрат на эмиссию и листинг, сложности размещения нового выпуска, возможного сокращения прибыли в расчете на одну акцию.

   Фирма может прибегнуть к увеличению финансового левериджа, если располагает имуществом, которое может предоставить в залог, или если коэффициент капитализации соответствует норме по отрасли. В этом случае компания должна внимательно изучить возможности, предоставляемые рынком ссудного капитала, а также стоимость источников заемных средств. Но главная проблема при привлечении дополнительного долгового финансирования заключается в повышении финансового риска и угрозы потери финансовой зависимости и финансовой устойчивости компании.

   Что касается снижения дивидендных выплат, то компании обычно неохотно идут на эту меру, поскольку, согласно теории сигнализации, такие меры являются негативным сигналом для существующих и потенциальных инвесторов.

   Компания может попытаться ликвидировать малодоходные, неприбыльные операции в своей деятельности, повысить цены на свою продукцию или увеличить производство и эффективность поставок для того, чтобы обеспечить рост маржинальной прибыли. Фирмы могут переводить некоторые бизнес-процессы на аутсорсинг или работать на арендованных производственных мощностях или оборудовании на условиях лизинга, чтобы улучшить показатель оборачиваемости активов. Но поднять маржинальную прибыль в этой ситуации в долгосрочной перспективе становится проблематичным, и поддержание устойчивых сбалансированных темпов роста усложняется.

   Рассмотрим компании, темпы роста которых меньше, чем сбалансированный темп. Такие компании в итоге будут ощущать избыток денежных средств, и задачей менеджмента станет поиск выгодных областей вложения избыточных средств. Если эта проблема временная, то руководство компании может принять решение продолжить наращивать накопления для обеспечения роста в будущем. Если же компания не сможет увеличивать темпы роста в перспективе, то следует оценивать, является ли такое положение проблемой всей отрасли или только данной компании. Если анализ показывает, что это стареющая отрасль и вложения в нее бесперспективные, то компании следует диверсифицировать свою деятельность и вложить средства в новые виды деятельности. Если же замедленные темпы роста и снижение отдачи от вложенных средств наблюдаются только в конкретной компании, то, скорее всего, проблемы связаны с неэффективным управлением.

    Выходом из положения для компании с медленными темпами роста может стать увеличение дивидендных выплат, чтобы акционеры могли диверсифицировать свой портфель, или обратный выкуп обыкновенных акций с целью уменьшения долговой нагрузки фирмы. Компания может также позволить себе осуществлять некоторые социально-значимые инвестиции, которые будут не столь доходными, но существенными с точки зрения повышения имиджа компании, что заложит потенциал роста компании в будущем. В ситуации избытка денежных средств компания может увеличивать в своем портфеле количество менее доходных, но высоколиквидных активов для снижения показателя устойчивого роста. Но такое положение не может сохраняться в течение длительного периода. В качестве альтернативной меры можно попытаться увеличить реальные темпы роста через слияния и поглощения, так называемую покупку роста, т.е. объединение с быстрорастущей компанией.

    Таким образом, комплексный финансовый анализ на  основе модели сбалансированного темпа роста позволяет дать не только интегрированную оценку текущей оперативной деятельности компании и ее финансового состояния, но и дает возможность спрогнозировать перспективы ее инвестиционной деятельности, дальнейшее развитие и рост.

 

 

Список литературы

1.      Ван Хорн Дж. Основы финансового менеджмента: пер. с англ. / Дж. С. Ван Хорн, Дж. М. Вахович. – М.: ООО «ИД Вильямс», 2008. – С. 388.

2.      Романенко О.А. Основы финансового моделирования корпоративного роста. // Вестник СГСЭУ, № 2(51), 2014. С. 105-106.

3.      Deloitte. Sustainable Growth: Is there room to grow? // A deloitte research viewpoint, November. - 2005.

4.      Higgins R. Yow much growth can a firm afford? / R. Higgins // Financial management, 1977, Vol 6, Fall, Iss 3. – P. 7 -16.

5.      Palepu K. Business Analysis & Valuation. Using Financial Statements / K. Palepu, P. Healy, V. Bernard. – P. 11.