08 января 2016г.
Одна из основных целей создания транспортных коридоров на территории Российской Федерации состоит в решении проблем по оказанию качественных транспортных услуг, которая достигается путем эффективного взаимодействия не только между всеми участниками транспортного процесса, но что немаловажно между отдельными видами транспорта, государством и социумом, находящимися в зоне транспортного коридора. Соответственно государственная политика в сфере транспорта может и должна обеспечивать гармонизацию конкурентоспособных условий для всех видов транспорта и побудительное сотрудничество всех заинтересованных лиц в этой области. Особенно важно использовать соответствующие механизмы для управления транспортным коридором и улучшать эффективность транспортировки с использованием нескольких видов транспорта. Институциональная среда определяет выбор механизмов создания, управления, учета и классификации транспортных коридоров и как следствие финансирования необходимых затрат.
Либерализация транспортного рынка, произошедшая после распада СССР и изменение экономического курса государства повлияла на всю транспортную систему государства, классифицируемую в то время как «единая транспортная система» [5]. Отраслевые транспортные министерства СССР (Минморфлот, МПС и др.) в результате поэтапных экономических реформ были реорганизованы в Министерство транспорта РФ [1]. Отрицательные моменты в сфере управления транспортом стали характеризоваться увеличением количества новых хозяйствующих субъектов с коммерческими интересами, не всегда совпадающими с интересами государства. Управление транспортом еще более усложнилось. Либерализация не привела к оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективных органов управления в крупных транспортных инфраструктурных объектах. Еще большие проблемы возникают из-за того, что значительная часть магистральных перевозчиков становится вертикально-интегрированной монополией. В некоторых случаях трудно достигнуть взаимовыгодных соглашений с псевдорыночной компанией, такой как ОАО РЖД [10]. Бизнес- модели организации грузоперевозок в рамках Панъевропейских транспортных коридоров базируются на четкой иерархии законодательства и экономических программ. Оценка методологических предложений и опыта существующих проектов свидетельствует, что наиболее соответствующей формой управления коридором является ассоциация заинтересованных лиц, которая и определяет стратегию и план сотрудничества между ее членами и правовой уровень регулирования их отношений: международный, государственный, региональный (субъекты РФ и федеральные округа), муниципальный, базирующийся на административных, экономических и стимулирующих методах руководства. Объем торговли между Европой и Азией увеличивается, естественно возникает потребность в создании жизнеспособных транспортных коридоров, выполняющих в том числе транзитные функции (Табл.1). [3]
Таблица 1 Прогноз объемов транзитных перевозок грузов через территорию России, млн.тонн
Вид транспорта
|
2000 год
|
2005 год
|
2007 год
|
2010 год
|
2015 год
|
2020 год
|
2030 год
|
Всего
|
21,8
|
18
|
27,9
|
34,2
|
42,7
|
60
|
100
|
Железнодорожный
|
20
|
17,4
|
27,2
|
33,1
|
40,3
|
53
|
76
|
Автомобильный
|
0,5
|
0,5
|
0,6
|
1
|
2
|
2,5
|
3
|
Внутренний водный
|
1,3
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,4
|
4,5
|
21
|
Кроме того по транзитным авиатрассам
|
0,01
|
0,1
|
0,17
|
0,3
|
0,6
|
0,8
|
1,4
|
Соответственно создание единой классификации транспортных коридоров как функционирующих, так и вновь создаваемых на территории РФ позволит качественно улучшить оказываемые транспортные услуги, в том числе сократить время доставки грузов и будет способствовать интеграции Российской Федерации в мировую транспортную систему, минимизировав затруднения при переходе груза с одного вида транспорта на другой и пересечении государственной (таможенной) границы РФ. Классификация должна базироваться на международном опыте с учетом российских реалий и учитывать, что:
- транспортные коридоры должны иметь интегрированное управление, являться жизнеспособными, экономически эффективными, экологически чистыми, безопасными и социально ориентированными;
- во главу угла транспортировки грузов в транспортном коридоре должны ставиться ни его отдельные участки, а общая цепь транспортно-производственной деятельности, то есть его физическая транспортная эффективность, характеризуемая отдельными полезными действиями, различными индивидуальными способами транспортировки, связанными с модальной организацией перевозок и доступностью их выбора. Эффективность оказываемых услуг будет зависеть от организационных и иных факторов;
- участники перевозочного процесса, преследуя свои коммерческие интересы должны согласовывать тарифы на транспортные услуги, учитывая при этом проблемы не только организационные, технические и финансовые, но и правового характера в ряде случаев становящиеся камнем преткновения для бизнеса, науки, органов государственной и муниципальной власти.
На эффективное перемещение грузов в транспортном коридоре оказывает влияние множество факторов схематично представленных на Рисунке 1. Одной из важнейших составляющих этих факторов является государство в лице его органов, гармонизирующее интересы всех других участников в правовых рамках (на Рисунке 1 эта область обозначена в виде сферического треугольника). Только рациональное использование разнообразных форм взаимодействия, их умелое сочетание обеспечивает достижение запланированных результатов [8, с. 164].
Рис.1. Факторы, влияющие на эффективное перемещение грузов в ТК [составлен автором]
Органы государственное управления осуществляют свои функции
и полномочия путем издания
(принятия) правовых актов. Значение актов управления как одного из
вариантов управленческих решений
состоит в том, что посредством их целесообразного и обоснованного издания
и последующей реализацией органы государственного управления, их должностные лица разрешают
от имени государства те или иные вопросы
на основе или во исполнение законов в пределах
своей компетенции [8, с.109]. На основании данных, полученных с использованием информационно-правовой системы
Консультант Плюс, содержащей около 75 млн. источников правовых документов [11] имеют место 150 нормативно-правовых документов правового уровня, в которых упоминается понятие
«транспортный коридор» без пояснения, что он является
международным и проходит
по территории РФ. Единственным упоминанием в законе, отвечающим вышеназванным требованиям является ФЗ №349 от 02.12.13г. «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый
период 2015-16 гг.» в котором говорится
о транспортных коридорах
«Север-Юг» и «Восток-Запад».
При
анализе актов государственного управления федерального уровня, принимаемых органами исполнительной власти как общей компетенции (правительство РФ), так и специальной (Министерство транспорта РФ и др.), учитывая
хронологию принимаемых актов было установлено, что впервые в 2001 году правительство РФ в своем постановлении № 848 от 05.12., которое
утверждает Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) говорит о транспортном коридоре
«Запад-Восток», тогда как во вновь принятой
Транспортной стратегии на период
до 2030 года,
утвержденной распоряжением правительства РФ №1734-р от 22.11.2008 г. коридор «Запад-Восток» уже отсутствует и появляется коридор «Восток-Запад», при этом не поясняется, упразднен ли первый или просто переименован. Также без пояснений появляются транспортные коридоры
«Приморье-1» и «Приморье-2». Однако в принятой в 2014 году государственной программе «Развитие транспортной системы» утверждается, что «…цели программы синхронизированы с целями
Транспортной стратегии РФ на период до
2030 года», хотя
ничего о вышеназванных коридорах не говорится, а упоминаются лишь «Транспортные коридоры
Азово-Черноморского бассейна».
В отдельную
группу для исследования необходимо выделить
распоряжение правительства РФ, посвященное стратегиям развития отдельных регионов государства. Так, в распоряжении правительства РФ №2094-р от 28.12.2009г. «Об утверждении стратегии социально
экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» говорится о транспортных коридорах
«Транссибирская магистраль, Приморье-1, Приморье-2, Северный морской путь», а в распоряжении правительства РФ № 1120-р от 5.07. 2010г.
«Стратегия социально-экономического развития Сибири до
2020 г.» упоминается «Северный широтный
коридор (Пермь-Ивдель-Ханты-Мансийск-Тикси)» и предлагается развивать «Арктический транспортный коридор (на базе возрождения и модернизации Северного
морского пути)» и превратить «Транссиб» в международный коридор «Транссиб-TS».
Вызывает озабоченность классификация и обозначение транспортных коридоров, предлагаемая в распоряжении правительства РФ №1540-р от 06.09.2011г. «Об утверждении Стратегии социально- экономического развития Центрального федерального
округа на
период
до
2020г.»
в котором говорится о «рокадном» транспортном коридоре Санкт-Петербург – Юг России,
тогда как энциклопедический словарь трактует это понятие
как «железные и грунтовые дороги
в прифронтовой полосе,
проходящие параллельно линии фронта» [9], и в словаре
С.И. Ожегова отмечается, что «…рокада
– дорога, путь, сообщение
вдоль линии фронта» [6].
Также
не понятно определение Российской Федерации: «…как территории, позволяющей выполнять функции транспортного коридора мирового значения», предлагаемое в Стратегии социально-экономического развития
Северо-Западного федерального округа на период до 2020г.
[2]. Нами исследованы и другие распоряжения правительства РФ в вышеназванной сфере, но ответа о количестве и названии коридоров, функционирующих в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах
не найдено.
Орган
специальной (отраслевой) компетенции Министерство транспорта РФ в приказе
№45 от 12.05.2005г. в утвержденной «Транспортной стратегии РФ на период до 2020г.»
говорит о создании транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный». Этот коридор ни в одном нормативном акте больше не упоминался.
Еще
разрозненнее идет обозначение транспортных коридоров в нормативных актах субъектов
федерации. Например, в «Стратегии социально-экономического развития республики Северная Осетия – Алания до 2025г.» говорится о «…двух важнейших транспортных коридорах «Северный
Кавказ» и «Транс-Кавказ»» [4]. А в постановлении правительства Ленинградской области №397 от 14.11 2013г.
предлагается развитие
«….новых направлений транспортных коридоров на территории Ленинградской области: «Европа
– Западный Китай» и «Северо-Запад – Сибирь»». В постановлении правительства Санкт-Петербурга №379 от 14.04.2009г. (в ред. от 25. 10.2013г.) предлагается создать транспортный коридор
под названием: «Пироговская набережная – Васильевский остров», причем такие обозначения транспортных коридоров являются общей
тенденцией, а не исключением.
При
анализе транспортных коридоров, проектируемых и создаваемых на уровне муниципальных образований, наблюдается полное отсутствие сколь-нибудь значимой системы
классификации транспортных коридоров и методологических подходов,
поддающихся анализу и обобщению.
Все вышеназванное свидетельствует о необходимости разработки единого классификатора транспортных коридоров,
функционирующих на территории Российской
Федерации с использованием международного опыта. За основу можно взять классификацию железнодорожных транспортных коридоров, применяемую ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог) – международной организацией, созданной в 1956 году основой существования и работы
которой является
«Положение об ОСЖД», имеющее
статус международного договора. К настоящему времени сформированы 13 транснациональных маршрутов и их ответвлений, при уточнении
схем железнодорожных транспортных коридоров были использованы материалы общеевропейских транспортных коридоров,
принятые на Крите,
в Хельсинки и Санкт-Петербурге, материалы по TRACEKA и другие
[7].
Международное сообщество присвоило
буквенно-цифровые обозначения международным Евро-Азиатским транспортным коридорам. Так, например, коридор
«Север – Юг» обозначается – NS, «Северный
морской путь» - SMP, Панъевропейский транспортный коридор №9 - PE-1.
С учетом вышеизложенного и на основе теоретических исследований автора разработан классификатор транспортных
коридоров как функционирующих, так и вновь создаваемых на территории РФ, учитывающий практику функционирования Бюджетных
классификаторов, ОКОНХ,
ОГРП, ЕГРП. Государственный регистрационный номер записи (соответствующий номеру паспорта
транспортного коридора) вносимый
в Единый
государственный классификатор транспортных коридоров РФ может состоять
из десяти групп цифр, расположенных в следующей последовательности:
1.0; 2.0; 3.0; 4.0; 5.0; 6.0; 7.0; 8.0; 9.0; 10.0., где:
·
1.0 - признак
отнесения записи (по масштабу
функционирования)
1.1
– к международному транспортному коридору, функционирующему на территории РФ;
1.2
- российский транспортный коридор без международного элемента;
· 2.0 – по видам транспорта
2.1
– железнодорожный
2.2
– морской
2.3
– речной
2.4
– воздушный
2.5
– автомобильный
2.6
– универсальный.
· 3.0 – по территории функционирования
3.1
– Российская Федерация (более чем 3.2)
3.2
– федеральный округ
3.3
– субъект РФ
3.4
– муниципальное образование.
· 4.0 – по форме функционирования
4.1
– логистическая
4.2
– транспортно-экспедиционная
· 5.0 – по форме управления
5.1
– государственная
5.2
– муниципальная
5.3
– частная
5.4
– смешанная
· 6.0 – по видам перевозок
6.1
– грузовые
6.2
– пассажирские
6.3
– грузопассажирские
· 7.0 – по времени функционирования
7.1
– постоянно действующие
7.2
– сезонные (временные)
· 8.0 – по протяженности
8.1 – до 100
км
8.2 – до 1000 км
8.3 – более 1000 км
· 9.0 – по грузонапряженности
9.1
– до 1млн т /год
9.2
– до 10 млн т /год
9.3
– более 10 млн т /год
·
10.0 – резерв (например,
в этой группе можно представить буквенно-цифровые обозначения коридора и его ответвлений).
По
нашему мнению ведение
государственного учета транспортных коридоров
целесообразно делегировать Министерству транспорта РФ. Но при постоянно
совершенствующемся законодательстве РФ правовой статус транспортного коридора может
измениться с точки зрения
гражданского законодательства, о чем свидетельствует ФЗ №184 от 29.06.2015г. «О внесении
изменений в федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости и ст. 6 федерального закона «Об особых
экономических зонах в РФ»», согласно которому
в государственный кадастр
недвижимости вносятся сведения
об особых территориальных зонах.
Данные в классификатор вносятся
на основании заявления
заинтересованных лиц (учредителей) при создании и регистрации транспортного коридора, к которому прилагается Паспорт транспортного коридора
– документ,
содержащий информацию о ключевых транспортно-экономических показателях и сроках создания транспортного коридора с указанием территории и акватории на которой
он будет функционировать, а также учредителей, якорных эксплуатантов и т.д. В Паспорте транспортного коридора указывается: его полное название, наименование субъекта
РФ, муниципального образования в котором он создается, фактический объем инвестиций, в том числе из федерального бюджета,
бюджета субъекта
федерации, муниципального образования, объем внебюджетных инвестиций, включая иностранные, планируемая выручка, полученная от оказываемых услуг, налоговые и таможенные платежи
в бюджеты различных уровней, транспортные характеристики (по видам транспорта), в том числе пропускная и провозная способность (в тыс. единиц
и тыс. тонн) коммуникаций, показатели
перевозок внешнеторговых грузов,
характеристики транспортно-складских комплексов. А также указывается возможность обеспечения международных мультимодальных перевозок, таможенного оформления
грузовых партий (тыс. операций)
и удовлетворения потребностей в специальных сервисах
таких, как: логистические услуги, высокий
уровень инженерного обустройства телекоммуникациями.
Одним из важных аспектов классификации является указание
органа управления коридором
и его организационно-правовая форма. Исходя из специфики
создания и функционирования транспортного коридора могут представляться и иные данные такие,
как: нормативно-правовые акты органов государственной власти, межотраслевого управления, решения бизнес-сообщества о создании
транспортного коридора с указанием
цели проекта,
года начала реализации и социальным эффектом
для территории, попадающей в зону функционирования транспортного коридора.
Правовой основой для отбора субъектов
РФ, имеющих право на получение
государственной поддержки в форме субсидии
по возмещению затрат на создание
транспортной инфраструктуры по аналогии
может стать постановление правительства РФ №1119 от 30.10.2014г. «Об отборе субъектов РФ имеющих право на получение государственной поддержки
в форме субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры, индустриальных парков и технопарков» (вместе с «Правилами отбора субъектов РФ имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат на создание
инфраструктуры, индустриальных парков и технопарков»), так как в нем говорится о транспортной инфраструктуре как о технологическом
комплексе, обеспечивающим функционирование объектов сети или путей
сообщения (дорог, железнодорожных путей, транспортных коридоров, водных путей, мостов,
тоннелей, автомобильных стоянок, железнодорожных станций, аэропортов, портов и др.).
Список литературы
1. Указ Президента
РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
2.
Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года»// Российская газета.
2011. 20 декабря
3. Транспортная стратегия Российской Федерации
на период до 2030 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р//Собрание законодательства РФ, 15.12.2008, № 50, ст. 5977.
4.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 г. N 54-РЗ «О Стратегии социально- экономического развития Республики Северная
Осетия-Алания до 2025 года» //"Северная Осетия".N 8 (26275). 2013. 19 января.
5. Громов Н. Н., Панченко
Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов.—М.: Транспорт, 2003.
– 304 с.
6.
Ожегов, С.И.: Словарь
русского языка - М.: Советская Энциклопедия, 1970. – С. 675.
7.
Приоритет в работе ОСЖД — развитие транспортных коридоров Европы и Азии // ProТранспорт. 2013. №4 – С. 22.
8.
Советское административное
право / Под ред. Р. С. Павловского.-Киев: Вища школа, 1986.-
614 с.
9.
Советский энциклопедический словарь - Москва.: Советская Энциклопедия, 1981. – С. 1146
10. Чачина О. Г. Факторы и механизм
развития олигопольного взаимодействия операторов железнодорожного грузового подвижного состава
[Текст] : автореф.
дисс. ... канд. экон. наук - Ростов н/Д, ГОУ ВПО РГУПС, 2007. - 25 с.
11. СПС КонсультантПлюс
[Электронный ресурс] – html http://www.consultant.ru/