Одним из показателей структурных преобразований здравоохранения, направленных на повышение эффективности здравоохранения, является развитие национальной системы высокотехнологичной медицинской помощи, включающей в себя применение новых сложных и инновационных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники [1].
Начиная с 01.01.2015 г. порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи установлен Приказом Министерства здравоохранения России от 29.12.2014 г. № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы», согласно которому высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в следующих условиях: в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) и стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждённых Министерством здравоохранения РФ [1]. Ежегодно Министерство здравоохранения России формирует государственный заказ с учѐтом заявленной субъектами РФ потребности населения.
Таблица 1 Динамика потребности в высокотехнологичной медицинской помощи согласно заявкам субъектов РФ и её удовлетворённости с 2008 по 2011 г.[3]
|
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Потребность в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, тыс. чел. |
236,5 |
286 |
333 |
388,1 |
|
Удовлетворѐнность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи, % |
91,1 |
89 |
87 |
83,1 |
Приведенные данные свидетельствуют о росте потребности населения в оказании данных медицинских услуг на 64,1 % и снижении удовлетворённости потребности населения в связи с недостаточной доступностью высокотехнологичной медицинской помощи (Табл.1). Объѐмы медицинских услуг при оказании высокотехнологичной медицинской помощи с 2008 по 2011 г. возросли на 49,6 %, финансирование в текущих ценах увеличилось на 84,7 % (Табл.2).
|
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Объѐм оказанной высокотехнологичной медицинской помощи (число пролеченных больных), тыс. чел. |
215,5 |
254,6 |
289,7 |
322,5 |
|
Объѐм финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в текущих ценах, млрд. руб. |
24,2 |
30,5 |
37,2 |
44,7 |
С 2015 г. финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. При этом, с 2015 года оплата всей высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется по «полному тарифу», включая все статьи затрат.
Одним из приоритетных направлений работы здравоохранения Сахалинской области, в соответствие с Государственной программы «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 – 2020 годы», в 2014 году является оптимизация стационарной помощи и развитие высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с постановлением правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с 2015 года высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Показатели стационарной помощи Сахалинской области представлены в Табл.3.
Таблица 3 Показатели стационарной помощи Сахалинской области за 2013-2014г.[4]
|
Показатели |
Период |
|
|
2013 г. |
2014 г. |
|
|
Число коек, всего (абс.) |
5961 |
5650 |
|
Число коек без сестринского ухода, (абс.) |
5710 |
5404 |
|
Обеспеченность койками на 10000 населения (коек) |
120,84 |
115,1 |
|
Средняя длительность пребывания больного на койке (дни) |
13,9 |
13,6 |
|
Оборот койки (количество больных пролеченных в течение года) |
23,84 |
24,17 |
По области коечный фонд был сокращѐн на 5,2 % (311 коек), коечный фонд составляет 5650 коек. Обеспеченность койками на 10 тыс. населения в 2014 году сохраняется высокой и составляет 115,1, что ниже 2013 года – 120,8 и выше показателей по РФ и ДВФО(РФ 2012г. – 84,1, ДВФО – 93,3).Показатель средней длительности лечения больного в стационаре с учетом работы коек сестринского ухода по области составил 13,6 дней (при плане - 12,9 дней). Оборот койки 24,14. В 7 муниципальных образованиях области имеется 246 коек в составе отделений сестринского ухода.
В Сахалинской области количество пациентов, которым была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, с 2013 г. увеличилось на 19,5 % и составило 2703 человек в 2014 г. (Рисунок 1)[4].
Рис.1. Объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Сахалинской области
Рис.2. Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи
В федеральных медицинских организациях высокотехнологичная медицинская помощь оказана 1188 пациентам. В учреждениях здравоохранения области высокотехнологичная медицинская помощь оказана 1515 пациентам, что на 44,8% больше 2013 года (в том числе 625 пациентам за счет средств обязательного медицинского страхования).
Высокотехнологическая медицинская помощь в регионе оказывалась за счѐт средств федерального бюджета и бюджета Сахалинской области (Рисунок 2). Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи: за счѐт средств федерального бюджета уменьшилось на 12,6 % и составило в 2014 г. 23933 тыс. руб.; за счѐт средств бюджета региона увеличилось на 63 % и составило в 2014 г. 185881,4 тыс. руб. [3].
Таким образом, одна из главных целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации – повышение доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи. Дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи в регионах требует дополнительного увеличения финансирования, подготовки квалифицированных специалистов, оснащения медицинских организаций дорогостоящим медицинским оборудованием.
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон № 323 – ФЗ от 21 ноября 2011 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.08.2015).
2. Закон Сахалинской области от 12.12.2014 № 82-30 "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.08.2015).
3. Общественное здоровье и здравоохранение. [Текст] : Национальное руководство / под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 624 с.
4. http://www.sakhalin.biz/news/finance/97867/(дата обращения 10.08.2015).