25 сентября 2016г.
Модернизация радиоэлектронной промышленности (РЭП) Российской Федерации (РФ) осуществляется в соответствии с Программой [1], в которой предусмотрены государственные инструменты, регулирующие систему льгот, относящихся к таможенным и налоговым и иным сферам.
Государственное регулирование процессов модернизации отечественной РЭП в условиях международных санкций следует совершенствовать на нижеследующих направлениях деятельности.
Направл ен ие 1 . В условиях членства РФ в ВТО и последующих санкций ЕС на импорт высокотехнологичной продукции двойного назначения следует совершенствовать правовые условия, которые повысят экономическую эффективность разработки, производства и реализации продукции отечественной РЭП [2].
Направл ен ие 2. При модернизации крупных системообразующих интегрированных структур в рамках отраслевой корпоративной политики необходимо совершенствовать механизмы участия государства для стимулирования технологических и инновационных процессов [3].
Направл ен ие 3. Благоприятные условия социально-экономического развития будут сформированы на основе определения приоритетов и координации государственной инвестиционной деятельности при создании новых рабочих мест и при совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, при разработке передовых технологий и производств [1].
Направл ен ие 4. Следует обеспечить госгарантии РФ по кредитам, которые привлекаются отраслевыми предприятиями на осуществление инвестиционных проектов и на модернизацию производства [3].
Направл ен ие 5. Предлагается оказывать непосредственную господдержку предприятиям отрасли, основываясь на следующих принципах:
– если предприятия РЭП проводят передовые исследования и осуществляют производство высокотехнологичной продукции военного назначения, путем выделения им целевых дотаций из бюджета;
если предприятия РЭП приобретают основные средства, то основная их часть подлежит списанию в начале их эксплуатации, не позже морального износа основных средств, за счет использования нелинейных или прогрессирующих шкал амортизационных списаний;
при использовании ускоренных амортизационных списаний путем сохранения финансовых результатов деятельности предприятий РЭП за счёт уменьшения прибыли, подвергаемой налогообложению;
при установлении и применении правил полной капитализации затрат на научные исследования с учетом закупки лицензий и патентов, позволяющих поставлять продукцию отрасли помимо госзаказа;
в процессе стимулирования привлечения в отрасль трудовых ресурсов на основе совершенствования системы переподготовки, обучения и привлечения молодых специалистов, способных работать по новым технологиям в контрактной системе отношений;
при внесении организациями РЭП платежей за страховые взносы включение их в сметы инновационных проектов в качестве платы за риски в ходе их реализации;
при закреплении прав организаций РЭП на использование результатов своих научно-технологических достижений, которые с помощью государства будут доведены до промышленных изделий.
Ожидается, что указанными мерами возможна активизация инновационной деятельности и защита научно-технологического потенциала предприятий отрасли РЭП [1].
Направл ен ие 6 . Предлагается осуществить следующие преобразования структуры отечественного рынка и повлиять на конъюнктуру внешних рынков радиоэлектронной продукции [2]:
развивать различные формы производственно-финансовой интеграции, в том числе, кластеры и интегрированные отраслевые структуры РЭП с привлечением зарубежных компаний;
развивать крупные научно-производственные комплексы для концентрации научного и производственного потенциала предприятий РЭП полного цикла;
формировать и стимулировать платежеспособный спрос на товары и услуги, которые создаются предприятиями РЭП;
оказывать протекционистскую поддержку по продвижению конкурентоспособной продукции РЭП на мировых рынках.
Направл ен ие 7 . Предлагается совершенствовать следующие инструменты с непосредственным госучастием, способствующие развитию ключевых предприятий отрасли РЭП [3]:
формирование кредитных возможностей, в том числе, с привлечением зарубежных инвестиций по закупке иностранного оборудования и технологий РЭП, отсутствующих в РФ;
закупка на бюджетные средства и передача передовым предприятиям РЭП лицензий на передовые технологии с отсрочкой оплаты до получения прибыли после их внедрения или на иных договорных условиях;
стимулирование создания технологий двойного назначения и решение проблемы утилизации разрабатываемого оборудования и изделий.
Направл ен ие 8 . Регулирование и реализация инструментов, связанных с выполнением перспективных инвестиционных проектов, которые финансируются, том числе, за счет внебюджетных поступлений [1]:
формирование условий по установлению порядка, который гарантирует предприятиям РЭП, которые владеют критическими и ключевыми технологиями, определенный процент от прибыли от их использования при создании на их базе продукции, используемой высоко рентабельными коммерческими организациями;
создание совместных с иностранным капиталом предприятий и развитие иных форм взаимодействия с целью технического перевооружения и реконструкции производства с использованием инноваций;
решение вопросов оптимизации товарных запасов и площадей на государственных предприятиях РЭП путем предоставления им самостоятельности при реализации излишних материальных ресурсов;
совершенствование действующей процедуры банкротства основных предприятий РЭП для сохранения сложившейся в отрасли технологической кооперации;
введение налоговых каникул для предприятий отрасли при задержке оплаты за выполненный государственный заказ;
на принципах самоокупаемости формирование структуры центров информации и внедрения инноваций для продвижения новых технологий на отечественных предприятиях других отраслей;
выведение из производственных процессов отрасли неэффективных (энерго- и ресурсоемких или опасных для экологии технологий) технологий.
В результате реализации вышеперечисленных мер при взаимодействии со всеми научными, испытательными, производственными, кредитными и торговыми организациями РЭП и смежных отраслей различных форм собственности будут созданы необходимые организационно-экономические условия, которые позволят достичь рубежных значений показателей [1, 3] предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности, несмотря на международные санкции.
Таким образом, в данной статье рассмотрены основные направления модернизации радиоэлектронной промышленности России в условиях международных санкций.
Список литературы
1. О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы (в редакции от 19.08.2014). Постановление Правительства РФ от 26.10.07г. № 809. Режим доступа: http://base.garant.ru/192396/.(дата обращения 25.07.2016).
2. Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности. Приказ Минпромторга РФ от 31.03.15г. № 662. Режим доступа: http://pro-spo.ru/news/4994-prikaz-31-marta-2015-goda-662-qob- utverzhdenii-otraslevogo-plana-meropriyatij-po-importozameshheniyu-v- radioelektronnoj-promyshlennosti-rossijskoj-federacziiq. (дата обращения 25.07.2016).
3. Об утверждении стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года. Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.07г. № 311 Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91853/. (дата обращения 25.07.2016).