Аннотация. Отмечено, что развитие дорожного хозяйства является одним из важнейших направлений обеспечения динамичного регионального социально-экономического развития. Систематизированы различные эффекты проектов дорожной инфраструктуры. Сформирована система оценки влияния проектов дорожного хозяйства на региональную экономику с учетом возможного положительного и отрицательного воздействия.
Ключевые слова: дорожное хозяйство, дорожная инфраструктура, регион, проект, оценка, региональное развитие.
Дорожная инфраструктура является составной и неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность региона и создающая условия для его комплексного социально-экономического развития. Дорожная инфраструктура оказывает существенное воздействие на производственный и социальный процессы регионального развития и является предметом исследования в ряде научных работ [1-4]. В ходе определения влияния дорожной инфраструктуры на социально- экономическое развитие региона нужно учитывать взаимосвязь дорожной инфраструктуры с другими сферами: другими видами инфраструктуры, отраслями экономики и направлениями социального развития и т.д.
Развитие дорожного хозяйства занимает важное место в программах социально-экономического развития регионов, играя существенную роль в стратегическом развитии регионов. Для того, чтобы определить вклад конкретного проекта дорожного хозяйства необходимо оценить воздействие проекта на достижение целевых показателей региональных программ развития – таблица 1.
Таблица 1 – Воздействие инвестиционного проекта в дорожном хозяйстве на региональное развитие
|
Наименование программы |
Ед. изм. |
Всего |
Удельный вес |
|
Название региональной программы |
|
|
|
|
Целевой показатель №1 |
|
|
|
|
Вклад проекта в достижение целевого показателя №1 |
|
|
|
|
Целевой показатель №2 |
|
|
|
|
Вклад проекта в достижение целевого показателя №2 |
|
|
|
|
…. |
|
|
|
При этом следует принимать во внимание, что экономические показатели регионального развития формируются в результате воздействия комбинации факторов, которые характеризуют особенности, специфику и показатели системы. Эти факторы могут оказывать положительное, отрицательное или нейтральное воздействие на определенном интервале времени. Среди этих факторов одним из существенных является уровень транспортного развития, определяемого в существенной мере наличием дорожной инфраструктуры необходимого качества и уровня развития.
При этом должно быть учтено, что проекты дорожного хозяйства дают различные виды эффектов, приведенных в таблице 2.
Таблица 2– Эффекты проектов дорожной инфраструктуры
|
Характер влияния |
Эффекты влияния |
|
Прямое |
Воздействие на себестоимость производства продукции Воздействие на эффективность работы предприятий различных сфер деятельности Воздействие на поступления в бюджетную систему (как непосредсрвенно от реализованного проекта, так и от деятельности предприятий, чья эффективность изменилась в результате реализации проекта) Влияние на мобильность населения Воздействие на туристко-рекреационную сферу Воздействие на внутрирегиональные и межрегиональные связи Рост ВРП непосредственно в связи с реализацией проекта |
|
Косвенное |
Рост ВРП в результате деятельности организаций, чьи условия хозяйствования изменились в результате осуществления проекта Сглаживание внутрирегиональной неравномерности транспортного развития Улучшение инвестиционного климата Воздействие на инвестиционно-строительную сферу Воздействие на миграцию населения Влияние на территориальное размещение производственных сил внутри региона Мультипликативное воздействие на отрасли и сферы деятельности |
|
По продолжительности |
Долгосрочное воздействие Среднесрочное воздействие Краткосрочное воздействие |
|
По направленности эффекта |
Позитивное воздействие на социально-экономическое развитие Отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие Разнонаправленное воздействие на различные направления социально- экономического развития и различных территории внутри региона |
|
По способу воздействия |
Эндогенное влияние: улучшение транспортного сообщения для предприятий и населения; повышение инвестиционной привлекательности региона и как места постоянного проживания Экзогенное влияние: включение региона в межрегиональные и внешнеэкономические связи |
|
По различным стадиям реализации проектов |
Эффекты на прединвестиционной стадии Эффекты на инвестиционной стадии Эффекты на эксплуатационной стадии Эффекты на ликвидационной стадии |
|
По уровню воздействия |
Муниципальный уровень Региональный уровень Макрорегиональный уровень Государственный уровень |
Представленная таблица по сравнению с имеющимися подходами [2] учитывает, как позитивные, так и негативные воздействия на социально-экономическую сферу региона от реализации проекта, принимает во внимание стадии реализации проекта, а также ряд других составных частей общей эффективности. Воздействие проекта дорожного хозяйства на региональную экономику приведено в таблице 3. При этом учтены различные стадии реализации проектов [5].
Таблица 3 – Воздействие проектов дорожного хозяйства на различных стадиях реализации на
региональное развитие
|
Положительное воздействие |
Отрицательное воздействие |
|
Прединвестиционная стадия |
|
|
Рост объемов работ по проектированию объекта Улучшение инвестиционного климата Увеличение стоимости земель Положительная миграция населения Незначительное увеличение ВРП |
Отвлечение ресурсов (финансовых, кадровых, временных), которые могли быть направлены на другие направления Возможные безвозвратные потери в случае отказа от реализации проекта |
|
Инвестиционная стадия |
|
|
Увеличение объемов работ по виду деятельности «строительство» Рост инвестиций в основной капитал Увеличение поступлений в бюджеты разных уровней Рост занятости населения Использование ресурсов промышленности строительных материалов Рост ВРП |
Негативное воздействие строительного процесса на экологию Ухудшение транспортно-эксплуатационных условий во время осуществления работ Рост нагрузки на бюджеты |
|
Эксплуатационная стадия |
|
|
Улучшение условий передвижения для пользователей: Рост средних скоростей Снижение расхода ГСМ Снижение износа транспортного средства Уменьшение потерь от ДТП Улучшение связанности территорий Снижение перепробега транспортных средств Уменьшение непроизводительных потерь времени организаций и населения Улучшение условий для туризма и рекреации Бюджетные эффекты в случае платного использования объекта Рациональное перераспределение транспортных потоков |
Дополнительная нагрузка на экологию Неблагоприятные социальные последствия в случае платного использования объекта Риски, связанные с необходимостью возврата финансовых ресурсов в случае финансирования частной стороной или дополнительная нагрузка на бюджет в случае КЖЦ |
|
Ликвидационная стадия |
|
|
Переход прав владения государству (в случае концессии) Начало нового инвестиционного цикла объекта Снижение социальной нагрузки на население (в случае окончания срока концессии) |
Дополнительные затраты на завершение проекта Затраты на выход из проекта Ухудшение транспортно-эксплуатационных характеристик объекта |
Для того чтобы оценить суммарный эффект от реализации проектов, необходимо учитывать коммерческий, бюджетный, социальный, экологический, общественный, региональный эффекты. Однако суммирование их некорректно. Также учет количественной величины социального эффекта достаточно проблематичен. В ряде случаев этот эффект может быть разнонаправленным.
Для определения воздействия проектов в дорожном хозяйстве на региональное развитие нужно изначально определить уровень развития данного народно-хозяйственного комплекса. Имеется множество подходов к такой оценке. Оценку эффективности развития транспортной инфраструктуры региона в других работах осуществляют на основе определения общего показателя развития транспортной инфраструктуры региона методом многомерной классификации на основе многомерных средних [6]. Еще одним из подходов к определению уровня развития транспортной инфраструктуры региона является расчет ряда показателей.
Важной задачей является определение потребностей региона в транспортных услугах, транспортных условиях, их воздействие на различные отрасли и сферы деятельности. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог может являться важнейшим фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона. Значительно снижается конкурентоспособность территорий. Представленные в данной работе подходы к оценке воздействия проекта дорожного хозяйства на региональное развитие позволяют сформировать основу для принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие дорожного хозяйства.
1. Реализация проектов государственно-частного партнерства в строительстве: монография / Дао Тунг Бать, В.В. Гасилов, В.П. Офин, И.А. Провоторов. – Воронеж, Воронеж. гос. ун-т инжен. технол., 2015 – 189 с.
2. Гольская Ю.Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
3. Роль автомобильных дорог в национальной экономике. проблемы транспортно-дорожной сети и пути их решения / С.С. Васильчишин // Управление инвестициями и инновациями. 2017. № 2. С. 44-48.
4. Управление проектами государственно-частного партнерства дорожного хозяйства в регионе / А.М. Федотов, М.А. Карпович, И.А. Провоторов. / ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2018. Т. 15. № 9. С. 39-43.
5. Управление рисками инвестиционной стадии в проектах государственно-частного партнерства / В.В. Гасилов, В.П. Офин, И.А. Провоторов // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2017. № 1 (367). С. 48-52.
6. Кудрявцев А.М., Тарасенко А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, А.А. Тарасенко // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-4. С. 789-793.