17 сентября 2019г.
Аннотация. Отмечено, что развитие дорожного хозяйства является одним из важнейших направлений обеспечения динамичного регионального социально-экономического развития. Систематизированы различные эффекты проектов дорожной инфраструктуры. Сформирована система оценки влияния проектов дорожного хозяйства на региональную экономику с учетом возможного положительного и отрицательного воздействия.
Ключевые слова: дорожное хозяйство, дорожная инфраструктура, регион, проект, оценка, региональное развитие.
Дорожная инфраструктура является составной и неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность региона и создающая условия для его комплексного социально-экономического развития. Дорожная инфраструктура оказывает существенное воздействие на производственный и социальный процессы регионального развития и является предметом исследования в ряде научных работ [1-4]. В ходе определения влияния дорожной инфраструктуры на социально- экономическое развитие региона нужно учитывать взаимосвязь дорожной инфраструктуры с другими сферами: другими видами инфраструктуры, отраслями экономики и направлениями социального развития и т.д.
Развитие дорожного хозяйства занимает важное место в программах социально-экономического развития регионов, играя существенную роль в стратегическом развитии регионов. Для того, чтобы определить вклад конкретного проекта дорожного хозяйства необходимо оценить воздействие проекта на достижение целевых показателей региональных программ развития – таблица 1.
Таблица 1 – Воздействие инвестиционного проекта в дорожном хозяйстве на региональное развитие
Наименование программы
|
Ед. изм.
|
Всего
|
Удельный вес
|
Название региональной программы
|
|
|
|
Целевой показатель №1
|
|
|
|
Вклад проекта в достижение целевого
показателя №1
|
|
|
|
Целевой показатель №2
|
|
|
|
Вклад проекта в достижение целевого
показателя №2
|
|
|
|
….
|
|
|
|
При этом следует принимать во внимание, что экономические показатели регионального развития формируются в результате воздействия комбинации факторов, которые характеризуют особенности, специфику и показатели системы. Эти факторы могут оказывать положительное, отрицательное или нейтральное воздействие на определенном интервале времени. Среди этих факторов одним из существенных является уровень транспортного развития, определяемого в существенной мере наличием дорожной инфраструктуры необходимого качества и уровня развития.
При этом должно быть учтено, что проекты дорожного хозяйства дают различные виды эффектов, приведенных в таблице 2.
Таблица 2– Эффекты проектов дорожной инфраструктуры
Характер влияния
|
Эффекты влияния
|
Прямое
|
Воздействие на себестоимость производства продукции
Воздействие на эффективность работы предприятий различных сфер деятельности
Воздействие на поступления в бюджетную систему (как непосредсрвенно от реализованного проекта, так и от деятельности предприятий, чья эффективность изменилась в результате реализации проекта)
Влияние на мобильность населения Воздействие на туристко-рекреационную сферу
Воздействие на внутрирегиональные и межрегиональные связи Рост ВРП непосредственно в связи с реализацией проекта
|
Косвенное
|
Рост ВРП в результате деятельности организаций, чьи условия хозяйствования
изменились в результате осуществления проекта
Сглаживание внутрирегиональной неравномерности транспортного развития Улучшение инвестиционного климата
Воздействие на инвестиционно-строительную сферу
Воздействие на миграцию населения
Влияние на территориальное размещение производственных сил внутри региона
Мультипликативное воздействие на отрасли и сферы деятельности
|
По продолжительности
|
Долгосрочное воздействие
Среднесрочное воздействие Краткосрочное воздействие
|
По направленности эффекта
|
Позитивное воздействие на социально-экономическое развитие
Отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие Разнонаправленное воздействие на различные направления социально- экономического развития и различных территории внутри региона
|
По способу воздействия
|
Эндогенное влияние: улучшение транспортного сообщения для предприятий и
населения; повышение инвестиционной привлекательности региона и как места постоянного проживания
Экзогенное влияние: включение региона в межрегиональные и внешнеэкономические связи
|
По различным
стадиям реализации проектов
|
Эффекты на прединвестиционной стадии
Эффекты на инвестиционной стадии Эффекты на эксплуатационной стадии Эффекты на ликвидационной стадии
|
По уровню воздействия
|
Муниципальный уровень
Региональный уровень Макрорегиональный уровень Государственный уровень
|
Представленная таблица по сравнению с имеющимися подходами [2] учитывает, как позитивные, так и негативные воздействия на социально-экономическую сферу региона от реализации проекта, принимает во внимание стадии реализации проекта, а также ряд других составных частей общей эффективности. Воздействие проекта дорожного хозяйства на региональную экономику приведено в таблице 3. При этом учтены различные стадии реализации проектов [5].
Таблица 3 – Воздействие проектов дорожного хозяйства на различных стадиях реализации на
региональное развитие
Положительное воздействие
|
Отрицательное воздействие
|
Прединвестиционная стадия
|
Рост объемов работ по проектированию объекта
Улучшение инвестиционного климата Увеличение стоимости земель Положительная миграция населения Незначительное увеличение ВРП
|
Отвлечение ресурсов (финансовых,
кадровых, временных), которые могли быть направлены на другие направления Возможные безвозвратные потери в случае отказа от реализации проекта
|
Инвестиционная стадия
|
Увеличение объемов работ по виду деятельности
«строительство»
Рост инвестиций в основной капитал
Увеличение поступлений в бюджеты разных уровней Рост занятости населения
Использование ресурсов промышленности
строительных материалов Рост ВРП
|
Негативное воздействие строительного
процесса на экологию
Ухудшение транспортно-эксплуатационных условий во время осуществления работ
Рост нагрузки на бюджеты
|
Эксплуатационная стадия
|
Улучшение условий передвижения для
пользователей:
Рост средних скоростей Снижение расхода ГСМ
Снижение износа транспортного средства Уменьшение потерь от ДТП
Улучшение связанности территорий
Снижение перепробега транспортных средств Уменьшение непроизводительных потерь времени организаций и населения
Улучшение условий для туризма и рекреации Бюджетные эффекты в случае платного использования объекта
Рациональное перераспределение транспортных потоков
|
Дополнительная нагрузка на экологию
Неблагоприятные социальные последствия в случае платного использования объекта Риски, связанные с необходимостью возврата финансовых ресурсов в случае финансирования частной стороной или дополнительная нагрузка на бюджет в случае КЖЦ
|
Ликвидационная стадия
|
Переход прав владения государству (в случае
концессии)
Начало нового инвестиционного цикла объекта Снижение социальной нагрузки на население (в случае окончания срока концессии)
|
Дополнительные затраты на завершение
проекта
Затраты на выход из проекта
Ухудшение транспортно-эксплуатационных характеристик объекта
|
Для того чтобы оценить суммарный эффект от реализации проектов, необходимо учитывать коммерческий, бюджетный, социальный, экологический, общественный, региональный эффекты. Однако суммирование их некорректно. Также учет количественной величины социального эффекта достаточно проблематичен. В ряде случаев этот эффект может быть разнонаправленным.
Для определения воздействия проектов в дорожном хозяйстве на региональное развитие нужно изначально определить уровень развития данного народно-хозяйственного комплекса. Имеется множество подходов к такой оценке. Оценку эффективности развития транспортной инфраструктуры региона в других работах осуществляют на основе определения общего показателя развития транспортной инфраструктуры региона методом многомерной классификации на основе многомерных средних [6]. Еще одним из подходов к определению уровня развития транспортной инфраструктуры региона является расчет ряда показателей.
Важной задачей является определение потребностей региона в транспортных услугах, транспортных условиях, их воздействие на различные отрасли и сферы деятельности. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог может являться важнейшим фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона. Значительно снижается конкурентоспособность территорий. Представленные в данной работе подходы к оценке воздействия проекта дорожного хозяйства на региональное развитие позволяют сформировать основу для принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие дорожного хозяйства.
Список литературы
1. Реализация проектов государственно-частного партнерства в строительстве: монография / Дао Тунг Бать, В.В. Гасилов, В.П. Офин, И.А. Провоторов. – Воронеж, Воронеж. гос. ун-т инжен. технол., 2015 – 189 с.
2. Гольская Ю.Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
3. Роль автомобильных дорог в национальной экономике. проблемы транспортно-дорожной сети и пути их решения / С.С. Васильчишин // Управление инвестициями и инновациями. 2017. № 2. С. 44-48.
4. Управление проектами государственно-частного партнерства дорожного хозяйства в регионе / А.М. Федотов, М.А. Карпович, И.А. Провоторов. / ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2018. Т. 15. № 9. С. 39-43.
5. Управление рисками инвестиционной стадии в проектах государственно-частного партнерства / В.В. Гасилов, В.П. Офин, И.А. Провоторов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2017. № 1 (367). С. 48-52.
6. Кудрявцев А.М., Тарасенко А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, А.А. Тарасенко // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-4. С. 789-793.