Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2017г.

Одной из первостепенных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования [3,221].

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ.

Как уже неоднократно отмечалось, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный характер, т.е. определяет основные направления социальной политики в государстве, на уровне субъекта федерации – эти направления конкретизируются с учетом региональных особенностей. Особую роль именно в практической реализации социальной политики играют муниципальные органы. Это обусловлено тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. [2, 46].

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке  к особенностям конкретных территорий.

Местное сообщество — не только территориально-хозяйственное объединение, но и культурно- историческая общность, способная как субъект управления на основе совместных ценностей (сопричастности к малой родине, ответственности перед сообществом) преобразовать местное хозяйство, улучшить социальные условия проживания в соответствии с интересами своих граждан, изменяя качество жизни в лучшую сторону.

Местное самоуправление осуществляется на том уровне властных отношений, на котором реализуются основные естественные потребности человека: в жилище, в питании, водоснабжении, отдыхе, охране здоровья, благоприятной окружающей природной среде, образовании. Хотя в этом случае реализуются естественные потребности отдельных людей или семей, все же условия их удовлетворения имеют не только частный, но и публичный характер. Оптимальный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают относительно небольшие территориальные характеристики муниципальных образований и по большей части непосредственный характер взаимодействия их жителей. Кроме того, на этом уровне более заметны диспропорции в расходах и доходах, ощутима реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем.

Природа муниципального уровня власти проявляется также в таком преимуществе как более реальная подотчетность населению. Благодаря этому достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Следует также учитывать, что на этом уровне можно обеспечить в большей степени готовность жителей морально и материально поддержать предлагаемые властью мероприятия и оказать содействие их проведению. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования[4,33].

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

-                      комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

-                      социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

-                      дома инвалидов и престарелых;

-                      детские дома;

-                      центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

Социальные функции органов местного самоуправления сложны и многогранны, что обусловлено их прямой связью с обеспечением условий жизнедеятельности людей в местах их проживания, где все предметно, конкретно и персонифицировано. Это является основным источником противоречий и трудностей реализации централизованной социальной политики[1,121].

Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к социальным вопросам местного значения поселения отнесены [1,89-90]:

-обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

-                      создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

-                      создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

-                      организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

-                      создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

-                      сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения,;

-                      обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

-                      создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

-                      организация благоустройства и озеленения территории поселения;

-                      организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

-              организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении и т.д.

К основным вопросам социального характера, подлежащим разрешению в муниципальных районах, отнесены следующие:

-              организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

-              организация оказания на территории муниципального района первичной медико- санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),  медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

-              организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

-              обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

-              организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью и т.д.

Также органы местного самоуправления имеют право на:

-              участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

-              участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

-              создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

-              оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

-              создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;

-              осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;

-              создание условий для развития туризма.

Таким образом, вышеперечисленные направления права и функции, направленные на жизнеобеспечение населения муниципального образования, характерны и для органов власти городских округов. Согласно принципу субсидиарности, такие права и функции могут реализоваться местной властью посредством создания условий, соучастия, осуществления контроля, организацией деятельности и т.д. Муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти.

 

Список литературы

 

 

1.       Разработка модели реализации стратегии развития КМВ: организационно-экономические и экологические аспекты Боровикова Н.В., Брескина Н.В., Дзанагова Т.Я., Киселева Н.Н., и др. научное издание / под общей редакцией Н.Н. Киселевой, Н.В. Медяник. Пятигорск, 2013

2.       Роль региональных программ в стимулировании экономического потенциала территории. Киселева Н.Н., Браткова В.В.Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 43-46

3.     Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб.: Лидер, 2015.

4.       Управление рисками региональных систем. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2-2. С. 30-34.