Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

     Одна из основных целей создания транспортных коридоров на территории Российской Федерации состоит в решении проблем по оказанию качественных транспортных услуг, которая достигается путем эффективного взаимодействия не только между всеми участниками транспортного процесса, но что немаловажно между отдельными видами транспорта, государством и социумом, находящимися в зоне транспортного коридора. Соответственно государственная политика в сфере транспорта может и должна обеспечивать гармонизацию конкурентоспособных условий для всех видов транспорта и побудительное сотрудничество всех заинтересованных лиц в этой области. Особенно важно использовать соответствующие механизмы для управления транспортным коридором и улучшать эффективность транспортировки с использованием нескольких видов транспорта. Институциональная среда определяет выбор механизмов создания, управления, учета и классификации транспортных коридоров и как следствие финансирования необходимых затрат.

    Либерализация транспортного рынка, произошедшая после распада СССР и изменение экономического курса государства повлияла на всю транспортную систему государства, классифицируемую в то время как «единая транспортная система» [5]. Отраслевые транспортные министерства СССР (Минморфлот, МПС и др.) в результате поэтапных экономических реформ были реорганизованы в Министерство транспорта РФ [1]. Отрицательные моменты в сфере управления транспортом стали характеризоваться увеличением количества новых хозяйствующих субъектов с коммерческими интересами, не всегда совпадающими с интересами государства. Управление транспортом еще более усложнилось. Либерализация не привела к оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективных органов управления в крупных транспортных инфраструктурных объектах. Еще большие проблемы возникают из-за того, что значительная часть магистральных перевозчиков становится вертикально-интегрированной монополией. В некоторых случаях трудно достигнуть взаимовыгодных соглашений с псевдорыночной компанией, такой как ОАО РЖД [10]. Бизнес- модели организации грузоперевозок в рамках Панъевропейских транспортных коридоров базируются на четкой иерархии законодательства и экономических программ. Оценка методологических предложений и опыта существующих проектов свидетельствует, что наиболее соответствующей формой управления коридором является ассоциация заинтересованных лиц, которая и определяет стратегию и план сотрудничества между ее членами и правовой уровень регулирования их отношений: международный, государственный, региональный (субъекты РФ и федеральные округа), муниципальный, базирующийся на административных, экономических и стимулирующих методах руководства. Объем торговли между Европой и Азией увеличивается, естественно возникает потребность в создании жизнеспособных транспортных коридоров, выполняющих в том числе транзитные функции (Табл.1). [3]


Таблица 1 Прогноз объемов транзитных перевозок грузов через территорию России, млн.тонн

  

Вид транспорта

2000 год

2005 год

2007 год

2010 год

2015 год

2020 год

2030 год

Всего

21,8

18

27,9

34,2

42,7

60

100

Железнодорожный

20

17,4

27,2

33,1

40,3

53

76

Автомобильный

0,5

0,5

0,6

1

2

2,5

3

Внутренний водный

1,3

0,1

0,1

0,1

0,4

4,5

21

Кроме того по транзитным авиатрассам

0,01

0,1

0,17

0,3

0,6

0,8

1,4

 

    Соответственно создание единой классификации транспортных коридоров как функционирующих, так и вновь создаваемых на территории РФ позволит качественно улучшить оказываемые транспортные услуги, в том числе сократить время доставки грузов и будет способствовать интеграции Российской Федерации в мировую транспортную систему, минимизировав затруднения при переходе груза с одного вида транспорта на другой и пересечении государственной (таможенной) границы РФ. Классификация должна базироваться на международном опыте с учетом российских реалий и учитывать, что:

-     транспортные коридоры должны иметь интегрированное управление, являться жизнеспособными, экономически эффективными, экологически чистыми, безопасными и социально ориентированными;

-    во главу угла транспортировки грузов в транспортном коридоре должны ставиться ни его отдельные участки, а общая цепь транспортно-производственной деятельности, то есть его физическая транспортная эффективность, характеризуемая отдельными полезными действиями, различными индивидуальными способами транспортировки, связанными с модальной организацией перевозок и доступностью их выбора. Эффективность оказываемых услуг будет зависеть от организационных и иных факторов;

-     участники перевозочного процесса, преследуя свои коммерческие интересы должны согласовывать тарифы на транспортные услуги, учитывая при этом  проблемы не только организационные, технические и финансовые, но и правового характера в ряде случаев становящиеся камнем преткновения для бизнеса, науки, органов государственной и муниципальной власти.

На эффективное перемещение грузов в транспортном коридоре оказывает влияние множество факторов схематично представленных на Рисунке 1. Одной из важнейших составляющих этих факторов является государство в лице его органов, гармонизирующее интересы всех других участников в правовых рамках (на Рисунке 1 эта область обозначена в виде сферического треугольника). Только рациональное использование разнообразных  форм  взаимодействия,  их  умелое  сочетание  обеспечивает  достижение  запланированных результатов [8, с. 164].


Рис.1. Факторы, влияющие на эффективное перемещение грузов в ТК [составлен автором]

   Органы государственное управления осуществляют свои функции и полномочия путем издания (принятия) правовых актов. Значение актов управления как одного из вариантов управленческих решений состоит в том, что посредством их целесообразного и обоснованного издания и последующей реализацией органы государственного управления, их должностные лица разрешают от имени государства те или иные вопросы на основе или во исполнение законов в пределах своей компетенции [8, с.109]. На основании данных, полученных с использованием информационно-правовой системы Консультант Плюс, содержащей около 75 млн. источников правовых документов [11] имеют место 150 нормативно-правовых документов правового уровня, в которых упоминается понятие «транспортный коридор» без пояснения, что он является международным и проходит по территории РФ. Единственным упоминанием в законе, отвечающим вышеназванным требованиям является ФЗ №349 от 02.12.13г. «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-16 гг.» в котором говорится о транспортных коридорах «Север-Юг» и «Восток-Запад».

    При анализе актов государственного управления федерального уровня, принимаемых органами исполнительной власти как общей компетенции (правительство РФ), так и специальной (Министерство транспорта РФ и др.), учитывая хронологию принимаемых актов было установлено, что впервые в 2001 году правительство РФ в своем постановлении № 848 от 05.12., которое утверждает Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) говорит о транспортном коридоре «Запад-Восток», тогда как во вновь принятой Транспортной стратегии на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ №1734-р от 22.11.2008 г. коридор «Запад-Восток» уже отсутствует и появляется коридор «Восток-Запад», при этом не поясняется, упразднен ли первый или просто переименован. Также без пояснений появляются транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Однако в принятой в 2014 году государственной  программе  «Развитие  транспортной  системы»  утверждается,  что  «…цели  программы синхронизированы с целями Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», хотя ничего о вышеназванных коридорах не говорится, а упоминаются лишь «Транспортные коридоры Азово-Черноморского бассейна».

     В отдельную группу для исследования необходимо выделить распоряжение правительства РФ, посвященное стратегиям развития отдельных регионов государства. Так, в распоряжении правительства РФ №2094-р от 28.12.2009г. «Об утверждении стратегии социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» говорится о транспортных коридорах «Транссибирская магистраль, Приморье-1, Приморье-2, Северный морской путь», а в распоряжении правительства РФ № 1120-р от 5.07. 2010г.

    «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» упоминается «Северный широтный коридор (Пермь-Ивдель-Ханты-Мансийск-Тикси)» и предлагается развивать «Арктический транспортный коридор (на базе возрождения и модернизации Северного морского пути)» и превратить «Транссиб» в международный коридор «Транссиб-TS».

    Вызывает озабоченность классификация и  обозначение транспортных коридоров, предлагаемая в распоряжении правительства РФ №1540-р от 06.09.2011г. «Об утверждении Стратегии социально- экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020г.» в котором говорится о «рокадном» транспортном коридоре Санкт-Петербург – Юг России, тогда как энциклопедический словарь трактует это понятие как «железные и грунтовые дороги в прифронтовой полосе, проходящие параллельно линии фронта» [9], и в словаре С.И. Ожегова отмечается, что «…рокада – дорога, путь, сообщение вдоль линии фронта» [6].

    Также не понятно определение Российской Федерации: «…как территории, позволяющей выполнять функции транспортного коридора мирового значения», предлагаемое в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020г. [2]. Нами исследованы и другие распоряжения правительства РФ в вышеназванной сфере, но ответа о количестве и названии коридоров, функционирующих в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах не найдено.

     Орган специальной (отраслевой) компетенции Министерство транспорта РФ в приказе №45 от 12.05.2005г. в утвержденной «Транспортной стратегии РФ на период до 2020г.» говорит о создании транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный». Этот коридор ни в одном нормативном акте больше не упоминался.

    Еще разрозненнее идет обозначение транспортных коридоров в нормативных актах субъектов федерации. Например, в «Стратегии социально-экономического развития республики Северная Осетия – Алания до 2025г.» говорится о «…двух важнейших транспортных коридорах «Северный Кавказ» и «Транс-Кавказ»» [4]. А в постановлении правительства Ленинградской области №397 от 14.11 2013г. предлагается развитие «….новых направлений транспортных коридоров на территории Ленинградской области: «Европа – Западный Китай» и «Северо-Запад – Сибирь»». В постановлении правительства Санкт-Петербурга №379 от 14.04.2009г. (в ред. от 25. 10.2013г.) предлагается создать транспортный коридор под названием: «Пироговская набережная – Васильевский остров», причем такие обозначения транспортных коридоров являются общей тенденцией, а не исключением.

   При анализе транспортных коридоров, проектируемых и создаваемых на уровне муниципальных образований, наблюдается полное отсутствие сколь-нибудь значимой системы классификации транспортных коридоров и методологических подходов, поддающихся анализу и обобщению.

    Все вышеназванное свидетельствует о необходимости разработки единого классификатора транспортных коридоров, функционирующих на территории Российской Федерации с использованием международного опыта. За основу можно взять классификацию железнодорожных транспортных коридоров, применяемую ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог) – международной организацией, созданной в 1956 году основой существования и работы которой является «Положение об ОСЖД», имеющее статус международного договора. К настоящему времени сформированы 13 транснациональных маршрутов и их ответвлений, при уточнении схем железнодорожных транспортных коридоров были использованы материалы общеевропейских транспортных коридоров, принятые на Крите, в Хельсинки и Санкт-Петербурге, материалы по TRACEKA и другие [7].

    Международное сообщество присвоило буквенно-цифровые обозначения международным Евро-Азиатским транспортным коридорам. Так, например, коридор «Север – Юг» обозначается – NS, «Северный морской путь» - SMP, Панъевропейский транспортный коридор №9 - PE-1.

     С учетом вышеизложенного и на основе теоретических исследований автора разработан классификатор транспортных коридоров как функционирующих, так и вновь создаваемых на территории РФ, учитывающий практику функционирования Бюджетных классификаторов, ОКОНХ, ОГРП, ЕГРП. Государственный регистрационный номер записи (соответствующий номеру паспорта транспортного коридора) вносимый в Единый государственный классификатор транспортных коридоров РФ может состоять из десяти групп цифр, расположенных в следующей последовательности:

1.0; 2.0; 3.0; 4.0; 5.0; 6.0; 7.0; 8.0; 9.0; 10.0., где:



·   1.0 - признак отнесения записи (по масштабу функционирования)

1.1                     – к международному транспортному коридору, функционирующему на территории РФ;

1.2                       - российский транспортный коридор без международного элемента;

· 2.0 – по видам транспорта

2.1   – железнодорожный

2.2   – морской

2.3   – речной

2.4   – воздушный

2.5   – автомобильный

2.6   – универсальный.

· 3.0 – по территории функционирования

3.1   – Российская Федерация (более чем 3.2)

3.2   – федеральный округ

3.3   – субъект РФ

3.4   – муниципальное образование.

· 4.0 – по форме функционирования

4.1   – логистическая

4.2   – транспортно-экспедиционная

· 5.0 – по форме управления

5.1   – государственная

5.2   – муниципальная

5.3   – частная

5.4   – смешанная

· 6.0 – по видам перевозок

6.1   – грузовые

6.2   – пассажирские

6.3   – грузопассажирские

· 7.0 – по времени функционирования

7.1   – постоянно действующие

7.2   – сезонные (временные)

· 8.0 – по протяженности

8.1 – до 100 км

8.2 – до 1000 км

8.3 – более 1000 км

· 9.0 – по грузонапряженности

9.1   – до 1млн т /год

9.2   – до 10 млн т /год

9.3   – более 10 млн т /год

·   10.0 – резерв (например, в этой группе можно представить буквенно-цифровые обозначения коридора и его ответвлений).

    По нашему мнению ведение государственного учета транспортных коридоров целесообразно делегировать Министерству транспорта РФ. Но при постоянно совершенствующемся законодательстве РФ правовой статус транспортного коридора может измениться с точки зрения гражданского законодательства, о чем свидетельствует ФЗ №184 от 29.06.2015г. «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости и ст. 6 федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ»», согласно которому в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об особых территориальных зонах.

    Данные в классификатор вносятся на основании заявления заинтересованных лиц (учредителей) при создании и регистрации транспортного коридора, к которому прилагается Паспорт транспортного коридора – документ, содержащий информацию о ключевых транспортно-экономических показателях и сроках создания транспортного коридора с указанием территории и акватории на которой он будет функционировать, а также учредителей, якорных эксплуатантов и т.д. В Паспорте транспортного коридора указывается: его полное название, наименование субъекта РФ, муниципального образования в котором он создается, фактический объем инвестиций, в том числе из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, муниципального образования, объем внебюджетных инвестиций, включая иностранные, планируемая выручка, полученная от оказываемых услуг, налоговые и таможенные платежи в бюджеты различных уровней, транспортные характеристики (по видам транспорта), в том числе пропускная и провозная способность (в тыс. единиц и тыс. тонн) коммуникаций, показатели перевозок внешнеторговых грузов, характеристики транспортно-складских комплексов. А также указывается возможность обеспечения международных мультимодальных перевозок, таможенного оформления грузовых партий (тыс. операций) и удовлетворения потребностей в специальных сервисах таких, как: логистические услуги, высокий уровень инженерного обустройства телекоммуникациями.

    Одним из важных аспектов классификации является указание органа управления коридором и его организационно-правовая форма. Исходя из специфики создания и функционирования транспортного коридора могут представляться и иные данные такие, как: нормативно-правовые акты органов государственной власти, межотраслевого управления, решения бизнес-сообщества о создании транспортного коридора с указанием цели проекта, года начала реализации и социальным эффектом для территории, попадающей в зону функционирования транспортного коридора.

    Правовой основой для отбора субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии по возмещению затрат на создание транспортной инфраструктуры по аналогии может стать постановление правительства РФ №1119 от 30.10.2014г. «Об отборе субъектов РФ имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры, индустриальных парков и технопарков» (вместе с «Правилами отбора субъектов РФ имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры, индустриальных парков и технопарков»), так как в нем говорится о транспортной инфраструктуре как о технологическом комплексе, обеспечивающим функционирование объектов сети или путей сообщения (дорог, железнодорожных путей, транспортных коридоров, водных путей, мостов, тоннелей, автомобильных стоянок, железнодорожных станций, аэропортов, портов и др.).

 

Список литературы

1.     Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.

2.     Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года»// Российская газета. 2011. 20 декабря

3.     Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р//Собрание законодательства РФ, 15.12.2008, № 50, ст. 5977.

4.     Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 г. N 54-РЗ «О Стратегии социально- экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года» //"Северная Осетия".N 8 (26275). 2013. 19 января.

5.     Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов.—М.: Транспорт, 2003. – 304 с.

6.     Ожегов, С.И.: Словарь русского языка - М.: Советская Энциклопедия, 1970. – С. 675.

7.     Приоритет в работе ОСЖД — развитие транспортных коридоров Европы и Азии // ProТранспорт. 2013. №4 – С. 22.

8.     Советское административное право / Под ред. Р. С. Павловского.-Киев: Вища школа, 1986.- 614 с.

9.     Советский энциклопедический словарь - Москва.: Советская Энциклопедия, 1981. – С. 1146

10. Чачина О. Г. Факторы и механизм развития олигопольного взаимодействия операторов железнодорожного грузового подвижного состава [Текст] : автореф. дисс. ... канд. экон. наук - Ростов н/Д, ГОУ ВПО РГУПС, 2007. - 25 с.

11. СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – html http://www.consultant.ru/