Любое предприятие представляет собой систему взаимодействующих между собой
бизнес-процессов. Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги. Особенность анализа организации как совокупности бизнес-процессов состоит в том, что он позволяет увидеть всю цепочку операций, протекающих там, и достичь максимальной эффективности функционирования каждой задачи и бизнес-процессов в целом.
На основе системного анализа внутренних бизнес-процессов разнообразных организаций нами выявлен стандартный набор бизнес-процессов, свойственный большинству производственных предприятий:
1. Подготовка производства(ПП)
2. Основное производство(ОП)
3. Обеспечение финансами(ОФ)
4. Маркетинг(М)
5. Сбыт(С)
6. Материально-техническое обеспечение(МТО)
7. Кадровое обеспечение(КО)
8. Социальное обеспечение(СО)
9. Транспортное обеспечение(ТО)
10. Ремонтное обеспечение(РО)
11. Энергетическое обеспечение(ЭО)
12. Обеспечение основной дяятельности(ООД)
13. Информационное обеспечение(И)
14. Управление(У)
Как правило, в процессно-задачном анализе потоки создания стоимости бизнес- продуктов отображаются в виде таблиц. Для более полного и эффективного отображения результатов системного анализа связей между бизнес-процесами использована теория графов и построена схема, где скомпанованы все связи (Рис.1).
Для совершенствования системы менеджмента производственных предприятий следует проделать следующие шаги при создании информационных систем, позволяющих анализировать данную предметную область:
1. Распределить ответственность за результаты задач, входящих в состав бизнес-процессов;
2. Описать организационно-логические и временные связи задач;
3. Обозначить взаимодействия бизнес-процессов. Описание взаимосвязей бизнес-задач по потокам создания стоимости, определить входные и выходные информационные массивы;
4. Выделить показатели деятельности и эффективности бизнес-процессов;
5. Рассчитать бюджет затрат бизнес-задач и себестоимость выходных продуктов для каждой бизнес-задачи.
Безусловно, эти шаги должны составлять основу для разработки алгоритма решения задачи процессно-задачного управления. Непрерывное совершенствование показателей эффективности решения взаимосвязанных задач бизнес-процессов составляет суть непрерывного процессно-задачного менеджмента. Опираясь на данный алгоритм, можно сформировать информационно-математическую модель оптимизации планирования бюджета затрат на основе процессно-продуктовой методологии.
Первичная элементная декомпозиция системы управления предприятием позволяет выявить элементы системы управления с позиции процессно-задачного подхода. Концептуальное проектирование решения задачи процессно-задачного управления и создание ER-модели данной предметной области позволяют ясно определить связи между исследуемыми объектами. Эти объекты представлены в виде ER-диаграммы предметной области. Представленная ниже диаграмма отображает базовые объекты процессно- задачной технологии управления и процессно-продуктового бюджетирования затрат.
Таблица 1 - Принципы выделения бизнес-процессов
|
№ |
Принцип |
Соответствие |
|
1 |
принцип полноты |
Схема способна описать весь набор бизнес-процессов и
бизнес-задач |
|
2 |
принцип
детерминированности |
Границы и содержание каждого процесса определяются в
объектах Исполнители, Бизнес-процессы, Подпроцессы, Бизнес-задачи и т.д. |
|
3 |
принцип |
При реализации модели задачи не пересекаются между |
|
|
нормализованности |
собой |
|
4 |
принцип связанности |
Отражена связь между бизнес-задачами и бизнес-
продуктами и их стоимостью. Результаты одних задач формирует состав входов других задач |
|
5 |
принцип
ресурсоемкости |
Ресурсы зафиксированы за каждой задачей в виде объекта
ВходыИМеханизмы |
|
6 |
принцип
автономности |
Схема способна обозначить границы влияния бизнес-
процессов |
|
7 |
принцип
продуктивности |
Результаты решения задач могут быть измерены по данной
схеме |
|
8 |
принцип
динамичности |
Модель является даталогической и это доказывает ее
динамичность |
Таким образом, смоделированная в результате системного анализа деятельности организаций ER-диаграмма описывает работу системы управления бизнес-процессами и может быть применена в дальнейших исследованиях. Такая модель реализует управление с точки зрения процессно-задачного подхода в соответствии с принципами выделения бизнес-процессов согласно концепции процессного управления BPM.
1. Смирнов Ю.Н Процессно-задачный инжиниринг бизнес-процессов и стандарт управления предприятием // Научно-практический журнал «Интеграл» – 2007. - № 5.
2. Шибаков В.Г., Шадрова Ю.В. Совершенствование управления маркетинговой деятельностью машиностроительного предприятия на основе процессно-задачного подхода //Экономический анализ: теория и практика"– 2009,-№36