Аннотация.
Данная статья посвящена тенденциям развития рынка беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный летательный аппарат (БЛА) – летательный аппарат без экипажа на борту. В статье так же рассмотрены факторы сдерживающие развитие данного рынка. Особое внимание уделяется тенденциям развития рынка БЛА коммерческого и гражданского назначения, а именно мультикоптерам. Мультикоптер – это БЛА с произвольным количеством несущих винтов, вращающихся диагонально в противоположных направлениях.
Ключевые слова: бла, мультикоптер, рынок, спрос, динамика роста.
По оценкам АРМС-ТАСС со ссылкой на американский еженедельник Aviation Week & Space Technology объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов в предстоящее десятилетие (2015–2025) составит 67,3 миллиарда долларов [1].
Около 35,6 миллиарда долларов будет израсходовано на производство беспилотных аппаратов, 28,7 миллиарда долларов – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, два-три миллиарда долларов – на сервисное обслуживание БЛА.
БЛА принято классифицировать по четырем параметрам: масса, время, высота и дальность полета [2].
Таблица 1 Классификация БЛА
|
|
Дальность, км |
Высота, км |
Время, ч |
Масса, кг |
|
Сверхлегкие |
До 10 |
До 0,25 |
Около 1 |
До 5 |
|
Легкие |
До 70 |
До 3 |
От 2 до 6 |
До 200 |
|
Средние |
До 500 |
До 10 |
До 24 |
До 1250 |
|
Тяжелые |
До 2000 |
До 20 |
До 48 |
До 10000 |
Наиболее распространены БЛА самолетного и вертолетного типов. Каждый из них решает свой круг задач: БЛА самолетного типа применяются преимущественно для создания ортофотопланов территорий, цифровых моделей местности, мониторинга протяженных объектов. Основные преимущества: высокая крейсерская скорость, значительная дальность полета и автономность.
БЛА вертолетного типа (вертолеты, мультикоптеры) применяются в основном для перспективной съемки, мониторинга небольших территорий или обследования сложных конструкций (например опор моста, в том числе и под дорожным полотном). Основные преимущества: малые размеры, взлет и запуск с любых площадок, возможность зависания над объектом обследования, увеличенная полезная нагрузка.
Среди БЛА вертолетного типа широкое распространение получили мультикоптеры. Мультикоптеры способны выполнять множество полезных функций в различных областях человеческой деятельности.
Согласно данным отчета «The economic impact of unmanned aircraft systems integration in the United States. AUVSI»[3], кроме военной и научной, перспективны следующие области коммерческого и гражданского применения мультикоптеров: охрана правопорядка, борьба с лесными пожарами, сельскохозяйственный контроль, управление чрезвычайными ситуациями, обследование линий электропередач, трубопроводов, телекоммуникации, мониторинг погоды, аэросъемка и картографирование, мониторинг окружающей среды, разведывание запасов нефти и газа, грузовые перевозки.
Эксперты отмечают, что широкие перспективы применения БЛА в России обусловлено наличием больших территорий, контроль за которыми может эффективно осуществляться при их помощи. Оценка российского рынка БПЛА – 400 млрд. рублей (13,5 млрд. долларов) до 2024 года[5]. Таким образом, соответствующая рыночная ниша представляется перспективной.
Однако, существует ряд факторов [4], сдерживающих развитие рынка БЛА:
1. Развитие рынка гражданских БЛА на сегодняшний день замедляется из-за отсутствия нормативно- правовой базы для интеграции БЛА в единое воздушное пространство. Эта проблема не решена полностью ни в одной стране мира. В России пока предприняты только первые шаги в этом направлении. С 1 ноября 2010 года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Впервые в этот документ включено определение беспилотного летательного аппарата, а также введены положения относительно порядка использования беспилотного летательного аппарата в воздушном пространстве. Однако этот документ должен быть дополнен рядом сопутствующих документов, содержащих подробные правила и инструкции.
2. Повышенная аварийность БЛА. В настоящее время БЛА не снабжены системой распознавания препятствий и ухода от столкновений, кроме того, многие модели оснащены не вполне совершенными автопилотами. Риск потери аппарата и оборудования приводит к тому, что многие компании могут предпочесть покупать не БЛА, а летные часы у организаций, которые бы специализировались на беспилотных запусках.
3. Не урегулированы до конца вопросы сертификации, страхования, регистрации.
Тем не менее, такие качества применения БЛА как рентабельность, возможность съемки с небольших высот и вблизи объектов, возможность применения в зонах чрезвычайных ситуаций без риска для жизни и здоровья пилотов способствуют привлекательности данного продукта, которая имеет постоянно расширяющийся спрос.
1. International UAV Market Prices – Arlington: Aviation Week, 2014. – C. 6 – 10.
2. Perspectives on Unmanned Aircraft Classification for Civil Airworthiness Standards – NASA/TM – 2013 – 217969. – C. 22 – 25.
3. The economic impact of unmanned aircraft systems integration in the United States – Arlington : AUVSI, 2013. – C. 2 – 15.
4. Беспилотные летательные аппараты: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования / О.Н. Зинченко // ЗАО «Ракурс», 2013.
5. Мировой рынок беспилотников / Н. Преображенов // Военно-промышленный курьер, 2014. – № 3. – С. 15 – 16.