Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

Результатом реформы бюджетного учета становится формирование единой методологии и порядка составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, в том числе: - утверждение единого состава бюджетной отчетности; - порядок составления кварта

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Сегодня в силу ряда внутренних (перманентный отзыв лицензий у кредитных организаций Банком России) и внешних (финансовые санкции западных стран) обстоятельств особенно остро возникает вопрос о создании собственного устойчивого финансового института, способного одновременно нести ряд государственных и социальных функций. Таким финансовым институтом внутренней генерации финансов и уверенности, должна стать современная Почтовая или Почтово-сберегательная система. Для сравнительного анализа текущей тенденции и перспектив развития и реформирования этого рынка, была взята зона стран Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан (как потенциальный участник)), произведѐн анализ почтовых систем и их почтово-сберегательного потенциала.

    Республика Беларусь - республиканское унитарное предприятие РУП «Белпочта» выполняет свою главную миссию - предоставление услуг почтовой связи для  населения, органов государственного управления, предприятий и организаций. «Белпочту» отличает строгое соблюдение всех стандартов по приему, обработке, пересылке и доставке всех видов почтовых отправлений, бесперебойная работа техники и транспорта, внедрение и использование новых технологий[1].На сегодняшний день РУП «Белпочта» представляет собой единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя 6 областных филиалов, филиал «Узел специальной связи», производство  «Минская почта» и автотранспортное производство, 117 районных узлов почтовой связи, около 4000 отделений почтовой связи (из них почти 3000 - в сельской местности), 11 800 доставочных участков и 11 200 почтальонов, по данным на конец 2013 года общая численность сотрудников составляет 27,8 тысячи человек.

    На сегодняшний день к основным видам оказываемых «Белпочтой» услуг относятся[2]:отправления по Белоруссии (в том числе экспресс-почтой); международные отправления; партионные почтовые отправления для компаний, которые пользуются услугами почты на регулярной основе; гибридная почта; международная экспресс-почта (EMS Belarus); подписка на периодические печатные издания; прямая почтовая рассылка; услуги таможенного агента и складов временного хранения; финансовые услуги: депозиты «Приорбанка», выплата пенсий и пособий, денежные переводы, межрегиональные платежи, обслуживание держателей банковских пластиковых карточек, погашение кредитов банков, слуги Webmoney[3].

    Имея широкую сеть отделений почтовой связи, РУП «Белпочта» предлагает клиентам различные финансовые услуги. Оснащенность всех отделений почтовой связи специальными компьютерными системами позволила РУП «Белпочта» предоставлять клиентам различные финансовые услуги даже в самых отдаленных сельских населенных пунктах. Разработан план модернизации на 2013-2015 годы, который качественно изменит характер работы почтальонов особенно в сельской местности. Предполагается формирование более 40 передвижных ОПС в 2013-2015 гг. что предусматривает собой повсеместный переход на доставку почтовых отправлений на селе почтальонами и автотранспортом[4].

    Республика Казахстан - АО «Казпочта» - является национальным почтовым оператором и финансовым супермаркетом одновременно. АО «Казпочта» - национальный оператор почтовой связи, представляющий Республику Казахстан в мировом почтовом сообществе с 1992 года. Казахстан является членом «Всемирного почтового союза», включив тем самым свою территорию в единое почтовое пространство для взаимного обмена почтовыми отправлениями[5].

     Успешная деятельность АО «Казпочта» обусловлена устойчивым социально-экономическим развитием Казахстана, растущим благосостоянием его граждан, являющихся пользователями почтовых и финансовых услуг, а также проведением разумной инвестиционной политики компании и внедрением современных инновационных технологий.

    В настоящее время акционерное общество «Казпочта» имеет самую разветвленную сеть почтовых отделений, покрывающую практически всю территорию Республики Казахстан, включающую 3487 отделений, из которых 617 находятся в городах и 2768 - в сельской местности, около 22 000 человек персонала [6].

     «Казпочта» провела программу модернизации и интенсивного отраслевого развития в два этапа: 2005-2007 годы - этап модернизации материально-технической базы национального оператора почты и внедрения современных технологий, 2008- 2010 годы - этап эффективного развития инфраструктуры, способной обеспечить свободный доступ к почтово-сберегательным услугам на уровне международных стандартов по всей территории страны [7].

     АО «Казпочта» является практически единственным поставщиком почтово-сберегательных услуг в сельской местности. В этой связи развитие в Казахстане почтово-сберегательной системы имеет высокую социальную значимость. А реализация Программы позволило государству получить устойчивый финансовый эффект. В рамках реализации Программы также ставилась задача повысить качество общедоступных услуг, увеличив частоту перевозки почты и снизив сроки еѐ доставки - это позволит укрепить позиции национального оператора на перспективных  рынках, включая курьерские услуги, периодическую печать, кроме того, расширился перечень услуг «Казпочты» за счет внедрения смарт-карт и развития сети терминалов, население получило доступ к сберегательным инструментам.

    Для казахстанцев в ближайшие годы почта станет своеобразным  супермаркетом, где можно будет и получать деньги по карточкам (для чего устанавливаются банкоматы), и отправлять их в другие города и страны, и здесь же оформлять страховку, вкладывать деньги в ценные бумаги, получать вознаграждения по вкладам и многое другое. И все это можно будет делать быстро благодаря внедрению корпоративной информационной системы автоматизации.

    «Казпочта» предоставляет широкий спектр как почтовых, так и финансовых, агентских и прочих услуг, а также является системой, через которую проходят информационные, денежные и товарные потоки [8].

    Почтовые услуги: общедоступные услуги почтовой связи; услуги по пересылке регистрируемых почтовых отправлений; услуги ускоренной и курьерской почты; распространение печатных изданий по подписке и их реализация; реализация филателистической продукции; иные услуги почтовой связи в  соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Финансовые услуги: прием коммунальных, налоговых и других платежей; денежные переводы; выплата пенсий и социальных пособий; выплата заработной платы; расчетно-кассовое обслуживание; инкассация; прием и выдача депозитов; интернет-банкинг для юридических лиц; валютно-обменные операции с наличной иностранной валютой; агентские услуги по кредитованию населения банками второго уровня; агентские услуги страхования; выпуск платежных карточек; брокерская, дилерская и трансфер-агентская деятельность.

    Логистические услуги: сортировка, складирование, управление запасами; магистральная транспортировка, отслеживание отправлений.

     «Казпочта» первой на территории СНГ (Союз независимых государств)сформировала полноценную почтово-сберегательную систему, и пока остается единственной, еѐ внедрившей. Результаты деятельности АО

«Казпочта» по созданию полноценной почтово-сберегательной системы были признаны успешными Региональным содружеством в области связи, а модель развития новой почтовой системы в Казахстане рекомендована как перспективный путь развития для почтовых администраций стран Содружества [9]. Особое внимание в компании уделяется модернизации задействованных производственных фондов. Так, в 2006 году на развитие почтово-сберегательной инфраструктуры было инвестировано свыше 2,5 млрд. тенге, что способствовало капитальному обустройству производственных объектов, компьютеризации розничной сети, обновлению почтового оборудования и транспортного парка.

    АО «Казпочта» уделяет большое внимание укреплению менеджмента, обучению персонала, модернизации почтовой  связи,  формированию  конкурентоспособной  почтово-сберегательной  системы  и  внедрению современных информационно-технологических схем, способствующих повышению качества обслуживания и оказываемых потребителям услуг.

    Социально-экономическая  значимость  предоставляемых  услуг  для  регионов  «Казпочтой»  трудно переоценить. Сегодня почтовая связь является перспективной, динамично развивающейся и одной из самых социально значимых отраслей Казахстана. Компания обладает самой широкой сетью, охватывающей наиболее труднодоступные районы страны.

Почта всегда пользовалась и до сих пор пользуется доверием у населения страны, особенно в сельской местности, где в большинстве поселков, аулов информационным центром является почтовое отделение. Вернуть почтовой отрасли свои широкие «народные полномочия» – одна из стратегических задач на ближайшую перспективу [10].    

     В Компании уделяют особое внимание развитию почтово-финансовых услуг в сельской местности, так как по мере интенсивного внедрения услуг «электронного правительства» рост числа интернет-пользователей сельских отделений почты будет расти.

    По мере дальнейшего развития почтово-финансового сектора в сельской местности, любой его житель сможет отправить или получить «физическое» отправление, решить вопрос с сервисами «электронного правительства», сделать заказ на покупку через электронный торговый  портал. Также к его услугам  будет широкий комплекс финансовых услуг.

     Этим государство гарантирует все необходимые услуги в сельской местности, что имеет серьезное значение для внутренней политики. Таким образом, выполняется социальная миссия государства – население сельских территорий получает те же возможности, что и жители крупных городов страны. В целях повышения социальной ответственности Компания внедрила специальные передвижные отделения почтовой связи, способные добираться до самых отдаленных поселков и аулов, и на месте оказывать весь спектр услуг. Это еще больше подтверждает важное социальное значение Компании в условиях ограниченного доступа многих коммерческих финансовых институтов в отдаленных сельских регионах.

   Республика Кыргызстан - государственная почтовая связь в лице Государственного предприятия «КыргызПочтасы» занимает важное место в структуре отрасли связи и инфраструктуре регионов Кыргызской Республики, имеет самую разветвленную в республике сеть территориальных филиалов и отделений почтовой связи - 922 объекта по всей республике и является самофинансируемым хозяйствующим субъектом со статусом единого юридического лица [11]. Сеть государственной почтовой связи республики, обеспечивающая предоставление этих услуг, построена с учетом административно-территориального деления регионов республики и включает: государственное предприятие «КыргызПочтасы» (головное предприятие);4 почтовых филиала областного уровня (выполняют контрольно-надзорные функции);44 филиала районного и городского уровня    (непосредственно    выполняющие    производственно-эксплуатационную    деятельность);    филиал «Бишкекский почтамт» (производственные функции); филиал «Центр международных и внутриреспубликанских перевозок почты» (ЦМВРПП);870 отделений почтовой связи в составе территориальных филиалов районного и городского уровня, в том числе филиала «Бишкекский почтамт».

    Общая численность работников «КыргызПочтасы» составляет около 4000 человек. Протяженность 150 республиканских маршрутов перевозки почты составляет 24463 км в оба конца. Перевозка почты осуществляется: до областных и районных центров - 5 раз в неделю, до отделений связи - 3 раза в неделю.

     Сеть государственной почтовой связи республики предоставляет услуги: по приему, обработке, отправке и доставке денежных переводов,  письменной корреспонденции, посылок; по распространению периодической печати; по выплате пенсий и пособий; прочие (прием оплаты различных коммунальных услуг от населения: за электроэнергию, горячее и холодное водоснабжение, газ, телефонную связь, теплоснабжение, услуги операторов сотовой связи и ОАО «Кыргызтелеком» и т.п.);прием платежей за административные штрафы нарушителей правил дорожного движения ГУБДД, технический осмотр автотранспортных средств, налоги на движимое имущество 4-ой группы, экологический осмотр автотранспортных средств.

    Несмотря на интенсивное развитие новых информационно-телекоммуникационных  технологий, традиционные услуги почтовой связи продолжают играть важную социальную роль в обеспечении населения Кыргызской Республики наиболее доступными средствами связи.

    Миссия государственного предприятия «КыргызПочтасы» является обеспечение доступности и надежности в удовлетворении потребностей населения в жизненно-важных почтовых, почтово-сберегательных, финансовых, информационных и других услугах на всей территории Кыргызской Республики.

    Цели – самоокупаемость, повышение рентабельности и прибыльности, повышение социально- экономического статуса. Задачи - совершенствование системы управления, совершенствование учетной политики и взвешенная бюджетная политика, системный анализ и оптимальная финансово-экономическая политика, модернизация и развитие материально-технической базы, постоянное повышение квалификации персонала, повышение уровня оплаты труда, постоянное улучшение производственной деятельности, снижение издержек производства, развитие почтово-сберегательной системы, внедрение новых услуг. Ещѐ в августе 2004 года был принят закон № 119 «О почтово-сберегательной системе», который устанавливал правовые основы деятельности почтово-сберегательной системы Кыргызской Республики, определял еѐ основные принципы, цели, задачи и функции, сферу деятельности, структуру, ответственность за обеспечение и осуществление целей и задач, возложенных на почтово-сберегательную систему Кыргызской Республики[12].

    Однако дальнейшее развитие данного нормативного документа произошло только в марте 2013 года, когда вице-премьер-министр Кыргызстана Тайырбек Сарпашев провел встречу с коллективом на предмет реформирования государственного предприятия «КыргызПочтасы» и создании на его базе полноценной почтово- сберегательной системы.

    В результате внутренних реформ планируется увеличить количество отделений почты до полутора тысяч, сотрудников - до 11 тысяч человек, и значительно расширить спектр услуг «КыргызПочтасы»[13].

    Если сегодня почта стандартно принимает платежи за коммунальные услуги и выплачивает пенсии, то в будущем к ним планируется добавить: электронные платежи, гибридная почта, доставка извещений об оплате коммунальных услуг и товаров интернет-торговли, логистика,  доступ к Интернет, полноценные  банковские операции и депозитные счета. В частности одной из задач, является открытие каждому жителю Республики Кыргызстана текущего счѐта в обновлѐнном почтово-сберегательном учреждении[14]. Реформирование почтового оператора должно проходить в свете «Национальной стратегией устойчивого развития Республики Кыргызстан на 2013-2017 годы».

    Российская Федерация – Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП «Почта России»создано Распоряжением Правительства от 05 сентября 2002 года №1227-р. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав[15].

    На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.

    Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – около 380000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и 113 млн. ед. денежных переводов[16].

    Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и другие услуги.

    В результате  проведенных структурных изменений предприятие стало привлекательным как для физических лиц, которые теперь могут воспользоваться широким спектром разнообразных услуг в почтовых отделениях, так и для корпоративных клиентов, которым предлагаются сетевые сервисы Почты. В целях повышения качества почтовых услуг Почта России регулярно проводит мероприятия, направленные на оптимизацию работы сети почтовой связи, модернизирует логистические, технические и технологические схемы работы. Организуются новые магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты, обновляется парк автомобилей и почтовых вагонов. Почта России также реализует программу создания сети автоматизированных сортировочных центров.

    Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых (письменная корреспонденция, посылки, экспресс-почта) и финансовых (почтовые переводы, доставка пенсий, прием платежей) услуг.

    Сегодня почта по-прежнему играет важную роль в жизни людей. Отделения почтовой связи доступны во всех даже самых отдаленных уголках страны. И именно сюда люди стремятся за большей частью наиболее необходимых услуг. Стратегической задачей национального почтового оператора в настоящий момент является повышение качества обслуживания в отделениях связи. А это значит, что предприятие продолжит реконструкцию своих отделений по всей стране, будет развивать культуру обслуживания клиентов, добиваться того, чтобы люди чувствовали себя на почте более комфортно.

    Одна из актуальнейших задач Почты – это улучшение качества обслуживания клиентов, сделать отделения связи максимально привлекательными для посетителей, а это в большей мере зависит от человеческого фактора. При этом, учитывая преимущества национального почтового оператора – развитую сеть представительств в регионах, Почта стремится сделать более доступным для всего населения страны широкий спектр наиболее востребованных услуг.

    Почта России стремится сохранить и повысить спрос на традиционные для почтового оператора услуги. Достижение этой цели возможно за счет внедрения дополнительных сервисов, инновационных технологий и передовых решений обработки отправлений, а также в результате оптимизации основных процессов, в том числе логистических. В этой связи почтовый оператор ведет активные работы по внедрению навигационно- информационных решений ГЛОНАСС. Среди инновационных сервисов Почты России сегодня практически во всех отделениях почтовой связи представлена услуга «КиберПочт@». На базе пунктов коллективного доступа в Интернет почтовый оператор начал предоставлять доступ к государственным и муниципальным услугам. Уже подписаны рамочные соглашения с 17 субъектами РФ о сотрудничестве в этой области. В планах предприятия распространить эту практику по всей территории страны.

     В частности, на рынке услуг экспресс-доставки, где наблюдается смещение интереса потребителей в сторону более доступных продуктов, ключевым преимуществом «EMS – Почта России» становится качество по доступной цене. Сегодня растет популярность дистанционной торговли, в том числе торговли по каталогам. Таким образом, основной задачей Почты России на этом рынке в ближайшей перспективе является сохранение и расширение клиентской базы, для чего будет проводиться планомерная работа по повышению качества оказания почтовых услуг и пересмотру  тарифов в интересах клиентов. Планируется пересмотр схемы оплаты услуг почтовой связи, обеспечение возможности предоставления корпоративным клиентам отсрочки платежа и другое.

    Еще одним перспективным направлением развития бизнеса Почты России является прием коммунальных платежей. В условиях экономического кризиса основные поставщики коммунальных услуг переводят сбор платежей на аутсорсинг, а в качестве партнера, как правило, выбирают Почту, традиционно предоставляющую финансовые услуги населению и обеспечивающую своим клиентам качественный и современный сервис.

    С учетом планов по развитию бизнеса и открывающихся в настоящее время возможностей, а также исходя из понимания необходимости комплексных структурных преобразований Почтой России были разработаны ряд программ - «Программа модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ 2011 года», «Программа инновационного развития ФГУП «Почта России» до 2015 года»и «Стратегия развития ФГУП «Почта России» на 2012-2016 годы»[17]. Для осуществления столь масштабных инвестиционных вливаний в почтовую отрасль предполагается непосредственное и пропорциональное (50/50) участие государства и самой Почты России.

    В целом реализация Программ обеспечит:

-    в части почтовых услуг: доведение параметров качества услуг до базового уровня развитых стран; увеличение объемов услуг на 60-70% за счет роста их качества и системной работы с клиентами;

-   в части финансовых услуг: интеграцию всех финансовых услуг предприятия в рамках пунктов продажи

финансовых услуг; развитие сотрудничества финансовых институтов и Почты России как дистрибутора их услуг; повышение качества и технологического статуса услуги по доставке пенсий; развитие системы почтовых переводов на базе технологии ускоренных и безадресных переводов, а также системы обслуживания держателей банковских карт на основе прямого обмена информацией между Почтой и банком;

-   в части сетевых и инфокоммуникационных услуг: организацию сети «почтовых магазинов» различных форматов и увеличение объемов розничной торговли в 2 раза; развитие сотрудничества с операторами мобильной связи и расширению продаж коробочных продуктов, телефонных аппаратов, аксессуаров; повышение эффективности работы Пунктов коллективного доступа, рост числа их пользователей за счет увеличения скорости доступа и расширения количества сервисов;

-    в части услуг подписки: развитие системы приема заказов на подписку; ускорение сроков доставки; удержание тарифа на подписку на текущем уровне при условии сохранения бюджетных компенсаций недополученных доходов; повышение сохранности доставляемых подписных изданий.

     Приоритетом на ближайшую перспективу для Почты России является развитие финансового направления. Почтовый оператор открыт для сотрудничества с финансовыми институтами и уже сегодня на базе сети почтовых отделений можно воспользоваться страховыми услугами, получить или осуществить перевод денежных средств, как по России, так и за рубеж, оформить или погасить кредит, оплатить услуги сотовой связи.

    Можно выделить два основных рынка, где Почта в последнее время ведѐт себя очень активно, это рынок банковских услуг и активно развивающийся рынок микрокредитов. Непосредственно Почта России не принимает вклады и не выдает кредиты из-за отсутствия этих операций в почтовой лицензии, оказание банковских услуг идѐт при взаимодействии с банками партнѐрами, такими как Связь-банк и «Московский муниципальный банк – Банк Москвы». В тоже время, например «DeutschePostbank» предлагает клиентам широкую линейку продуктов, в которую входят, в частности, расчетные услуги, услуги по привлечению средств во вклады, финансовые продукты, связанные с обслуживанием малого и среднего бизнеса, заключение договоров страхования и другие.

    Активно ведутся консультации и переговоры в органах законодательной и исполнительной власти, по созданию специализированного Почтового банка (Почто-банка), что неизбежно приведет к тому, что число государственных финансово-кредитных структур возрастет и, следовательно, еще больше ужесточится конкуренции между ними.


Таблица 1Почтовые и почтово-сберегательные системы стран Таможенного союза

 

Страна

Почтовые

услуги

Логистические

услуги

Интернет

и интернет торговля

Финансовые

услуги

Государственные

услуги

Почтово-

сберегательная система

Белоруссия

Да

Да

Да

Да

Да*

Нет

Казахстан

Да

Да

Да

Да

Да**

Да

Кыргызстан

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет***

Россия

Да

Нет

Да

Да

Да****

Нет*****

*услуги таможенного агента, **услуги единого информационного окна гос. услуг, ***идѐт активная работа

по созданию почтово-сберегательной системы, **** выдача пенсий и пособий, ***** вопрос о создании Почто- банка находится на стадии проработки.

 

Список литературы

1.      Вестнiк связi №5 (121) 2013 год, раздел модернизация «Модернизация – путь к совершенству».
2.      www.belpost.by «О нас».
3.      http://finance.tut.by/news376239.html Портал «Финансы тут»- «По данным на 2010 год пенсии можно будет получать в любом почтовом отделении независимо от места жительства».
4.      Вестнiксвязi №1 (123) 2014 год, «Быстро, просто, выгодно» - интервью генерального директора РУП «Белпочта» Ирины Саксоновой».
5.      http://www.kazpost.kz/ru/categories/o-kompanii «О компании».
6.      Годовой отчѐт АО «Казпочта» за 2012 год с.11.
7.      ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН, Астана, 21 октября 2004 года –«Правительство Казахстана утвердило программу развития почтово-сберегательной системы республики на 2005-2010 годы».
8.      Годовой отчѐт АО «Казпочта» за 2012 год с.14.
9.      http://www.e.grossbuh.kz/ электронные журналы – журнал «Баланс» «9 октября в Казахстане отмечают всемирный день Почты» страница 9, №10 (88), октябрь 2012 года.
10.   Годовой отчѐт АО «Казпочта» за 2012 год с.17.
11.   http://kyrgyzpost.kg/ru/ «О компании».
12.   http://kenesh.kg/RU/Articles/3539-zakon_kyrgyzskoj_respubliki_o_pochtovosberegatelnoj_        sisteme_.aspx) «Портал законодательных инициатив Кыргызстана»
13.   http://kyrtag.kg/news/detail.php?ID=95730 «Информационно-деловой портал Кыргызстана» 14 сентября 2012 года.
14.   http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/kyrgyz-economy/finance/page,2,737-finansovaya-stabilizaciya.html Портал открытый Кыргызстан - «Финансовая стабилизация» 01 августа 2014 года.
15.   «Российская газета» от 11 сентября 2002 г. №171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. №36 ст. 3511.
16.   http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home    «Компания».
17.   «RussianpostStrategy2012-2016» -совместно разработанная с The Boston Consulting Group (BCG).