08 января 2016г.
Важнейшей задачей совершенствования рыночных отношений в настоящее время выступает формирование экономики инновационного типа. Понятие научно-инновационной деятельности имеет собирательный смысл. Оно объединяет все виды научной и инновационной деятельности, определяемые как государственными, так и корпоративными интересами и приоритетами. Другими словами, инновационная деятельность - это выражение научно-технического прогресса и реализация его на практике.
Очевидно, что достижения науки и техники определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности и особенности интеграции в мировую экономику. Поэтому создание благоприятных условий для развития инновационных процессов является одной из основных задач органов власти, хозяйствующих организаций и общественных структур. Следует отметить, что на фоне ускоряющегося технологического прогресса ведущих стран мира (инновационная деятельность обеспечивает им около 60% прироста валового внутреннего продукта) Россия сталкивается с угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом сырьевого донора. В настоящее время доля России в мировом объеме торговли наукоемкой продукцией оценивается в 0,3 - 0,5% (для сравнения: аналогичная доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%, Китая - 6%) [5].
Другое подтверждение указанного факта - это состояние внешнеэкономической деятельности в Иркутской области. За 2003 г. ее внешнеторговый оборот составил 1,8 млрд. долл. США, в том числе - экспорт 1,57 млрд. долл. США, импорт - 0,23 млрд. долл. США. В структуре экспорта региона доминирующее положение занимают черные и цветные металлы (67%), химическая продукция (18%), древесина и изделия из нее (10%), то есть сырьевые ресурсы и продукция низкой степени переработки. Импортируется же в основном машиностроительная продукция (46%) [2, 4].
Степень осознания важности инновационного развития на всех уровнях (от Правительства РФ до организаций и предпринимателей) в последние годы неуклонно растет. Переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. В связи с этим целью разработанного проекта Концепции инновационной деятельности Иркутской области на 2013 - 2018 гг. является устойчивое экономическое развитие региона на основе использования его научно-технического потенциала.
В настоящее время формирование региональной, да и национальной, инновационной системы находится еще на начальной стадии. Не создана целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности, государственная политика в этой сфере не системна и не последовательна, не сформированы эффективные механизмы взаимодействия государственных органов управления с предпринимательским сектором экономики. Не получают должного развития и практической реализации научные знания и перспективные технологии, направленные на решение насущных проблем обеспечения жизнедеятельности населения.
Сфера научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области характеризуется следующими основными показателями:
1. Среди источников финансирования (рисунок) собственные средства предприятий составляют 69%. Использование кредитных и заемных средств на инновационную деятельность носит эпизодический характер. Выделение средств из внебюджетных фондов составляет 2,6% общей суммы затрат. Такая структура инвестиций не стимулирует будущего развития экономики. Для этого необходимы масштабные внешние инвестиции, и в первую очередь банковские средства [3].
Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы региона свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Иркутская область пока заметно отстает от ряда других регионов.
На сегодняшний день в области сложились предпосылки формирования таких приоритетов органов управления, частного бизнеса и гражданского общества, как активизация инновационной деятельности, повышение роли науки.
Во-первых, в рамках подготовки к вступлению России в ВТО международная конкуренция заставляет бизнес активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной мировой конкуренции.
Во-вторых, усиление новой бизнес-элиты, не имеющей доступа к сырьевым ресурсам, а также прогнозы развития сырьевых секторов отечественной экономики в общем контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток финансовых и менеджерских ресурсов в высокотехнологичные отрасли.
В-третьих, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата позволяют бизнесу чувствовать себя более уверенно.
Важная особенность инновационной Концепции Иркутской области - это то, что ведущая роль в ней отводится крупным компаниям. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и нацелена на развитие спроса на инновации со стороны предприятий. Инновационная концепция определяет ориентиры для инициатив и мероприятий по ее реализации - создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в регионе.
Наличие инновационной стратегии позволит региону более эффективно работать с экономическими и финансовыми партнерами (фондами, инвесторами, министерствами и т.д.), создаст благоприятные предпосылки для расширения его взаимодействия с федеральными органами власти и другими регионами.
В качестве основных направлений в сфере развития инновационной деятельности предлагаются:
1. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности (положения, областные законы, постановления и т.д.).
2. Информационно-аналитические и программные разработки (промышленная политика, программа качества, программа развития инноваций).
3. Решение финансово-экономических вопросов (финансирование фондами, банками).
4. Организационные решения (создание научно-информационных и технических центров, технопарков и т.д.).
5. Подготовка персонала (учебные программы, конференции, семинары) [1, 6].
Список литературы
1. Аксаев Ф.Э., Казаков В.В. Инвестиционный критерий в обеспечении конкурентоспособности региона в период мирового экономического кризиса // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 130-132.
2. Антипина О.В. Инновационно-инвестиционное развитие муниципальных образований Иркутской области: проблемы и пути решения // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 32-36.
3. Будаева М.С. Анализ существующих источников финансирования в России // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2009. № XVII. С. 22-36.
4. Нечаев А.С. Процесс управление российским промышленным предприятием // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 5-5. С. 153-158.
5. Нечаев А.С., Гаврилова Ж.Л. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России для реконструкции оборудования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2008. № 1 (33). С. 22-25.
6. Прокопьева А.В. Анализ эффективности инновационной деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-1. С. 160-164.
7. Суховей А. Ф. Формирование центров инновационной активности на Урале : теория и практика. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН , 2005. - 121 с.
8. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности : учеб. пособие по специальности "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)". - СПб. и др. : Питер , 2001. - 448 с.