Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

Аннотация.

Данная статья посвящена тенденциям развития рынка беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный летательный аппарат (БЛА) – летательный аппарат без экипажа на борту. В статье так же рассмотрены факторы сдерживающие развитие данного рынка. Особое внимание уделяется тенденциям развития рынка БЛА коммерческого и гражданского назначения, а именно мультикоптерам. Мультикоптер – это БЛА с произвольным количеством несущих винтов, вращающихся диагонально в противоположных направлениях.


Ключевые слова: бла, мультикоптер, рынок, спрос, динамика роста.

По оценкам АРМС-ТАСС со ссылкой на американский еженедельник Aviation Week & Space Technology объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов в предстоящее десятилетие (2015–2025) составит 67,3 миллиарда долларов [1].

Около 35,6 миллиарда долларов будет израсходовано на производство беспилотных аппаратов, 28,7 миллиарда долларов – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, два-три миллиарда долларов – на сервисное обслуживание БЛА.

БЛА принято классифицировать по четырем параметрам: масса, время, высота и дальность полета [2].

  

Таблица 1 Классификация БЛА

  

Дальность, км

Высота, км

Время, ч

Масса, кг

Сверхлегкие

До 10

До 0,25

Около 1

До 5

Легкие

До 70

До 3

От 2 до 6

До 200

Средние

До 500

До 10

До 24

До 1250

Тяжелые

До 2000

До 20

До 48

До 10000

 

     Наиболее распространены БЛА самолетного и вертолетного типов. Каждый из них решает свой круг задач: БЛА самолетного типа применяются преимущественно для создания ортофотопланов территорий, цифровых  моделей  местности,  мониторинга  протяженных  объектов.  Основные  преимущества:  высокая крейсерская скорость, значительная дальность полета и автономность.

    БЛА вертолетного типа (вертолеты, мультикоптеры) применяются в основном для перспективной съемки, мониторинга небольших территорий или обследования сложных конструкций (например опор моста, в том числе и под дорожным полотном). Основные преимущества: малые размеры, взлет и запуск с любых площадок, возможность зависания над объектом обследования, увеличенная полезная нагрузка.

     Среди БЛА вертолетного типа широкое распространение получили мультикоптеры. Мультикоптеры способны выполнять множество полезных функций в различных областях человеческой деятельности.


Рис.1. Квадрокоптер.

 

    Согласно данным отчета «The economic impact of unmanned aircraft systems integration in the United States. AUVSI»[3], кроме военной и научной, перспективны следующие области коммерческого и гражданского применения мультикоптеров: охрана правопорядка, борьба с лесными пожарами, сельскохозяйственный контроль, управление чрезвычайными ситуациями, обследование линий  электропередач, трубопроводов, телекоммуникации, мониторинг погоды, аэросъемка и картографирование, мониторинг окружающей среды, разведывание запасов нефти и газа, грузовые перевозки.

      Эксперты отмечают, что широкие перспективы применения БЛА в России обусловлено наличием больших территорий, контроль за которыми может эффективно осуществляться при их помощи. Оценка российского рынка БПЛА –  400  млрд. рублей (13,5  млрд. долларов) до 2024  года[5]. Таким  образом, соответствующая рыночная ниша представляется перспективной.

     Однако, существует ряд факторов [4], сдерживающих развитие рынка БЛА:

1.    Развитие рынка гражданских БЛА на сегодняшний день замедляется из-за отсутствия нормативно- правовой базы для интеграции БЛА в единое воздушное пространство. Эта проблема не решена полностью ни в одной стране мира. В России пока предприняты только первые шаги в этом направлении. С 1 ноября 2010 года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Впервые в этот документ включено определение беспилотного летательного аппарата, а также введены положения относительно порядка использования беспилотного летательного аппарата в воздушном пространстве. Однако этот документ должен быть дополнен рядом сопутствующих документов, содержащих подробные правила и инструкции.

2.     Повышенная аварийность БЛА. В настоящее время БЛА не снабжены системой распознавания препятствий и ухода от столкновений, кроме того, многие модели оснащены не вполне совершенными автопилотами. Риск потери аппарата и оборудования приводит к тому, что многие компании могут предпочесть покупать не БЛА, а летные часы у организаций, которые бы специализировались на беспилотных запусках.

3. Не урегулированы до конца вопросы сертификации, страхования, регистрации.

    Тем не менее, такие качества применения БЛА как рентабельность, возможность съемки с небольших высот и вблизи объектов, возможность применения в зонах чрезвычайных ситуаций без риска для жизни и здоровья пилотов способствуют привлекательности данного продукта, которая имеет постоянно расширяющийся спрос.

 

Список литературы

1.     International UAV Market Prices – Arlington: Aviation Week, 2014. – C. 6 – 10.

2.     Perspectives on Unmanned Aircraft Classification for Civil Airworthiness Standards – NASA/TM – 2013 – 217969. – C. 22 – 25.

3.     The economic impact of unmanned aircraft systems integration in the United States – Arlington : AUVSI, 2013. – C. 2 – 15.

4.     Беспилотные летательные аппараты: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования / О.Н. Зинченко // ЗАО «Ракурс», 2013.

5.     Мировой рынок беспилотников / Н. Преображенов // Военно-промышленный курьер, 2014. – № 3. – С. 15 – 16.