Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
17 сентября 2019г.

Аннотация. Отмечено, что развитие дорожного хозяйства является одним из важнейших направлений обеспечения динамичного регионального социально-экономического развития. Систематизированы различные эффекты проектов дорожной инфраструктуры. Сформирована система оценки влияния проектов дорожного хозяйства на региональную экономику с учетом возможного положительного и отрицательного воздействия.

Ключевые слова: дорожное хозяйство, дорожная инфраструктура, регион, проект, оценка, региональное развитие.

Дорожная инфраструктура является составной и неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность региона и создающая условия для его комплексного социально-экономического развития. Дорожная инфраструктура оказывает существенное воздействие на производственный и социальный процессы регионального развития и является предметом исследования в ряде научных работ [1-4]. В ходе определения влияния дорожной инфраструктуры на социально- экономическое развитие региона нужно учитывать взаимосвязь дорожной инфраструктуры с другими сферами: другими видами инфраструктуры, отраслями экономики и направлениями социального развития и т.д.

Развитие дорожного хозяйства занимает важное место в программах социально-экономического развития регионов, играя существенную роль в стратегическом развитии регионов. Для того, чтобы определить вклад конкретного проекта дорожного хозяйства необходимо оценить воздействие проекта на достижение целевых показателей региональных программ развития – таблица 1.

Таблица 1 – Воздействие инвестиционного проекта в дорожном хозяйстве на региональное развитие

 

Наименование программы

Ед. изм.

Всего

Удельный вес

Название региональной программы

 

 

 

Целевой показатель №1

 

 

 

Вклад проекта в достижение целевого

показателя №1

 

 

 

Целевой показатель №2

 

 

 

Вклад проекта в достижение целевого

показателя №2

 

 

 

….

 

 

 

 

При этом следует принимать во внимание, что экономические показатели регионального развития формируются в результате воздействия комбинации факторов, которые характеризуют особенности, специфику и показатели системы. Эти факторы могут оказывать положительное, отрицательное или нейтральное воздействие на определенном интервале времени. Среди этих факторов одним из существенных является уровень транспортного развития, определяемого в существенной мере наличием дорожной инфраструктуры необходимого качества и уровня развития.

При этом должно быть учтено, что проекты дорожного хозяйства дают различные виды эффектов, приведенных в таблице 2.

Таблица 2– Эффекты проектов дорожной инфраструктуры

 

Характер влияния

Эффекты влияния

 

 

 

 

 

 

Прямое

Воздействие на себестоимость производства продукции

Воздействие     на    эффективность     работы    предприятий     различных    сфер деятельности

Воздействие на поступления в бюджетную систему (как непосредсрвенно от реализованного проекта, так и от деятельности предприятий, чья эффективность изменилась в результате реализации проекта)

Влияние на мобильность населения Воздействие на туристко-рекреационную сферу

Воздействие на внутрирегиональные и межрегиональные связи Рост ВРП непосредственно в связи с реализацией проекта

 

 

 

 

 

Косвенное

Рост ВРП в результате деятельности организаций, чьи условия хозяйствования

изменились в результате осуществления проекта

Сглаживание внутрирегиональной неравномерности транспортного развития Улучшение инвестиционного климата

Воздействие на инвестиционно-строительную сферу

Воздействие на миграцию населения

Влияние на территориальное размещение производственных сил внутри региона

Мультипликативное воздействие на отрасли и сферы деятельности

 

По продолжительности

Долгосрочное воздействие

Среднесрочное воздействие Краткосрочное воздействие

 

По направленности эффекта

Позитивное воздействие на социально-экономическое развитие

Отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие Разнонаправленное    воздействие     на    различные    направления    социально- экономического развития и различных территории внутри региона

 

 

По способу воздействия

Эндогенное влияние: улучшение транспортного сообщения для предприятий и

населения; повышение инвестиционной привлекательности региона и как места постоянного проживания

Экзогенное       влияние:       включение       региона      в       межрегиональные      и внешнеэкономические связи

По различным

стадиям реализации проектов

Эффекты на прединвестиционной стадии

Эффекты на инвестиционной стадии Эффекты на эксплуатационной стадии Эффекты на ликвидационной стадии

 

По уровню воздействия

Муниципальный уровень

Региональный уровень Макрорегиональный уровень Государственный уровень

 

Представленная таблица по сравнению с имеющимися подходами [2] учитывает, как позитивные, так и негативные воздействия на социально-экономическую сферу региона от реализации проекта, принимает во внимание стадии реализации проекта, а также ряд других составных частей общей эффективности. Воздействие проекта дорожного хозяйства на региональную экономику приведено в таблице 3. При этом учтены различные стадии реализации проектов [5].

Таблица 3 – Воздействие проектов дорожного хозяйства на различных стадиях реализации на

региональное развитие

 

Положительное воздействие

Отрицательное воздействие

Прединвестиционная стадия

Рост объемов работ по проектированию объекта

Улучшение инвестиционного климата Увеличение стоимости земель Положительная миграция населения Незначительное увеличение ВРП

Отвлечение          ресурсов          (финансовых,

кадровых, временных), которые могли быть направлены на другие направления Возможные безвозвратные потери в случае отказа от реализации проекта

Инвестиционная стадия

Увеличение объемов работ по виду деятельности

«строительство»

Рост инвестиций в основной капитал

Увеличение поступлений в бюджеты разных уровней Рост занятости населения

Использование           ресурсов            промышленности

строительных материалов Рост ВРП

Негативное      воздействие       строительного

процесса на экологию

Ухудшение транспортно-эксплуатационных условий во время осуществления работ

Рост нагрузки на бюджеты

Эксплуатационная стадия

Улучшение          условий           передвижения           для

пользователей:

Рост средних скоростей Снижение расхода ГСМ

Снижение износа транспортного средства Уменьшение потерь от ДТП

Улучшение связанности территорий

Снижение перепробега транспортных средств Уменьшение непроизводительных потерь времени организаций и населения

Улучшение условий для туризма и рекреации Бюджетные        эффекты        в        случае       платного использования объекта

Рациональное      перераспределение      транспортных потоков

Дополнительная нагрузка на экологию

Неблагоприятные социальные последствия в случае платного использования объекта Риски,       связанные       с       необходимостью возврата финансовых ресурсов в случае финансирования        частной                             стороной        или дополнительная                   нагрузка                  на      бюджет    в случае КЖЦ

Ликвидационная стадия

Переход прав владения государству (в случае

концессии)

Начало нового инвестиционного цикла объекта Снижение социальной нагрузки на население (в случае окончания срока концессии)

Дополнительные затраты на завершение

проекта

Затраты на выход из проекта

Ухудшение транспортно-эксплуатационных характеристик объекта

 

Для того чтобы оценить суммарный эффект от реализации проектов, необходимо учитывать коммерческий, бюджетный, социальный, экологический, общественный, региональный эффекты. Однако суммирование их некорректно. Также учет количественной величины социального эффекта достаточно проблематичен. В ряде случаев этот эффект может быть разнонаправленным.

Для определения воздействия проектов в дорожном хозяйстве на региональное развитие нужно изначально определить уровень развития данного народно-хозяйственного комплекса. Имеется множество подходов к такой оценке. Оценку эффективности развития транспортной инфраструктуры региона в других работах осуществляют на основе определения общего показателя развития транспортной инфраструктуры региона методом многомерной классификации на основе многомерных средних [6]. Еще одним из подходов к определению уровня развития транспортной инфраструктуры региона является расчет ряда показателей.

Важной задачей является определение потребностей региона в транспортных услугах, транспортных условиях, их воздействие на различные отрасли и сферы деятельности. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог может являться важнейшим фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона. Значительно снижается конкурентоспособность территорий. Представленные в данной работе подходы к оценке воздействия проекта дорожного хозяйства на региональное развитие позволяют сформировать основу для принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие дорожного хозяйства.

 

Список литературы

 

1.     Реализация проектов государственно-частного партнерства в строительстве: монография / Дао Тунг Бать, В.В. Гасилов, В.П. Офин, И.А. Провоторов. – Воронеж, Воронеж. гос. ун-т инжен. технол., 2015 – 189 с.

2.     Гольская Ю.Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

3.     Роль автомобильных дорог в национальной экономике. проблемы транспортно-дорожной сети и пути их решения / С.С. Васильчишин // Управление инвестициями и инновациями. 2017. № 2. С. 44-48.

4.     Управление проектами государственно-частного партнерства дорожного хозяйства в регионе / А.М. Федотов, М.А. Карпович, И.А. Провоторов. / ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2018. Т. 15. № 9. С. 39-43.

5.     Управление рисками инвестиционной стадии в проектах государственно-частного партнерства / В.В. Гасилов, В.П. Офин, И.А. Провоторов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2017. № 1 (367). С. 48-52.

6.     Кудрявцев А.М., Тарасенко А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, А.А. Тарасенко // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-4. С. 789-793.