26 июня 2016г.
В период развития и становления общества, создавались и активно развивались политические, образовательные, научные, юридические, экономические и иные социальные институты. Исключением не стал и такой важный институт общества как СМИ, без которого сегодня невозможно представить функционирование и развитие современного общества. Его задача заключается и по сей день в удовлетворении потребностей людей в общении. Данное явление представляет из себя сложный, динамично развивающийся процесс.
Следует также добавить, что средства массовой информации в качестве предмета изучают в журналистике, социологии, культурологии, политологии, лингвистике и иных областях знания.
К тому же, в современной литературе термин «СМИ» не имеет единого толкования, хотя и является одним из главных понятий вышеназванных наук.
Существует мнение, что понятие средств массовой информации тождественно понятию средств массовой коммуникации (СМК). Это связано с тем, что коммуникативные системы, базируясь на технологиях печати и телевидении, радио и интернета, активно участвуют в процессе социальной деятельности, общения между людьми.1
Имеет место быть и противоположная теория, которая гласит, что не нужно рассматривать понятия СМИ и СМК в качестве тождественных, несмотря на их близость. По причине того, что массовая коммуникация представляет из себя процесс систематического распространения информации с использованием СМИ, с целью оказать воздействие на мнение и поведение людей. 2
Рассмотрим СМИ в качестве совокупности общественных организаций, технических средств и человеческих ресурсов, которые задействованы в распространении информации на массы. В данном случае, в узком смысле к СМИ можно отнести как печать, так радио и телевидение. А в широком смысле – кино, книгоиздание, звуко- и видеозапись, рекламу, а также новые современные компьютерные технологии глобальной сети интернета. 3
1 Шестеркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа. // Журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение». №2. 2014. С.108.
2 Аббаси Б. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества // Журнал «Социологический альманах». №4. 2013. С.494. Володина М. Н. Язык средств массовой информации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – С. 24; Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Красанд, 2013. – С. 15- 17.
3 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Либриком, 2014. С.183.
К тому же проводятся исследования, в основе которых находится понятие массовой коммуникации как процесса производства и доведения сообщений до масс при помощи телевидения, радио, печати, а также кинематографа, интернета и иных средств.4
По мнению автора, СМИ фиксируют происходящее, отображают окружающую нас действительность, а также оказывают влияние на все политико-социальные процессы и совокупность выполняемых функций определяют их роль в обществе.
По итогам проанализированного материала современной отечественной и зарубежной литературы5 в данной области, можно выделить несколько основных функций СМИ: информативную, идеологическую, когнитивную, развлекательную, образовательную и рекламную.
Информативная функция – означает, что информацию о происходящих в обществе событиях и условиях жизни, люди во всем мире получают через СМИ. В данный период эта функция имеет особую значимость, в связи с тем, что быстрое информирование в условиях глобализации может обеспечить устойчивое и динамичное развитие общества, а также мировой порядок. Широкий спектр действия данной функции мы можем наблюдать в прессе, различных новостных материалах и программах радио и телевидения.
Американские лингвисты в своих исследованиях выделяют две частные функции в рамках информативной.
1. Удовлетворение потребностей общества в получении информации о важных политических и экономических событиях, которые непосредственно влияют на жизнь каждого члена нашего общества (public surveillance).
Использование этой функции имеет огромное значение. Так как освещая негативные моменты и последствия произошедших событий она дает возможность заинтересованным лицам осуществлять действия по исправлению ситуации. Происходит это посредством журналистов, которые привлекают внимание аудитории и властей к той или иной актуальной проблеме.
Результатом подобных действий может быть как поддержка со стороны читателей, популяризация известной личности, процветание той или иной политической, экономической организации, так и появление критики аудитории с вытекающими из этого последствиями.
2. Удовлетворение потребностей индивида в получении информации (private surveillance). Означает, что любой член общества может получить актуальную и интересную для себя информацию (например в области спорта, культуры, научной жизни, общественной и частной жизни знаменитых людей, погоды, моды и т.д.). Реализация этой функции помогает информированию в различных сферах деятельности, быть уверенным в стабильности развития общества и чувствовать себя в информационной безопасности. 6
Средства массовой информации оказывают большое влияние на общество, из-за этого их не редко называют «четвертая власть». Форма государственного устройства и тип власти определяют ограничения на распространения информации в СМИ. Так, для не тоталитарного социума характерны институциональные ограничения, которые имеют юридическое закрепление (например, в сведениях, составляющих государственную тайну).7
С иной стороны, действуют конвенциональные ограничения, основанные на социально-культурных регулятивах общения (следование нормам этики, право личности на частную жизнь), которые часто нарушаются в изданиях «бульварной прессы». 8
Кроме того, существует принцип социальной ответственности. Он должен быть руководством для всех, кто связан с выпуском информации (social responsibility). Суть его заключается в том, что источники массовой информации, путем своих материалов должны улучшать и совершенствовать современное общество, а также призывать к этому аудиторию. 9
Одной из основных функций СМИ является идеологическая. Ее идея состоит в том, что при помощи определенных культурных ценностей и политических ориентиров людям представляются все происходящие события. Как правило, автор аналитической статьи не открыто, а завуалировано говорит читателю о том, какое отношение должно возникнуть к участникам того или иного события, на основе написанного им материала. И не редко у читателей мнение складывается только после прочтения в публикации различных аргументов и причинно-следственных связей развития произошедшего события.
4 Щербович А.А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступак информации в сети Интернет: Дис.…канд. юрид. наук // – М., 2013. C.4.
5 Graber D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 2010. Graber D.A. Mass media and American politics (7th edn). Washington, D.C., 2014.Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 2013
6 Graber D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 2010. – P. 5-9.
7 Лапо Л.Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации: Дис.…канд. юрид. наук //– М., 2013. С.8.
8 Graber D.A. Mass media and American politics (7th edn). Washington, D.C., 2014. P. 28.
9Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 2013.
Таким образом происходит влияние на образ и логику мышления человека, а также на стиль его мировосприятия.
Именно СМИ формируют ориентиры общественного сознания, используя оценки и анализ фактов различных сфер жизни человека: политических, экономических и иных.
Когнитивная функция СМИ – заключается в том, что посредством языка СМИ и других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной, художественной и др.), создается определенная публицистическая картина мира. Данная функция находится на начальном этапе изучения, что находит свой отголосок в научной среде. А именно, бытует мнение, согласно которому это позволит лучше и основательней понять природу и специфику публицистической речи, раскрыть ее возможности описания происходящей действительности, а также взглянуть на нее как на цельную структуру.
В теории, существует еще одна функция СМИ, представляющая собой соединение коммуникативного и когнитивного начал – коммуникативно-когнитивная. Она заключается в том, что используя информирование, осуществляется контроль и регулирование поведения значительной массы людей, иными словами происходит управление коллективным адресатом. 10
Развлекательная функция – связана с различными развлекательными материалами, музыкальными и видео- программами.
Образовательная функция – при её реализации происходит увеличение уровня образования у аудитории и распространение знаний в области особых образовательных программ и каналов. 11
Рекламная функция непосредственно связана с влиянием на массы, её цель – убеждать людей в необходимости покупать те или иные товары, либо воспользоваться какими-то услугами. Англоязычные исследователи обычно называют ее функцией убеждения (persuasive function). 12
Функция воздействия. На основе ценностей и политических идеалов, которые заданы особенностями государственного устройства и демонстрациями в СМИ, данная функция формирует различные модели поведения, привычки и сознание людей в целом.
При помощи функции манипуляции, СМИ могут регулировать различные политические процессы. Эта функция находит свое применение как правило в прессе. Путем комментариев – расследований и материалов, а также во множестве телевизионных шоу, разоблачаются административные и иные махинации высшего руководства страны со всеми вытекающими для них последствиями.
Следует добавить, что средства массовой информации поддерживают действующую политическую систему, так как политики, которые находятся у власти, а также политическая ситуация в стране – являются одними из главных источников новостей. 13
Политическая власть может воздействовать на общественное мнение, формировать определенную идеологию в массах, а также привлекать определенных групп лиц к политическим идеям. Примером влияния на общественное мнение могут служить политические выборы, так как в этот период времени происходит процесс навязывания человеку целей и стереотипов, которые побуждают его к определенным действиям.
Одна из серьезных проблем, которая связанна со средствами массовой информации, состоит в ограждении неполитизированной части общества от монополизированной идеологии государства; от различной пропаганды партий, информационного воздействия СМИ. Это могут сделать только будучи политически нейтральными СМИ (то есть не имеющих «хозяев»), не находящиеся в экономической зависимости от бюджета государства или финансово-промышленных структур и на этой базе в целом способные обеспечить информационные потребности общества.
В связи с этим, должна быть налаженной система сдержек и противовесов, подобная механизму государственной власти. Чтобы в итоге общество могло осуществлять контроль над СМИ и их «хозяевами».
Нельзя не учесть тот факт, что все функции СМИ которые перечислены выше – тесно между собой связаны, и в том или ином продукте массовой коммуникации могут сочетаться.
10 Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». – Благовещенск: АмГУ, 2010. С.24-25. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – С. 126-159.
11 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Либроком,2014. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Красанд, 2013. С.18.
12 Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2015. С.29-38.
13 Graber D.A. Mass media and American politics… – P. 12, 24.
Таким образом, с течением времени, СМИ стали неотъемлемой частью общества, несмотря на то, что изначально они возникли для того, чтобы удовлетворять потребности людей в получении информации и общении, а на сегодняшний день они занимаются ещё и анализом, регулированием различных политических процессов, формированием различных моделей поведения, привычек, ориентиров общественного сознания и многим другим.
Список литературы
1. Аббаси Б. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества // Журнал «Социологический альманах». №4. 2013.
2. Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». – Благовещенск: АмГУ, 2010.
3. Володина М. Н. Язык средств массовой информации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.
4. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2015.
5. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Красанд, 2013.
6. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.
7. Лапо Л.Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации: Дис.…канд. юрид. наук // – М., 2013.
8. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Либриком, 2014.
9. Шестеркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа. // Журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение». №2. 2014.
10. Щербович А.А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступак информации в сети Интернет: Дис.…канд. юрид. наук // – М., 2013.
11. Graber D.A. Mass media and American politics (7th edn). Washington, D.C., 2014.
12. Graber D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 2010.
13. Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 2013.