Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ А.Г. ДУГИНА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

Аннотация:

В статье дается анализ эволюции политических взглядов известного российского общественного деятеля, философа и политолога А.Г.Дугина. Рассмотрев три основные этапа этой эволюции, автор приходит к выводу о сохранении «поворота вправо» в политических взглядах А.Г.Дугина в рамках современного неоевразийства.

Abstract: This is an analysis of evolution of political looks of the well-known Russian publicman, philosopher and political scientist A. Dugin. The three basic stages of this evolution are examined, the author comes to the conclusion about maintenance of political looks of a "turn to the right" within the framework of modern neoeurasionism

Ключевые слова: евразийство, неоевразийство, эволюция политических взглядов, геополитика. Keywords: Neo-Eurasionism, eurasionism, evolution of political looks, geopolitics.

Евразийство – идейно-политическое течение русской эмиграции 20-х годов, созданное плеядой выдающихся общественных деятелей (среди создателей евразийства – лингвист Н.С.Трубецкой, географ П.Н. Савицкий, юрист Н.Н. Алексеев, богослов Г.В. Флоровский и др.). Евразийство стало реакцией определенных кругов белой эмиграции на революцию 1917 года, попыткой преодоления социокультурных проблем, стоящих перед новой, Советской Россией на пути самобытности. Евразийство объявило Россию отдельной цивилизацией, с уникальным, самобытным содержанием, требующим всестороннего раскрытия и анализа. Несмотря на свое исчезновение в конце 30-х годов ХХ века, евразийство затем возродилось в работах некоторых авторов конца ХХ века (А.Г. Дугин, А.С. Панарин, В.Я. Пащенко, Р.Р. Вахитов и др.).

Автор статьи уже обращался к теме современного неоевразийства ХХ века: писал о «академического неоевразийстве» А. Панарина, в данном случае нам будет интересно проследить за эволюцией другого неоевразийского автора – А.Г. Дугина.

Дугин был первым из современных политических мыслителей, обратившихся к теме евразийства в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. В своем развитии взгляды А.Г.Дугина прошли три этапа.

Первый этап – зарождение  неоевразийства Дугина (1989 -1993гг.). В этот период Дугин состоялся в основном как правоконсервативный публицист. Взгляды в этот период отличаются попыткой синтеза евразийства и широкого спектра правоконсервативных идей с одновременно крайне отрицательным отношением к советскому проекту. Он не называет себя евразийцем и не выделяет евразийства из различных течений третьего пути.

В 1989 году появляются первые неоевразийские публикации в журнале «Советская литература» (А.Г. Дугин «Конец пролетарской эры»), осуществляется издание альманаха «Континент Россия» (статьи А.Г. Дугина «Континент Россия», «Подсознание Евразии» и т.д.) В это же время А. Дугин примыкает к философии традиционализма (Рене Генон). Выходит его книга «Пути Абсолюта» (1989г.), в которой он следует традиционалистской философии ее основателя. В другой своей книге «Мистерии Евразии», вышедшей в Испании на испанском языке (Russia misterio de Eurasia) в 1990г., а затем переизданной в 1996г. на русском, А.Г. Дугин выступает последователем арийского мифа и соединенного с ним своеобразного «евразийства». В ней он пишет: «Наиболее  глубокие   русские  мыслители  ХХ  века  …  это,  бесспорно,  «евразийцы»,  идеологи  особого «третьепутистского» крыла первой русской эмиграции. В их концепциях географическое расположение России между Востоком и Западом играет центральную роль. Для них Евразия сводится к России, а российский этнос «в сверхнациональном» смысле этого слова рассматривается как современный носитель туранизма, особой имперской психоидеологии, переданной собственно россам тюркско-монгольскими племенами Орды. Таким образом, евразийцы, в отличие от представителей монархического лагеря были не столько «панславистами», сколько тюркофилами.»[5] Непосредственно за этим утверждением следует описание нордических рас Евразии в духе немецких правоконсервативных мистиков (А. Дугин приводит схему миграции первобытных евразийских нордических рас по Герману Вирту).

Взгляды Дугина в этот период носят крайне право-консервативный характер. Он критикует советскую власть за отсутствие в ней духовного и национального измерений. Можно также выделить изначально негативное его отношение к Западу и его ведущему лидеру США, «квинтэссенции Запада». Критика и СССР, и США основана на возможности, по его мнению, третьего пути.

В начале 90-х годов начинает издаваться журнал «Элементы», первый номер которого выходит в 1991 году. В редакционную коллегию журнала вошли А. Дугин – главный редактор, зам. главного редактора А. Соколов, Д. Макаров, В. Алкснис, А. Проханов, Ален де Бенуа (Франция), Клаудио Мутти (Италия), Роберт Стойкерс (Бельгия). В первом номере А. Дугин публикует важную статью «Консервативная революция». Это краткая история идеологии третьего пути», в которой он дает антологию политических учений правоконсервативного толка. Он утверждает, что концепции третьего пути (между либеральным капитализмом и коммунизмом), к которому призывали евразийцы 20-х годов, стали складываться как один из возможных ответов на французскую буржуазную революцию, причем, если правые после французской революции в основном настаивают на защите и консервации ценностей, которые она ниспровергает, то левые стремятся радикализировать, довести до конца тенденции этой революции. Консервативные же революционеры «стремятся вернуться к такому порядку, который предшествовал не только Революции, но и возникновению причин к ней приведших». [4, с.15] Поэтому они приветствуют «Революцию, тотальную, всеобновляющую, радикальную, но – в направлении, прямо противоположном революции левых». [4, с.15] Вариантами идеологий консервативной революции А. Дугин считал ранний фашизм в Италии, фалангизм в Испании, славянофильство и евразийство в России, младоконсерваторов в Германии (О. Шпенглер, А.М. Ван ден Брук, В. Зомбарт)

В 1993 году происходит переоценка Дугиным своего антикоммунизма и обращение к позитивным элементам советского опыта. В третьем номере журнала «Элементы», мы читаем: «Социализм… есть сознательная реакция на наступление общества…, осознанное как отчуждение…, и стремление вернуться к органическим формам существования, к общине…, к братству и единству органического коллективного существа. Социализм, таким образом, есть тенденция и консервативная и революционная одновременно, так как она ориентирована на реализацию в будущем идеала прошлого». [4, с.13] Одновременно с этим Дугин создает национал-большевистскую партию вместе с Эдуардом Лимоновым, становясь по сути основным и единственным ее идеологом. В декларации о создании НБП было заявлено: «Что такое национал-большевизм? Слияние самых радикальных форм социального сопротивления с самыми радикальными формами национального сопротивления… тысячелетние национальные традиции сольются в национал-большевистском движении с идеями социальной справедливости и социального равенства » (А.Г.Дугин, Э. Лимонов, 1 мая 1993г.) [3]

Характеристика этого этапа (1993-1997) – это сближение Дугина с левыми течениями. Кроме того данный этап – это этап напряженной работы Дугина как мыслителя и философа. В этот период он издает свои наиболее значимые работы в «Элементах», которые продолжают выходить до 1998 года. В них печатаются политики левого и патриотического направлений (А. Проханов[16, с. 9-11], В. Алкснис[1, с.10-12], С. Бабурин[2, с.26-27], Э. Лимонов[11, с.49-52], Д. Калаич[10, с.10-13], издаются статьи А.Г. Дугина, позже вошедшие в книгу «Русская Вещь» (2001 г.), в разделе «Геополитические тетради» приводятся высказывания и анализ геополитиков прошлого и настоящего(Р. Стойкерс[17, с.2-3], К. Хаусхофер[18, с.14-18], Е. Морозов[13, с.24-30], К. Шмитт[19, с.27-29], А. Мюллер ван ден Брук[14, с.30-33, Ж. Тириар[20, с.5-8], Ж. Парвулеско)[21, с.44-45], дается слово религиозным деятелям (Митрополит Иоанн (Снычев)) [12], печатаются статьи по философии (Ю. Эвола, А. де Бенуа, Ж. Делез) [22] и т.д. Журнал «Элементы» можно считать «плавильным котлом» неоевразийства, этот журнал послужил для А.Г. Дугина неким полигоном – моментом перехода от идей правого традиционализма к неоевразийству как таковому, осмысляемому в рамках национал-большевизма, творческого соединения национализма и социализма. В это же время идеи евразийства становятся популярными в патриотической оппозиции и в среде левой интеллигенции.

С 1994 года происходит дальнейшее развитие доктрины неоевразийства. Выходят работы А.Г. Дугина «Мистерии Евразии», «Метафизика Благой Вести», «Основы Геополитики», «Консервативная Революция», «Тамплиеры Пролетариата» (сноски вставить). Евразийство подвергается критике со стороны русских националистов, ортодоксальных коммунистов и либералов. В 1997 году начинает свою работу интеллектуальный проект А.Г. Дугина «Новый Университет», лекции которого были призваны донести до широкой аудитории философию неоевразийства. В период с 1994 по 1998 г. А.Г. Дугин активно участвует в создании «Национал- большевистской партии», публикуется в газетах «Лимонка», «Завтра». Впоследствии А.Г. Дугин отойдет от национал-большевизма, кратко объяснив это радикализмом последнего.

Программными книгами этого периода можно считать книги А.Г. Дугина «Основы геополитики» (1997 г.) и «Мыслить Пространством» (1998). Именно в них, А.Г. Дугин впервые называет себя «неоевразийцем», «синтезатором евразийства» и «радикалом геополитических стремлений». Геополитика определяется им как «наука о власти», как «наука править». Одновременно Дугин определяет геополитику как «мировоззрение», в котором основная роль отводится фактору географического ландшафта и пространства как политической судьбы. В цели геополитики как науки входит и объяснение роли России в меняющемся мире. В первых же главах книги «Основы геополитики» (1997) А. Дугин предлагает разделить страны  на страны с теллурократией (властью «Земли») и талассократией («властью Моря»). Страны с теллурократией географически расположены в центре континента, это континентальные страны с оседлым существованием. Границы островных («талассократических») государств – это подвижные границы, эти государства ведут вечную геополитическую борьбу за обладание континентом, отрывают от континента целые куски суши, создавая вассальные государства. Сам А.Г. Дугин выделяет два глобальных субъекта, субъект Моря (США) и субъект Суши (Россия). В этом противостоянии, согласно мыслителю, есть четыре варианта, четыре геополитических результата «войны». Первый – победа талассократии полностью вытесняет теллурократические державы и ценности. В этом случае на всей планете устанавливается «однородный либерально-демократический порядок».[7, с.21] Во втором варианте победа сил Моря не отменяет силы Суши, но снимает геополитические проблемы, т.к. Море становится непобедимым. При этом противостояние Моря и Суши становится несущественным. В третьем варианте происходит возрождение новой биполярности с теми же противостоящими субъектами, но уже в новой форме. И наконец – четвертый вариант, когда «в …новом противостоянии побеждает теллурократия». [7, с.21-22] Все эти возможные сценарии событий автор преподносит в качестве своего «геополитического» видения мировой истории.

Геополитик, согласно Дугину, не может быть объективен, им движут интересы теллурократического или талассократического целого. Отбрасывая методологический принцип нейтральности, он рассматривает классиков геополитики с точки зрения геополитического противостояния Суша-Море (Восток-Запад). Всех немецких ученых-геополитиков (Ратцеля, Шмитта и т.п.) он относит к «геополитике Суши», а всех английских и американских геополитиков (Макидера, Мэхэна, Хантингтона) – к «геополитике Моря». Французы для него стоят посредине, являясь некоей геополитической границей континентальной и океанической Европы.

С точки зрения этого глобального геополитического подхода А.Г. Дугин и рисует место неоевразийства в глобальной политической системе противостояний. Евразийцы, по его мнению, бесспорные патриоты России, а следовательно, стоят на стороне континентальной геополитики («теллурократии»). Неоевразийцы усиливают геополитический подход, доводят до предела дуалистическое противостояние полюсов. Вот как описывает этот феномен А.Г. Дугин: «Постепенно геополитическая пара Суша и Море закрепилась в форме противостояния стран Запада и Востока. Запад и особенно форпост западной цивилизации США довели до самых последних пределов рыночную логику, тогда как евразийские и восточные государства искали иных путей развития…». [6, с.530] Вывод из книги «Основы геополитики» таков: России следует готовится к построению новой Империи, которая будет центром для целого ряда евразийских империй, которые будут включать в себя Паназиатский, Панарабский и другие проекты. Книга «Мыслить пространством» (1998г.) была посвящена утверждению органической философии. В ней А.Г. Дугин предлагает выйти из представлений об однолинейности времени вообще. Только «парадигма пространства» может победить либерализм и остановить конец света, конец истории. Именно этот подход, с его точки зрения, и развивает неоевразийство, таким образом, стоя вне всех смысловых конструкций остальных концепций (коммунизма с его устремленностью в будущее и либерализма с его концентрированностью на настоящем). Третья глава книги «Мыслить пространством» посвящена отцам- основателям евразийства. В ней дается оценка классического евразийства, как проекта русского национального возрождения: «И геополитика, и социология, и структурализм, и психология глубин, и традиционализм, и история религий активно разрабатывались» евразийцами в начале ХХ века. «Евразийство актуально как никогда именно сегодня. Это не прошлое. Это проект.». [6, с.649].

В 1998 году заканчивается второй этап становления А.Г. Дугина как политического философа и начинается третий (1999-2012). Точкой отсчета здесь можно считать выход брошюры «Наш путь» (1999г.), в которой формулируются основные задачи евразийского движения. В этой брошюре автор явно порывает с принципом социального равенства и справедливости, на словах не отказываясь целиком от принципа патернализма, но сопровождая его следующими оговорками в описании чаемого будущего: «Финансовая ситуация в стране должна контролироваться Центробанком и рядом крупных коммерческих банков, соучаствующих в стратегических инстанциях. Либерализация должна происходить постепенно и плавно по мере реализации основных задач, диктуемых требованиями автаркии».[15] Таким образом, А.Г. Дугин прямо переходит на правые позиции «охранителя» по отношению к существующему в РФ политическому режиму, отказываясь от своего участия в НБП.

В 2001 году возникает ОПОД «Евразия», а 1 марта в 2002 года создается партия «Евразия», которая прекращает свое существование, чтобы возродиться позднее в 2012 году. В этот период – Дугин формулирует свою идейно-политическую позицию как «радикальный центризм», дистанцируясь от партий и движений и левого и правого политического спектра. В 2003 году Международное евразийское движение окончательно встает на право-консервативную позицию, поддерживает В.В.Путина, в дальнейшем выступает против оранжевых революций. В 2005 году А.Г. Дугин создает «Евразийский союз молодежи». В рамках третьего периода А.Г. Дугин выступает как сторонник существующей власти, в которой он видит сторонника геополитического возрождения Евразии и главного союзника Евразийского движения.

Однако, в 2012 году происходит некоторое переосмысление А.Г. Дугиным перспектив сотрудничества с существующим в РФ политическим режимом. Его можно охарактеризовать как умеренное дистанцирование А.Г. Дугина как политика от существующей власти и критику власти с позиций правого умеренного национализма. Этот период ознаменован выходом книги «Путин против Путина. Бывший будущий президент»,[8] в которой рассматривается двойственность позиции Путина по отношению к русскому консерватизму. В этой книге Дугин задается вопросом – будет ли Путин отстаивать в дальнейшем суверенитет и державность страны? Да, отвечает аналитик. Но при этом, не будет выходить за рамки намеченного консенсуса между либеральным прагматизмом и просвещенным патриотизмом. А.Г. Дугин с сожалением констатирует разочарование в перспективах российской властной политики в таких словах: «Путин не выйдет за черту той формулы, в которую вцепился намертво. Никто не дождётся ни либерализма без патриотизма, ни патриотизма без либерализма». [8] В этом же году А.Г. Дугин возрождает партию «Евразия» (26 августа 2012 года проходит её учредительный съезд). В июне 2014 года обостряется конфликт между политологом и существующей действительностью, в результате критики справа российской власти А.Г. Дугин уходит с поста декана социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2015 году выходит книга А.Г. Дугина «Украина: моя война»[9], в которой, наблюдая за украинскими событиями 2014-2015гг., он предлагает многосторонний исторический, геополитический анализ основных этапов кризиса Украинского государства. Его позиция – это позиция сторонника воссоединения всего Русского Мира и возрождения Евразийской цивилизации. сторонника Новороссии как самостоятельного социально-политического образования.

В целом, эволюция взглядов А.Г. Дугина в рамках современного неоевразийства является показательной для описания перспектив этого теоретического синтеза. Она отражает эволюцию умеренной части патриотической  оппозиции существующей  власти, которая прошла долгий путь от  резкого противостояния «ельцинскому» режиму (1993-1998) через принятие существующего «путинского» режима (1999-2012) к дальнейшему теоретическому разочарованию в нём (2012-2014) при сохранении старого поворота «вправо». При этом в рамках «имперской» линии державности в нём резко ослабли социальные мотивы (патернализм, защита социальных прав населения) и на первый план вышли проблемы актуальной геополитики (такие как стремление к многополярному миру, поддержание антигегемонистских стремлений США).

 

Список литературы

1.     Алкснис В. Последний полковник империи // Элементы, 1993, №3. - С.10-12

2.     Бабурин С. Мондиализм и тайна России // Элементы, 1992, №2. - С.26-27.

3.     Декларация о создании Национал-большевистской партии http://nbp-perm.narod.ru/Decl.htm

4.     Дугин А. Загадка социализма // Элементы, 1991, №1.

5.     Дугин А.Г. Мистерии Евразии // Абсолютная Родина. М.: Арктогея, 1999. – С.591.

6.     Дугин А.Г. Мыслить пространством // Основы геополитики М.: Арктогея-центр, 2000. - С.730.

7.     Дугин А.Г. Основы геополитики. // Основы геополитики. М.: Арктогея-центр, 2000. - С.

8.     Дугин А.Г. Путин против Путина. Бывший будущий президент. М.: Яуза-Пресс, 2012. - С.320.

9.     Дугина А.Г. Украина: моя война. Геополитический дневник. М.: Центрполиграф, 2015. – 512с.

10. Калаич Д. Сербы против «нового мирового порядка» // Там же. –С.10-13;

11. Лимонов Э. Я люблю «шампанских гениев» // Элементы, 1994, №4. – С.49-52.

12. Митр. Иоанн (Снычев) Православная революция против современного мира  // Элементы, 1994, №4. – С.18-19.

13. Морозов Е. План «Анаконда» // Элементы, 1994, №4. –С.24-30

14. Мюллер ван ден Брук А. Германия между Европой и Западом // Элементы, 1993, №3. –С.30-33;

15. Наш путь. Стратегические перспективы развития России в ХХI веке 1999г. http://arctogaia.com/public/pr- part3.htm

16. Проханов А. Русский хаос // Элементы, 1991, №1.

17. Стойкерс Р. Теоретическая панорама геополитики // Элементы, 1991, №1. - С.2-8.

18. Хаусхофер К. Геополитическая динамика меридианов и параллелей // Там же. – С.14-18.

19. Шмитт К. Новый «Номос» Земли // Элементы, 1993, №3. - С.27-29

20. Тириар Ж. Тезисы Жана Тириара //Элементы, 1991, №1. - С.5-8

21. Парвулеско Ж. «Онтологический враг» // Элементы, 1993, №3. - С.44-45.

22. Эвола Ю. Оседлать тигра // Элементы, 1993, №3. –С.4-9; Бенуа А. Второй лик социализма // Элементы, 1994, №4.- С.4-9.