08 января 2016г.
Основная конкуренция в медиаиндустрии в настоящее время разворачивается по поиску инновационных способов получения дохода, связанных с процессами преобразования контента в информационный продукт и доставки его широкой аудитории.
Одним из таких способов получения дохода средствами массовой информации в современных условиях является блогерство. Редакции СМИ имеют в своем штате блогеров, которые с помощью своих блогов привлекают дополнительную аудиторию. Это позволяет СМИ размещать рекламные посты на страницах блогов, что приводит к монетизации медиабизнеса.
Согласно Федеральному закону №97 от «05» мая 2014 г.«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно- телекоммуникационных сетей» блогером признается владелец Интернет-сайта или страницы Интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей.
Единой и общепринятой типологии блогов не существует. Разные исследователи и журналисты предлагали свои варианты, основанные на жанровом, технологическом или другом принципе разделения, и многие из них имеют право на существование. Самая простая типология блогов исходит из типа материала, который блогеры размещают на сайте: текстовые блоги; фото- и видеоблоги, в том числе с сюжетами, отснятыми камерой мобильного телефона; подкастинг или аудиоблоги; мультимедийные блоги. Анализ блогосферы показал, что по типу информационных материалов онлайновые дневники можно разделить на несколько групп: записи носят значительно более личный, даже интимный характер, чем в СМИ (пользователь описывает, как он провел свой день, где был, что ел на обед, во что был одет и т.д.); записи носят экспертный характер в конкретной области знаний; в таком случае автором является специалист в узкой тематической области; блоги специализируются на отборе и классификации опубликованных в СМИ материалов; блоги «мнений», где сфера интересов сводится к оценке и интерпретации чужих тематических статей.
Записи личного характера являются преобладающим типом блогов в Интернете. Это может быть описание личной жизни без акцента на конкретную тему, обзор светских мероприятий, где побывал автор дневника, или, например, систематический рассказ о своих маленьких детях.
Блоги, попадающие в группу «отбор и классификация», скорее характерны для американского сегмента Сети. По большей части это развлекательные дневники, нередко имеющие коллективное авторство. В Рунете тоже есть подобные примеры, но их значительно меньше. Например, к такому типу блогов можно отнести сайт Dirty.ru. Блоги в группе «оценка и интерпретация», как правило, посвящены узкой теме. Например, блог «Шнейер он секьюрити» (Shneier on Security, http://www.schneier.com/blog/) посвящен вопросам безопасности, а мнение его ведущего – признанного эксперта в этой области, криптографа Брюса Шнейера (B. Schneier), как раз то, ради чего этот дневник интересно читать. Коллективная оценка (например, погодных явлений и аномалий) стала основой для популярного блога «Риалклаймит» (RealClimate, http://realclimate.org/). Специализированных веблогов на Западе в последнее время все больше, и это самый многообещающий формат веблога: он использует особенности «индустрии объяснений» в полной мере, являясь инструментом распространения не текстов, а мнений и идей.
«Традиционная журналистика опирается на факт. Интересный факт способен «создать» новость. Блог делает ставку не на факт, а на мнение об этом факте. Фактически это означает, что эхо становится важнее, чем голос человека»[1].
Еще один тип блогов – разъяснительные. То, что мы живем в условиях перенасыщения информацией, давно уже общеизвестно. Но мало кто задумывается о том, что это за явление и как его преодолеть. За наше внимание ежедневно борются сотни производителей информации.
В России в настоящее время на блогеров возложены обязанности [2]:
– соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
– проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;
– не допускать использование сайта или страницы сайта в сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
– не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, а также соблюдать честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций.
Кроме того, блогеры должны размещать на своих сайтах или странице свою фамилию и инициалы, а также электронный адрес для направления юридически значимых сообщений. При этом в силу закона блогер имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом, излагать в своем блоге свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима, а также распространять рекламу на возмездной основе в соответствии с гражданским законодательством и законом о рекламе.
Сведения о сайтах и страницах блогеров должны быть систематизированы в соответствующем реестре. Обязанность по его ведению возложена на Роскомнадзор. В этой связи статьей 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом данных, позволяющих идентифицировать блогера, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений. Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 тысяч рублей до 300 тысяч рублей, а при повторном нарушении – штраф на граждан в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток [3].
Газеты, журналы и другие средства массовой информации транслируют свои новости или статьи в Интернет с помощью блога. Это позволяет дополнить собственный сайт оперативной информацией.
Некоторые печатные журналы идут в ногу с прогрессом и используют новейшие социальные медиа – например, такие как сервис Instagr.am, предназначенный для редактирования и мгновенной публикации фото, сделанных при помощи iPhone. Читатели «National Geographic» размещают в Сети красивые кадры из жизни дикой природы.
Некоторые редакции дают читателям возможность пообщаться с экспертами в режиме реального времени с помощью социальных медиа-площадок. Например, журнал «Food & Wine Magazine» периодически организует читательские чаты в twitter и facebook, где аудитория может поделиться друг с другом информацией по интересующей теме – рецептами, кулинарными советами и др.
Рекламные баннеры – по-прежнему самая распространѐнная форма монетизации сайтов СМИ. Однако творческий подход к использованию аккаунтов в социальных медиа даѐт гораздо более широкие возможности для рекламодателей и их партнѐров. Например, можно использовать оплаченные публикации в рейтинговых блогах, либо дать ссылку на скачивание тематических фонов для twitter, либо взять любой из тех способов монетизации, которые уже используются крупнейшими оффлайновыми изданиями в социальных сетях.
Список литературы
1. Революция дневников // Washington Profile. 2006. 23 февраля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.washprofile.org/?q=ru/node/4540&PHPSESSID= =daef4159969b7c469d7d978072b867d6 (дата обращения: 25.08.2015).
2. Федеральный закон №97-ФЗ от «05» мая 2014 г.«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях// СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».