Одна из основных целей создания транспортных коридоров на территории Российской Федерации состоит в решении проблем по оказанию качественных транспортных услуг, которая достигается путем эффективного взаимодействия не только между всеми участниками транспортного процесса, но что немаловажно между отдельными видами транспорта, государством и социумом, находящимися в зоне транспортного коридора. Соответственно государственная политика в сфере транспорта может и должна обеспечивать гармонизацию конкурентоспособных условий для всех видов транспорта и побудительное сотрудничество всех заинтересованных лиц в этой области. Особенно важно использовать соответствующие механизмы для управления транспортным коридором и улучшать эффективность транспортировки с использованием нескольких видов транспорта. Институциональная среда определяет выбор механизмов создания, управления, учета и классификации транспортных коридоров и как следствие финансирования необходимых затрат.
Либерализация транспортного рынка, произошедшая после распада СССР и изменение экономического курса государства повлияла на всю транспортную систему государства, классифицируемую в то время как «единая транспортная система» [5]. Отраслевые транспортные министерства СССР (Минморфлот, МПС и др.) в результате поэтапных экономических реформ были реорганизованы в Министерство транспорта РФ [1]. Отрицательные моменты в сфере управления транспортом стали характеризоваться увеличением количества новых хозяйствующих субъектов с коммерческими интересами, не всегда совпадающими с интересами государства. Управление транспортом еще более усложнилось. Либерализация не привела к оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективных органов управления в крупных транспортных инфраструктурных объектах. Еще большие проблемы возникают из-за того, что значительная часть магистральных перевозчиков становится вертикально-интегрированной монополией. В некоторых случаях трудно достигнуть взаимовыгодных соглашений с псевдорыночной компанией, такой как ОАО РЖД [10]. Бизнес- модели организации грузоперевозок в рамках Панъевропейских транспортных коридоров базируются на четкой иерархии законодательства и экономических программ. Оценка методологических предложений и опыта существующих проектов свидетельствует, что наиболее соответствующей формой управления коридором является ассоциация заинтересованных лиц, которая и определяет стратегию и план сотрудничества между ее членами и правовой уровень регулирования их отношений: международный, государственный, региональный (субъекты РФ и федеральные округа), муниципальный, базирующийся на административных, экономических и стимулирующих методах руководства. Объем торговли между Европой и Азией увеличивается, естественно возникает потребность в создании жизнеспособных транспортных коридоров, выполняющих в том числе транзитные функции (Табл.1). [3]
Таблица 1 Прогноз объемов транзитных перевозок грузов через территорию России, млн.тонн
|
Вид транспорта |
2000 год |
2005 год |
2007 год |
2010 год |
2015 год |
2020 год |
2030 год |
|
Всего |
21,8 |
18 |
27,9 |
34,2 |
42,7 |
60 |
100 |
|
Железнодорожный |
20 |
17,4 |
27,2 |
33,1 |
40,3 |
53 |
76 |
|
Автомобильный |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
1 |
2 |
2,5 |
3 |
|
Внутренний водный |
1,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,4 |
4,5 |
21 |
|
Кроме того по транзитным авиатрассам |
0,01 |
0,1 |
0,17 |
0,3 |
0,6 |
0,8 |
1,4 |
Соответственно создание единой классификации транспортных коридоров как функционирующих, так и вновь создаваемых на территории РФ позволит качественно улучшить оказываемые транспортные услуги, в том числе сократить время доставки грузов и будет способствовать интеграции Российской Федерации в мировую транспортную систему, минимизировав затруднения при переходе груза с одного вида транспорта на другой и пересечении государственной (таможенной) границы РФ. Классификация должна базироваться на международном опыте с учетом российских реалий и учитывать, что:
- транспортные коридоры должны иметь интегрированное управление, являться жизнеспособными, экономически эффективными, экологически чистыми, безопасными и социально ориентированными;
- во главу угла транспортировки грузов в транспортном коридоре должны ставиться ни его отдельные участки, а общая цепь транспортно-производственной деятельности, то есть его физическая транспортная эффективность, характеризуемая отдельными полезными действиями, различными индивидуальными способами транспортировки, связанными с модальной организацией перевозок и доступностью их выбора. Эффективность оказываемых услуг будет зависеть от организационных и иных факторов;
- участники перевозочного процесса, преследуя свои коммерческие интересы должны согласовывать тарифы на транспортные услуги, учитывая при этом проблемы не только организационные, технические и финансовые, но и правового характера в ряде случаев становящиеся камнем преткновения для бизнеса, науки, органов государственной и муниципальной власти.
На эффективное перемещение грузов в транспортном коридоре оказывает влияние множество факторов схематично представленных на Рисунке 1. Одной из важнейших составляющих этих факторов является государство в лице его органов, гармонизирующее интересы всех других участников в правовых рамках (на Рисунке 1 эта область обозначена в виде сферического треугольника). Только рациональное использование разнообразных форм взаимодействия, их умелое сочетание обеспечивает достижение запланированных результатов [8, с. 164].
При анализе актов государственного управления федерального уровня, принимаемых органами исполнительной власти как общей компетенции (правительство РФ), так и специальной (Министерство транспорта РФ и др.), учитывая хронологию принимаемых актов было установлено, что впервые в 2001 году правительство РФ в своем постановлении № 848 от 05.12., которое утверждает Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) говорит о транспортном коридоре «Запад-Восток», тогда как во вновь принятой Транспортной стратегии на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ №1734-р от 22.11.2008 г. коридор «Запад-Восток» уже отсутствует и появляется коридор «Восток-Запад», при этом не поясняется, упразднен ли первый или просто переименован. Также без пояснений появляются транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Однако в принятой в 2014 году государственной программе «Развитие транспортной системы» утверждается, что «…цели программы синхронизированы с целями Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», хотя ничего о вышеназванных коридорах не говорится, а упоминаются лишь «Транспортные коридоры Азово-Черноморского бассейна».
В отдельную группу для исследования необходимо выделить распоряжение правительства РФ, посвященное стратегиям развития отдельных регионов государства. Так, в распоряжении правительства РФ №2094-р от 28.12.2009г. «Об утверждении стратегии социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» говорится о транспортных коридорах «Транссибирская магистраль, Приморье-1, Приморье-2, Северный морской путь», а в распоряжении правительства РФ № 1120-р от 5.07. 2010г.
«Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» упоминается «Северный широтный коридор (Пермь-Ивдель-Ханты-Мансийск-Тикси)» и предлагается развивать «Арктический транспортный коридор (на базе возрождения и модернизации Северного морского пути)» и превратить «Транссиб» в международный коридор «Транссиб-TS».
Вызывает озабоченность классификация и обозначение транспортных коридоров, предлагаемая в распоряжении правительства РФ №1540-р от 06.09.2011г. «Об утверждении Стратегии социально- экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020г.» в котором говорится о «рокадном» транспортном коридоре Санкт-Петербург – Юг России, тогда как энциклопедический словарь трактует это понятие как «железные и грунтовые дороги в прифронтовой полосе, проходящие параллельно линии фронта» [9], и в словаре С.И. Ожегова отмечается, что «…рокада – дорога, путь, сообщение вдоль линии фронта» [6].
Также не понятно определение Российской Федерации: «…как территории, позволяющей выполнять функции транспортного коридора мирового значения», предлагаемое в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020г. [2]. Нами исследованы и другие распоряжения правительства РФ в вышеназванной сфере, но ответа о количестве и названии коридоров, функционирующих в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах не найдено.
Орган специальной (отраслевой) компетенции Министерство транспорта РФ в приказе №45 от 12.05.2005г. в утвержденной «Транспортной стратегии РФ на период до 2020г.» говорит о создании транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный». Этот коридор ни в одном нормативном акте больше не упоминался.
Еще разрозненнее идет обозначение транспортных коридоров в нормативных актах субъектов федерации. Например, в «Стратегии социально-экономического развития республики Северная Осетия – Алания до 2025г.» говорится о «…двух важнейших транспортных коридорах «Северный Кавказ» и «Транс-Кавказ»» [4]. А в постановлении правительства Ленинградской области №397 от 14.11 2013г. предлагается развитие «….новых направлений транспортных коридоров на территории Ленинградской области: «Европа – Западный Китай» и «Северо-Запад – Сибирь»». В постановлении правительства Санкт-Петербурга №379 от 14.04.2009г. (в ред. от 25. 10.2013г.) предлагается создать транспортный коридор под названием: «Пироговская набережная – Васильевский остров», причем такие обозначения транспортных коридоров являются общей тенденцией, а не исключением.
При анализе транспортных коридоров, проектируемых и создаваемых на уровне муниципальных образований, наблюдается полное отсутствие сколь-нибудь значимой системы классификации транспортных коридоров и методологических подходов, поддающихся анализу и обобщению.
Все вышеназванное свидетельствует о необходимости разработки единого классификатора транспортных коридоров, функционирующих на территории Российской Федерации с использованием международного опыта. За основу можно взять классификацию железнодорожных транспортных коридоров, применяемую ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог) – международной организацией, созданной в 1956 году основой существования и работы которой является «Положение об ОСЖД», имеющее статус международного договора. К настоящему времени сформированы 13 транснациональных маршрутов и их ответвлений, при уточнении схем железнодорожных транспортных коридоров были использованы материалы общеевропейских транспортных коридоров, принятые на Крите, в Хельсинки и Санкт-Петербурге, материалы по TRACEKA и другие [7].
Международное сообщество присвоило буквенно-цифровые обозначения международным Евро-Азиатским транспортным коридорам. Так, например, коридор «Север – Юг» обозначается – NS, «Северный морской путь» - SMP, Панъевропейский транспортный коридор №9 - PE-1.
С учетом вышеизложенного и на основе теоретических исследований автора разработан классификатор транспортных коридоров как функционирующих, так и вновь создаваемых на территории РФ, учитывающий практику функционирования Бюджетных классификаторов, ОКОНХ, ОГРП, ЕГРП. Государственный регистрационный номер записи (соответствующий номеру паспорта транспортного коридора) вносимый в Единый государственный классификатор транспортных коридоров РФ может состоять из десяти групп цифр, расположенных в следующей последовательности:
1.0; 2.0; 3.0; 4.0; 5.0; 6.0; 7.0; 8.0; 9.0; 10.0., где:
· 1.0 - признак отнесения записи (по масштабу функционирования)
1.1 – к международному транспортному коридору, функционирующему на территории РФ;
1.2 - российский транспортный коридор без международного элемента;
· 2.0 – по видам транспорта
2.1 – железнодорожный
2.2 – морской
2.3 – речной
2.4 – воздушный
2.5 – автомобильный
2.6 – универсальный.
· 3.0 – по территории функционирования
3.1 – Российская Федерация (более чем 3.2)
3.2 – федеральный округ
3.3 – субъект РФ
3.4 – муниципальное образование.
· 4.0 – по форме функционирования
4.1 – логистическая
4.2 – транспортно-экспедиционная
· 5.0 – по форме управления
5.1 – государственная
5.2 – муниципальная
5.3 – частная
5.4 – смешанная
· 6.0 – по видам перевозок
6.1 – грузовые
6.2 – пассажирские
6.3 – грузопассажирские
· 7.0 – по времени функционирования
7.1 – постоянно действующие
7.2 – сезонные (временные)
· 8.0 – по протяженности
8.1 – до 100 км
8.2 – до 1000 км
8.3 – более 1000 км
· 9.0 – по грузонапряженности
9.1 – до 1млн т /год
9.2 – до 10 млн т /год
9.3 – более 10 млн т /год
· 10.0 – резерв (например, в этой группе можно представить буквенно-цифровые обозначения коридора и его ответвлений).
По нашему мнению ведение государственного учета транспортных коридоров целесообразно делегировать Министерству транспорта РФ. Но при постоянно совершенствующемся законодательстве РФ правовой статус транспортного коридора может измениться с точки зрения гражданского законодательства, о чем свидетельствует ФЗ №184 от 29.06.2015г. «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости и ст. 6 федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ»», согласно которому в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об особых территориальных зонах.
Данные в классификатор вносятся на основании заявления заинтересованных лиц (учредителей) при создании и регистрации транспортного коридора, к которому прилагается Паспорт транспортного коридора – документ, содержащий информацию о ключевых транспортно-экономических показателях и сроках создания транспортного коридора с указанием территории и акватории на которой он будет функционировать, а также учредителей, якорных эксплуатантов и т.д. В Паспорте транспортного коридора указывается: его полное название, наименование субъекта РФ, муниципального образования в котором он создается, фактический объем инвестиций, в том числе из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, муниципального образования, объем внебюджетных инвестиций, включая иностранные, планируемая выручка, полученная от оказываемых услуг, налоговые и таможенные платежи в бюджеты различных уровней, транспортные характеристики (по видам транспорта), в том числе пропускная и провозная способность (в тыс. единиц и тыс. тонн) коммуникаций, показатели перевозок внешнеторговых грузов, характеристики транспортно-складских комплексов. А также указывается возможность обеспечения международных мультимодальных перевозок, таможенного оформления грузовых партий (тыс. операций) и удовлетворения потребностей в специальных сервисах таких, как: логистические услуги, высокий уровень инженерного обустройства телекоммуникациями.
Одним из важных аспектов классификации является указание органа управления коридором и его организационно-правовая форма. Исходя из специфики создания и функционирования транспортного коридора могут представляться и иные данные такие, как: нормативно-правовые акты органов государственной власти, межотраслевого управления, решения бизнес-сообщества о создании транспортного коридора с указанием цели проекта, года начала реализации и социальным эффектом для территории, попадающей в зону функционирования транспортного коридора.
Правовой основой для отбора субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии по возмещению затрат на создание транспортной инфраструктуры по аналогии может стать постановление правительства РФ №1119 от 30.10.2014г. «Об отборе субъектов РФ имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры, индустриальных парков и технопарков» (вместе с «Правилами отбора субъектов РФ имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры, индустриальных парков и технопарков»), так как в нем говорится о транспортной инфраструктуре как о технологическом комплексе, обеспечивающим функционирование объектов сети или путей сообщения (дорог, железнодорожных путей, транспортных коридоров, водных путей, мостов, тоннелей, автомобильных стоянок, железнодорожных станций, аэропортов, портов и др.).
1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
2. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года»// Российская газета. 2011. 20 декабря
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р//Собрание законодательства РФ, 15.12.2008, № 50, ст. 5977.
4. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 г. N 54-РЗ «О Стратегии социально- экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года» //"Северная Осетия".N 8 (26275). 2013. 19 января.
5. Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов.—М.: Транспорт, 2003. – 304 с.
6. Ожегов, С.И.: Словарь русского языка - М.: Советская Энциклопедия, 1970. – С. 675.
7. Приоритет в работе ОСЖД — развитие транспортных коридоров Европы и Азии // ProТранспорт. 2013. №4 – С. 22.
8. Советское административное право / Под ред. Р. С. Павловского.-Киев: Вища школа, 1986.- 614 с.
9. Советский энциклопедический словарь - Москва.: Советская Энциклопедия, 1981. – С. 1146
10. Чачина О. Г. Факторы и механизм развития олигопольного взаимодействия операторов железнодорожного грузового подвижного состава [Текст] : автореф. дисс. ... канд. экон. наук - Ростов н/Д, ГОУ ВПО РГУПС, 2007. - 25 с.
11. СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – html http://www.consultant.ru/