08 января 2016г.
Аннотация.
Данная статья посвящена тенденциям развития рынка беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный летательный аппарат (БЛА) – летательный аппарат без экипажа на борту. В статье так же рассмотрены факторы сдерживающие развитие данного рынка. Особое внимание уделяется тенденциям развития рынка БЛА коммерческого и гражданского назначения, а именно мультикоптерам. Мультикоптер – это БЛА с произвольным количеством несущих винтов, вращающихся диагонально в противоположных направлениях.
Ключевые слова: бла, мультикоптер, рынок, спрос, динамика роста.
По оценкам АРМС-ТАСС со ссылкой на американский еженедельник Aviation Week & Space Technology объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов в предстоящее десятилетие (2015–2025) составит 67,3 миллиарда долларов [1].
Около 35,6 миллиарда долларов будет израсходовано на производство беспилотных аппаратов, 28,7 миллиарда долларов – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, два-три миллиарда долларов – на сервисное обслуживание БЛА.
БЛА принято классифицировать по четырем параметрам: масса, время, высота и дальность полета [2].
Таблица 1 Классификация БЛА
|
Дальность, км
|
Высота, км
|
Время, ч
|
Масса, кг
|
Сверхлегкие
|
До 10
|
До 0,25
|
Около 1
|
До 5
|
Легкие
|
До 70
|
До 3
|
От 2 до 6
|
До 200
|
Средние
|
До 500
|
До 10
|
До 24
|
До 1250
|
Тяжелые
|
До 2000
|
До 20
|
До 48
|
До 10000
|
Наиболее распространены БЛА самолетного и вертолетного типов. Каждый из них решает свой круг задач: БЛА самолетного типа применяются преимущественно для создания ортофотопланов территорий, цифровых моделей местности, мониторинга протяженных объектов. Основные преимущества: высокая крейсерская скорость, значительная дальность полета и автономность.
БЛА вертолетного типа (вертолеты, мультикоптеры) применяются в основном для перспективной съемки, мониторинга небольших территорий или обследования сложных конструкций (например опор моста, в том числе и под дорожным полотном). Основные преимущества: малые размеры, взлет и запуск с любых площадок, возможность зависания над объектом обследования, увеличенная полезная нагрузка.
Среди БЛА вертолетного типа широкое распространение получили мультикоптеры. Мультикоптеры способны выполнять множество полезных функций в различных областях человеческой деятельности.
Рис.1. Квадрокоптер.
Согласно данным отчета «The economic impact of unmanned aircraft
systems integration in the United States. AUVSI»[3], кроме военной
и научной, перспективны следующие области
коммерческого и гражданского применения
мультикоптеров: охрана правопорядка, борьба
с лесными пожарами, сельскохозяйственный контроль, управление чрезвычайными ситуациями, обследование линий электропередач, трубопроводов, телекоммуникации, мониторинг погоды, аэросъемка и картографирование, мониторинг окружающей среды, разведывание запасов
нефти и газа, грузовые перевозки.
Эксперты отмечают, что широкие перспективы применения БЛА в России обусловлено наличием больших территорий, контроль за которыми может
эффективно осуществляться при их помощи.
Оценка российского рынка БПЛА – 400
млрд. рублей (13,5 млрд. долларов) до 2024 года[5]. Таким образом, соответствующая рыночная ниша представляется перспективной.
Однако, существует ряд факторов [4], сдерживающих развитие рынка БЛА:
1. Развитие рынка гражданских БЛА на сегодняшний день замедляется из-за отсутствия нормативно- правовой базы для интеграции БЛА в единое воздушное
пространство. Эта проблема
не решена полностью ни в одной стране мира. В России пока предприняты только первые шаги в этом направлении. С 1 ноября 2010 года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного
пространства Российской
Федерации. Впервые в этот документ
включено определение беспилотного летательного аппарата, а также введены положения относительно порядка
использования беспилотного летательного аппарата в воздушном пространстве. Однако этот документ
должен быть дополнен рядом сопутствующих документов, содержащих подробные правила и инструкции.
2. Повышенная аварийность БЛА. В настоящее время БЛА не снабжены
системой распознавания препятствий и ухода от столкновений, кроме того, многие
модели оснащены не вполне совершенными автопилотами. Риск потери аппарата и оборудования приводит
к тому, что многие компании могут предпочесть покупать не БЛА, а летные часы у организаций, которые бы специализировались на беспилотных запусках.
3. Не урегулированы до конца вопросы
сертификации, страхования, регистрации.
Тем не менее, такие качества применения БЛА как рентабельность, возможность съемки с небольших высот и вблизи объектов, возможность применения в зонах чрезвычайных ситуаций без риска для жизни и здоровья пилотов
способствуют привлекательности данного продукта, которая имеет постоянно расширяющийся спрос.
Список литературы
1.
International UAV
Market Prices
– Arlington:
Aviation Week, 2014. – C.
6 – 10.
2.
Perspectives on Unmanned
Aircraft Classification for Civil Airworthiness Standards – NASA/TM – 2013 – 217969. – C. 22 – 25.
3.
The economic
impact of unmanned
aircraft systems
integration in the United States – Arlington : AUVSI, 2013. – C.
2 – 15.
4. Беспилотные летательные аппараты: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования / О.Н. Зинченко // ЗАО «Ракурс»,
2013.
5. Мировой рынок беспилотников / Н. Преображенов // Военно-промышленный курьер, 2014. – № 3. – С. 15 – 16.