Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

В период развития и становления общества, создавались и активно развивались политические, образовательные, научные, юридические, экономические и иные социальные институты. Исключением не стал и такой важный институт общества как СМИ, без которого сегодня невозможно представить функционирование и развитие современного общества. Его задача заключается и по сей день в удовлетворении потребностей людей в общении. Данное явление представляет из себя сложный, динамично развивающийся процесс.

Следует также добавить, что средства массовой информации в качестве предмета изучают в журналистике, социологии, культурологии, политологии, лингвистике и иных областях знания.

К тому же, в современной литературе термин «СМИ» не имеет единого толкования, хотя и является одним из главных понятий вышеназванных наук.

Существует мнение, что понятие средств массовой информации тождественно понятию средств массовой коммуникации (СМК). Это связано с тем, что коммуникативные системы, базируясь на технологиях печати и телевидении, радио и интернета, активно участвуют в процессе социальной деятельности, общения между людьми.1

Имеет место быть и противоположная теория, которая гласит, что не нужно рассматривать понятия СМИ и СМК в качестве тождественных, несмотря на их близость. По причине того, что массовая коммуникация представляет из себя процесс систематического распространения информации с использованием СМИ, с целью оказать воздействие на мнение и поведение людей. 2

Рассмотрим СМИ в качестве совокупности общественных организаций, технических средств и человеческих ресурсов, которые задействованы в распространении информации на массы. В данном случае, в узком смысле к СМИ можно отнести как печать, так  радио и телевидение. А в широком смысле – кино, книгоиздание, звуко- и видеозапись, рекламу, а также новые современные компьютерные технологии глобальной сети интернета. 3

    

1    Шестеркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа. // Журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение». №2. 2014. С.108.

2   Аббаси Б. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества // Журнал «Социологический альманах». №4. 2013. С.494. Володина М. Н. Язык средств массовой информации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – С. 24; Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). –  М.: Красанд, 2013. –  С. 15- 17.

3 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Либриком, 2014. С.183.


К тому же проводятся исследования, в основе которых находится понятие массовой коммуникации как процесса производства и доведения сообщений до масс при помощи телевидения, радио, печати, а также кинематографа, интернета и иных средств.4

По мнению автора, СМИ фиксируют происходящее, отображают окружающую нас действительность, а также оказывают влияние на все политико-социальные процессы и совокупность выполняемых функций определяют их роль в обществе.

По итогам проанализированного материала современной отечественной и зарубежной литературы5  в данной области, можно выделить несколько основных функций СМИ: информативную, идеологическую, когнитивную, развлекательную, образовательную и рекламную.

Информативная функция – означает, что информацию о происходящих в обществе событиях и условиях жизни, люди во всем мире получают через СМИ. В данный период эта функция имеет особую значимость, в связи с тем, что быстрое информирование в условиях глобализации может обеспечить устойчивое и динамичное развитие общества, а также мировой порядок. Широкий спектр действия данной функции мы можем наблюдать в прессе, различных новостных материалах и программах радио и телевидения.

Американские лингвисты в своих исследованиях выделяют две частные функции в рамках информативной.

1.      Удовлетворение потребностей общества в получении информации о важных политических и экономических событиях, которые непосредственно влияют на жизнь каждого члена нашего общества (public surveillance).

Использование этой функции имеет огромное значение. Так как освещая негативные моменты и последствия произошедших событий она дает возможность заинтересованным лицам осуществлять действия по исправлению ситуации. Происходит это посредством журналистов, которые привлекают внимание аудитории и властей к той или иной актуальной проблеме.

Результатом подобных действий может быть как поддержка со стороны читателей, популяризация известной личности, процветание той или иной политической, экономической организации, так и появление критики аудитории с вытекающими из этого последствиями.

2.    Удовлетворение потребностей индивида в получении информации (private surveillance). Означает, что любой член общества может получить актуальную и интересную для себя информацию (например в области спорта, культуры, научной жизни, общественной и частной жизни знаменитых людей, погоды, моды и т.д.). Реализация этой функции помогает информированию в различных сферах деятельности, быть уверенным в стабильности развития общества и чувствовать себя в информационной безопасности. 6

Средства массовой информации оказывают большое влияние на общество, из-за этого их не редко называют «четвертая власть». Форма государственного устройства и тип власти определяют ограничения на распространения информации в СМИ. Так, для не тоталитарного социума характерны институциональные ограничения, которые имеют юридическое закрепление (например, в сведениях, составляющих государственную тайну).7

С иной стороны, действуют конвенциональные ограничения, основанные на социально-культурных регулятивах общения (следование нормам этики, право личности на частную жизнь), которые часто нарушаются в изданиях «бульварной прессы». 8

Кроме того, существует принцип социальной ответственности. Он должен быть руководством для всех, кто связан с выпуском информации (social responsibility). Суть его заключается в том, что источники массовой информации, путем своих материалов должны улучшать и совершенствовать современное общество, а также призывать к этому аудиторию. 9

Одной из основных функций СМИ является идеологическая. Ее идея состоит в том, что при помощи определенных культурных ценностей и политических ориентиров людям представляются все происходящие события. Как правило, автор аналитической статьи не открыто, а завуалировано говорит читателю о том, какое отношение должно возникнуть к участникам того или иного события, на основе написанного им материала. И не редко у читателей мнение складывается только после прочтения в публикации различных аргументов и причинно-следственных связей развития произошедшего события.


4 Щербович А.А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступак информации в сети Интернет: Дис.…канд. юрид. наук // – М., 2013. C.4.

5 Graber D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 2010. Graber D.A. Mass media and American politics (7th edn). Washington, D.C., 2014.Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 2013

6 Graber D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 2010. – P. 5-9.

7 Лапо Л.Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации: Дис.…канд. юрид. наук //– М., 2013. С.8.

8 Graber D.A. Mass media and American politics (7th edn). Washington, D.C., 2014. P. 28.

9Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 2013.




Таким образом происходит влияние на образ и логику мышления человека, а также на стиль его мировосприятия.

Именно СМИ формируют ориентиры общественного сознания, используя оценки и анализ фактов различных сфер жизни человека: политических, экономических и иных.

Когнитивная функция СМИ – заключается в том, что посредством языка СМИ и других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной, художественной и др.), создается определенная публицистическая картина мира. Данная функция находится на начальном этапе изучения, что находит свой отголосок в научной среде. А именно, бытует мнение, согласно которому это позволит лучше и основательней понять природу и специфику публицистической речи, раскрыть ее возможности описания происходящей действительности, а также взглянуть на нее как на цельную структуру.

В теории, существует еще одна функция СМИ, представляющая собой соединение коммуникативного и когнитивного начал – коммуникативно-когнитивная. Она заключается в том, что используя информирование, осуществляется контроль и регулирование поведения значительной массы людей, иными словами происходит управление коллективным адресатом. 10

Развлекательная функция – связана с различными развлекательными материалами, музыкальными и видео- программами.

Образовательная функция – при её реализации происходит увеличение уровня образования у аудитории и распространение знаний в области особых образовательных программ и каналов. 11

Рекламная функция непосредственно связана с влиянием на массы, её цель – убеждать людей в необходимости покупать те или иные товары, либо воспользоваться какими-то услугами. Англоязычные исследователи обычно называют ее функцией убеждения (persuasive function). 12

Функция воздействия. На основе ценностей и политических идеалов, которые заданы особенностями государственного устройства и демонстрациями в СМИ, данная функция формирует различные модели поведения, привычки и сознание людей в целом.

При помощи функции манипуляции, СМИ могут регулировать различные политические процессы. Эта функция находит свое применение как правило в прессе. Путем комментариев – расследований и материалов, а также во множестве телевизионных шоу, разоблачаются административные и иные махинации высшего руководства страны со всеми вытекающими для них последствиями.

Следует добавить, что средства массовой информации поддерживают действующую политическую систему, так как политики, которые находятся у власти, а также политическая ситуация в стране – являются одними из главных источников новостей. 13

Политическая власть может воздействовать на общественное мнение, формировать определенную идеологию в массах, а также привлекать определенных групп лиц к политическим идеям. Примером влияния на общественное мнение могут служить политические выборы, так как в этот период времени происходит процесс навязывания человеку целей и стереотипов, которые побуждают его к определенным действиям.

Одна из серьезных проблем, которая связанна со средствами массовой информации, состоит в ограждении неполитизированной части общества от монополизированной идеологии государства; от различной пропаганды партий, информационного воздействия СМИ. Это могут сделать только будучи политически нейтральными СМИ (то есть не имеющих «хозяев»), не находящиеся в экономической зависимости от бюджета государства или финансово-промышленных структур и на этой базе в целом способные обеспечить информационные потребности общества.

В связи с этим, должна быть налаженной система сдержек и противовесов, подобная механизму государственной власти. Чтобы в итоге общество могло осуществлять контроль над СМИ и их «хозяевами».

Нельзя не учесть тот факт, что все функции СМИ которые перечислены выше – тесно между собой связаны, и в том или ином продукте массовой коммуникации могут сочетаться.

 

 10 Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». – Благовещенск: АмГУ, 2010. С.24-25. Кубрякова    Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – С. 126-159.

11    Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Либроком,2014. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Красанд, 2013. С.18.

12 Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2015. С.29-38. 

13 Graber D.A. Mass media and American politics… – P. 12, 24.



Таким образом, с течением времени, СМИ стали неотъемлемой частью общества, несмотря на то, что изначально они возникли для того, чтобы удовлетворять потребности людей в получении информации и общении, а на сегодняшний день они занимаются ещё и анализом, регулированием различных политических процессов, формированием различных моделей поведения, привычек, ориентиров общественного сознания и многим другим.

 

Список литературы

1.     Аббаси Б. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества // Журнал «Социологический альманах». №4. 2013.

2.     Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». – Благовещенск: АмГУ, 2010.

3.     Володина М. Н. Язык средств массовой информации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.

4.     Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2015.

5.     Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Красанд, 2013.

6.     Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.

7.     Лапо Л.Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации: Дис.…канд. юрид. наук // – М., 2013.

8.     Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Либриком, 2014.

9.     Шестеркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа. // Журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение». №2. 2014.

10. Щербович А.А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступак информации в сети Интернет: Дис.…канд. юрид. наук // – М., 2013.

11. Graber D.A. Mass media and American politics (7th edn). Washington, D.C., 2014.

12. Graber D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 2010.

13. Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 2013.