Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ1

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Результатом реформы бюджетного учета становится формирование единой методологии и порядка составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, в том числе:

-   утверждение единого состава бюджетной отчетности;

-   порядок составления квартальной и годовой бюджетной отчетности;

-    порядок проведения внешней проверки годового бюджетной отчета, в том числе раздельно по отчетам главных распорядителей бюджетных средств;

-      порядок рассмотрения и утверждения законодательным (представительным) органом отчета об исполнении бюджета (для федерального бюджета - одновременно с рассмотрением проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период).

    В настоящее время одной из существенных новаций является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита.

    Новая концепция законодательного регулирования порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, направлена на упрощение этого порядка и его переориентацию на рассмотрение приоритетных направлений бюджетных расходов.

    Исходя из этого основой современной организации финансово-экономической деятельности ВУЗа становится широко применяемая в мировой практике концепция (модель) " бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения определенных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

     Как известно, целью реформирования любого бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Следовательно, для этого требуется осуществить переход от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами, расширить самостоятельность и повысить ответственность участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках среднесрочных ориентиров, перейти к формированию бюджета, исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, делегировать полномочия и ответственность за принятие решений на нижний уровень, сделать акцент на внутреннем контроле, а также проведении последующего внешнего аудита.

 

1Статья подготовлена в рамках проекта "Программа стратегического развития Дагестанского государственного университета", раздел 2"Разработка систем информационно-аналитического обеспечения управления финансовыми и материальными ресурсами вуза".


    В  этой  связи  реформирование  бюджетного  процесса  должно  сопровождаться  реформированием бюджетной классификации, совершенствованием и расширением сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. При этом совершенствование среднесрочного финансового планирования предполагает усиление роли данного инструмента в бюджетном процессе с последующим возможным переходом к 3-летнему бюджету.

    Применительно к программно-целевым методам бюджетного планирования необходимо определить порядок составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственными бюджетными и автономными учреждениями. Практические аспекты, связанные с особенностями формирования бухгалтерской (бюджетной) квартальной и месячной отчетности государственными бюджетными и автономными учреждениями в текущем году, отражены в приказах Минфина России от 28.12.2010 г. №191н, от 25.03.2011 г. №33н, а с 2014 года с учетом совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 06.02.2014 г. № 02-07- 07/4932, № 42-7.4-05/2.1-95.

    Так, например, при формировании месячной отчетности необходимо учитывать, что для сбора и консолидации информации о суммах заключенных контрактов (договоров), предусмотренных к исполнению в 2014 году в рамках бюджетного финансирования по сети подведомственных учреждений Минобрнауки вводится ежемесячная форма "Стройка (контракт)". Данная форма заполняется учреждениями, получившими от Минобрнауки России полномочия для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Форма заполняется до 10 числа каждого месяца.

    Она состоит из 2-х разделов. Первый раздел заполняется по актуальной бюджетной классификации из предложенного перечня (гр.1), по утвержденным годовым бюджетным ассигнованиям (гр.2)и сумме заключенных контрактов (договоров) (гр.3). При этом процент контрактации (гр.4) рассчитывается автоматически.

    Второй раздел содержит информацию о факторах, повлиявших на объем заключенных контрактов (договоров) и динамику их заключения. Пояснения, приводимые в этом разделе, должны быть достаточно подробными. В последующем подписанные формы на бумажном носителе представляются в составе квартального отчета. Данные по финансированию можно проследить в системе ИАС "Мониторинг", подсистема ФАИП.

    При составлении квартальной отчетности следует также учитывать, что в части бюджетной отчетности в ее состав входят формы 0503127, 0503164.

    Форма 0503164 "Сведения об исполнении бюджета" формируется после заполнения формы 0503127. Подлежат объяснению показатели, по которым исполнение на 01.04.2014 г., 01.07.2014 г., 01.10.2014 г. составило соответственно менее 20%, 45%, 70%.

    По новому заполняется гр.7 формы 0503164 "Причины отклонений от планового (прогнозного) показателя". При ее заполнении теперь следует указать код причины, повлиявший на наличие указанных отклонений.

    Анализ и исследование факторов и причин отклонений в сфере выполнения обязательств и других финансовых взаимоотношений позволяет нам представить их классификацию в следующем виде:

1-         отсутствие необходимых нормативных документов, определяющих порядок выделения и (или) использования средств бюджетов;

2-          длительность проведения конкурсных процедур, длительность конкурсного отбора субъектов Российской Федерации; отсутствие или необходимость корректировки проектно-сметной документации; наличие ограничений по выполнению работ и финансированию строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;

3-         длительность процедур проведения эмиссии акций и передачи их в собственность Российской Федерации; осуществление взносов в уставные капиталы открытых акционерных обществ в сроки, предусмотренные договорами;

4-       более медленные, чем планировалось, темпы реализации проектов, в том числе в рамках соглашений с международными финансовыми организациями; перенос сроков реализации международных проектов (программ);

5-        нарушение подрядными организациями (субъектами Российской Федерации) сроков исполнения и иных условий контрактов (соглашений); несвоевременность представления исполнителями работ, поставщиками документов для расчетов;

6-         поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий; оплата работ «по факту» на основании актов выполненных работ;

7-       экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных торгов; 08- курсовая разница;

9-       сезонность осуществления расходов;

10-    проведение реорганизационных мероприятий;

11-    иные причины (подробно раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

Одновременно с представляемой квартальной бюджетной отчетностью автономные и бюджетные учреждения составляют и представляют отчетность в соответствии с приказом Минфина России от 25.03.2011 г. № 33н в объеме следующих форм:

Отчет об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) - представляется раздельно по видам финансового обеспечения;

-   Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);

-   Отчет об использовании субсидии на иные цели;

-   Текстовая часть формы 0503760. В составе текстовой части представляется также форма «Пояснения к ф. 0503779», в которой указываются факторы, оказавшие влияние на сумму остатков денежных средств на счетах учреждений по состоянию на отчетную дату.

-     Федеральные университеты в составе квартальной отчетности дополнительно представляют форму «Субсидия «Программа развития федеральных университетов».

    В условиях существенного изменения подходов к формированию отчетности ВУЗов эффективность проектов и программ по общественно значимым нововведениям, особенно разрабатываемых и реализуемых на бюджетные средства, становится важнейшим объектом внимания государственного и общественного контроля. В большей степени это связано с необходимостью объективной оценки социально-экономической эффективности государственных расходов.

    Существующая до настоящего времени в Российской Федерации система бюджетных учреждений, в т.ч. и ВУЗы, были сформированы в иных социально-экономических условиях и по этой причине функционируют в отрыве от современных подходов государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Следовательно, в новых условиях нормативно-правовые акты, регламентирующие государственный внешний контроль, должны создавать правовую основу для решения такой важной задачи как определение основных направлений проверок законности и правильности распределения бюджетных средств, а также оценки эффективности их расходования.

    На данном этапе развития российской ВУЗовской системы основные направления финансового контроля могут быть представлены в следующем виде:

-   обоснованность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и достоверности отчетности по выполнению государственного задания;

-   правильность использования целевых субсидий федерального бюджета на оплату труда работников;

-   правильность использования целевых субсидий федерального бюджета на выплату стипендий студентам, и компенсационные выплаты студентам - сиротам;

-   правильность использования целевых субсидий федерального бюджета на строительство, на текущий и капитальный ремонты административных зданий;

-   операции на лицевых счетах, кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами, расчетные операции в части использования целевых субсидий федерального бюджета;

-     правильность заключения и исполнения государственных контрактов (договоров) в части целевых субсидий;

-   правильность учета и сохранности основных средств и материальных запасов, состояние бухгалтерского учета и отчетности при использовании целевых субсидий;

-    при необходимости могут быть подвергнуты проверке и другие направления финансово-хозяйственной деятельности.

 

Список литературы

1.      Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев Т.Н. Проблемы внедрения управленческого учета в высших учебных заведениях // Экономический анализ: теория и практика, № 3, 2013, С. 9-14..

2.      Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Лугуева Д.Г. Моделирование как способ совершенствования системы управления финансово-экономической деятельностью вуза// Экономика образования. - 2013, №2, С.21-31.

3.      Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев А.Н., Кадиев Р.К. Формирование системы управленческого учета как

фактор повышения эффективности контрольно-аналитических функций управления затратами// Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013, №5, С. 5-13.

4.      Гордин В.И., Самарин Н.В.  Роль системы внешнего финансового контроля и контрольно-счетных органов в совершенствовании муниципального управления экономикой и бюджетно-финансовой политикой индустриального (регионального) центра // Региональная экономика: теория и практика, № 6, 2014, С. 20- 29.

5.      Казакова Н.А., Федченко Е.А. Анализ и контроль бюджетной эффективности в условиях реформирования государственного сектора // Финансовая аналитика: проблемы и решения, № 3, 2013, С. 10-18.

6.      Рабаданов М.Х., Гаджиев Н.Г., Гаджиев А.Н., Гаджиев Т.Н. Информационно-аналитическое обеспечение управления и контроля движения денежных средств в бюджетной организации (на примере ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный университет»)// Региональная экономика : теория и практика - 2013, №47.